Виды и функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа".

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

арушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли.

Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода Может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.


12. Средства массовой информации (СМИ) — организации (коммерческие или некоммерческие), обеспечивающие массовые коммуникации с различными аудиториями. Целью данных коммуникаций является обеспечение этих аудиторий информацией.

Форма подачи и содержание этой информации составляют формат средства массовой информации, а аудитория, воспринимающая эту информацию называется аудиторией СМИ.

Для анализа средств массовой информации (СМИ) как социального феномена можно использовать несколько подходов:

Анализ СМИ как социального института — наиболее разработанная тема. Коротко можно сказать следующее. Средства массовой информации — дети эпохи и философии Просвещения, необходимый элемент открытого гражданского общества. В эпоху Просвещения задачами СМИ были просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей («глаголом жечь сердца людей»), обмена опытом между людьми. У средств массовой информации в ту эпоху была и высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ.

В начале XX века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств.

Резюмируем функции СМИ в современном обществе:

1. Идеологическое и политическое влияние на аудитории (как на власть, так и на массы), формирование и презентация общественного мнения.

2. Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей.

3. Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий.

Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМИ — это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти (управление, организация и воздействие на массы). Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (объективное освещение событий или зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМИ. Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы (аудитории по отношению к СМИ занимают пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:

§ Органы и институты власти: пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии (выборы).

§ Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: пропаганда, собственная «раскрутка» (привлечь внимание к себе), влияние на власть, формирование общественного мнения.

§ Инвесторы и владельцы СМИ: экономическая успешность и прибыльность СМИ, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие.

§ Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение событий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть личные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать.

Понятно, что во время выборов эти противоречия обостряются и усложняются: сами журналисты не прочь подзаработать на предвыборной рекламе и «заказухе», Избиркомы стремятся не допустить появления проплаченных материалов, позиция владельцев СМИ меняется от нейтральной до откровенной поддержки определенных политических сил. Особенно жесткие противоречия, которые проецируются и на СМИ в период выборов бывают между политическими группами. В борьбе за СМИ в ход идут все средства от подкупа до административного давления и даже неприкрытой цензуры.

Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).

Коммуникационный анализ средств массовой информации позволяет выявить другие аспекты этого социального феномена.

В первую очередь можно сказать что СМИ — это аудитория этого СМИ. По сути и коммерческая, и агитационно-пропагандистская привлекательность СМИ определяется характеристиками его аудитории: размером, социальным и демографическим составом, степенью доверия к СМИ как источнику информации и т.п.

Во-вторых, СМИ — это способы донесения информации до аудитории (способы информирования). Прежде всего, это связано с техническими аспектами информационных каналов. М. Маклюен прямо говорит: «средство и есть коммуникация». Рождение и эволюция средств массовой информации неразрывно связаны с эволюцией технологий. Появление СМИ стало возможным благодаря изобретению печатного станка Гуттенбергом (массовая печать), а их быстрое распространение — появлению железных дорого и телеграфа. Дальнейшее развитие СМИ связано с появлением технических средств передачи и приема электрических сигналов и электромагнитных волн, а так же технологий кодирования изображения и звука в эти сигналы и волны. Почти мгновенно оказалось возможно передавать текст, неподвижное и подвижное изображение и голос. Последнее было наиболее важным для воздействия на неграмотные аудитории.

Ставшая привычной категоризация СМИ так же связана со «способом коммуникации», то есть с техническими аспектами сбора, подготовки, публикации и распространения информации. Деление СМИ принято следующее:

1. Печатные СМИ:

1. Газеты,

2. Журналы.

Электронные СМИ:

0. Радио,

1. Телевидение,

2. Интернет.

С точки зрения моделей массовой коммуникации можно сформулировать следующие особенности СМИ:

1. Селективность(модель привратника). Редакторы выбирают из всего подтока новостей и сообщений только часть, поскольку объем любого СМИ ограничен. В отборе (селекции) сообщений работники масс-медия могут руководствоваться различными принципами:

1. Стремлением к объективному освещению событий;

2. Политическими пристрастиями (формирование «повестки дня»);

3. Коммерческими соображениями («заказуха» или «работа на публику», желание завоевать аудиторию);

4. Внешние административное давление.

Несимметричность. В массовой коммуникации происходит фиксация ролей источника коммуникации и ее адресата (ролей говорящего и слушающего). Первые (СМИ) являются активной стороной, вторые (аудитории) — пассивной. Нужны немалые усилия, чтобы «смягчить» эту несимметричность отношений. Главные методы уравновешивания ролей — организация «обратной связи», интерактивность и т.п.

Отступление от нормы. Информацию, публикуемую в СМИ нельзя назвать точным отражением реальности. Ожидаемые, нормальные события, укладывающиеся в норму повседневности, не являются информационным поводом, поэтому в зону внимания СМИ не попадают, остаются «за скобками». Для СМИ интерес представляют события, нарушающие норму, асимметричные, неожиданные («если собака укусила человека — это не новость, новость — если человек укусил собаку»).

Симулятивность. Не только информация, публикуемая в СМИ, является отражением реальных событий. Верно и обратное — события становятся отражением информации из масс-медиа (симулякром, по определению Ж. Бодрияра). Концепции культирования, социального научения — это лишь одна сторона медали. Масс-медиа в своих прогнозах и комментариях создают вероятные события, которые могут произойти. А, как пишет Никлас Луман: «если известно, что нечто является вероятным, то с наступлением события будут считаться скорее, чем с его ненаступлением, и, чем выше его релевантность, тем ниже тот порог, который приводит процесс реализации в движение». Иными словами акторы (личности, группы или организации) начинают вести себя так, будто вероятное событие уже произошло. В эту же рубрику можно отнести и «виртуальные», специально организованные события, событие, существующие только в «виртуальном» медиа-пространстве.

Обратное влияние. Необходимость получать общественную поддержку, быть в центре внимания (эффект «ньюсмекера») заставляет акторов подстраиваться под требования СМИ. Время и форма событий (пресс-конференции, визиты VIP'ов и т. п.) «подстраиваются» под производственный цикл СМИ (необходимость попасть в новость или наоборот, избежать подробного освящения), под их формат (телевидение требует краткости и зрелищности). Многие события носят откровенно демонстративный характер, и главным их следствием должно стать попадание в новости, повышенное внимание прессы.

СМИ — один из важнейших коммуникационных инструментов, используемых в ходе предвыборной борьбы. Причем значение этого инструмента возрастает с возрастанием масштаба выборов. Если в ходе выборов в городские думы вполне можно обойтись «листовочными» компаниями, вовсе не прибегая к помощи СМИ, то на губернаторских СМИ пренебрегать региональными и местными СМИ нельзя. Поэтому на первом этапе избирательной кампании необходимо наладить влияние на СМИ и установить контроль над ними. Формы контроля могут быть различными:

1. Покупка и контроль над существующими СМИ, создание медиа-холдингов и другие хозяйственные и финансовые меры.

2. Контроль и «покупка» отдельных журналистов.

3. Создание собственных СМИ специально «под выборы».

При установлении контроля над медиа-пространством не практике используются все средства: и подкуп, и шантаж, и административное давление, и цензура…

13. Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

§ упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

§ устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Наши рекомендации