Социальные группы и общности

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 3.1.Классификация социальных групп по способу организации

Глава 3. Социальные группы и общности



Кроме культуры структурным компонентом общества являются люди, которые объединяются в социальные группы и общности. Эти группы и общности появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Социальная группа— это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения. Для возникнове­ния любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация', образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.

По способу организациисоциальные группы подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные группы— это такие группы, цель и структура кото­рых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.

Неформальные группыобразуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокуль­турной среды, в процессе деятельности их членов по достижению по­ставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается.

40______________________________ Глава 3, Социальные группы и общности

социальные группы и общности - student2.ru

Схема3.2. Классификация социальных групп по степени частоты социальных контактов

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 3.3.Классификация социальных групп по принципу «свой — чужой»

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 3.4.Классификация квазигрупп

Глава 3. Социальные группы и общности



По степени частоты социальных контактовсоциальные группы можно разделить на первичные и вторичные.

Первичные группы— небольшие, очень тесно сплоченные социу­мы, все члены которых живут вместе и рядом и за счет многочислен­ных повседневных контактов очень хорошо знают друг друга. Напри­мер, семья, группа друзей, школьный класс, отдел в учреждении.

Вторичные группы— это более многочисленные группы, они могут состоять из двух или нескольких первичных. Они менее сплочены по сравнению с первичными, степень влияния их на каждого члена ниже. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, учебный курс, производственное подразделение от управления и выше.

По принадлежности индивидасоциальные группы дифференциру­ются на свои и чужие.

Ингруппы— это те социальные группы, которые индивид иденти­фицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принад­лежность. Например, «моя семья», «наш класс», «мои друзья».

Аутгруппы— это такие группы, к которым члены ингруппы отно­сятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным. Напри­мер, другие семьи, другая компания ребят, другая религиозная община, клан, другой класс, другой этнос.

Кроме понятия «группа» в социологии существует понятие «квази­группа».

Квазигруппа— малоустойчивая, неформальная совокупность лю­дей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему цен­ностей и норм.

Аудитория— объединение людей во главе с коммуникатором (на­пример, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосред­ственно или с помощью технических средств.

Фан-группа— объединение людей на. основе фанатичной привер­женности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу.

Толпа— временное собрание людей, объединенных каким-либо ин­тересом или идеей.



Глава 3, Социальные группы и общности

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 3.5.Основные свойства квазигрупп

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 3.6.Основные правила обуздания толпы

лава 3, Социальные группы и общности



Основные свойства квазигрупп:

• анонимность.Индивид чувствует себя неузнаваемым и неуязви­мым в толпе, не ощущает социального контроля и ответственности;

• внушаемость.Члены квазигруппы более внушаемы, чем люди, находящиеся за ее пределами;

• социальная заражаемость.Заключается в быстрой передаче эмо­ций, настроений, а также быстрой их перемене;

• бессознательность.Индивиды как бы растворяются в толпе и про­питываются коллективными бессознательными инстинктами, их действия в квазигруппе вытекают более из подсознания, чем из сознания и имеют иррациональный и непредсказуемый характер.

Основные правила обуздания толпы:

• необходимо в возможно большей степени структурировать тол­пу (выделить лидеров, определить отдельные части толпы, их ли­деров и структуру);

• предложить толпе какую-нибудь значимую цель и программу бли­жайших действий для более осознанного поведения, цели и алго­ритмы действий для отдельных частей;

• показать наличие социального контроля (назвать несколько фа­милий, имен членов толпы);

• если не удается рассеять толпу, разделить ее на колонны, шерен­ги, ряды И развести по частям;

• постоянно поддерживать связь и контролировать лидеров частей;

• постоянно давать толпе позитивную информацию, отсутствие которой ведет к смене настроения толпы на негативное, к панике.

Наиболее крупными социальными группами в обществе являются социальные общности.Это реально существующие большие объеди­нения социальных групп, имеющие относительную целостность и об­ладающие системными свойствами, не сводимыми к свойствам отдель­ных групп.

В качестве примеров социальной общности можно привести аграр­ное акционерное общество (колхоз), включающее население несколь­ких деревень, население микрорайона, армейские подразделения.

Социальные общности могут возникать не только на основе единой территории, но и на основе общей деятельности или демографических характеристик. В этом случае они называются номинальными. Напри­мер, общность российских врачей, общность российской молодежи, пенсионеров.



Глава 3. Социальные группы и общности



социальные группы и общности - student2.ru


Схема 3.7. Социальные движения

Глава 3, Социальные группы и общности



В современном обществе также важное место занимают такие общ­ности, как социальные движения.Это менее формализованная и цент­рализованная форма общественных организаций, чем политическая партия, в то же время достаточно интегрированная и сплоченная (хотя и без фиксированного членства). Социальные движения, движение за мир (50-е гг. XX в.), движение за права человека, экологическое дви­жение («зеленые» в 90-е гг. XX в.), национальные движения, движе­ния за независимость в колониальных странах, движения за автоно­мию и самоопределение оказали и оказывают значительное влияние на мировое развитие и привели к значимым изменениям и-сдвигам.

Конкурентная борьба между социальными группами и общностями наряду с экономическими, политическими, культурными, научно-тех­ническими изменениями является одним из факторов общественного развития.

Глава 4

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.1. Понятие индивида и личности


Глава 4. Личность и общество_____________________________ ________ 47

В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой че­ловеческих качеств. Он приходит в мир как индивид,т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-свое­образных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем со­циальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить. В то же время понятие индивид включает задатки психических качеств или психические свой­ства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.

Решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.

Личность— это представитель общества, продукт социально обуслов­ленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.

Личность — это индивид, включенный в систему общественных от­ношений. Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные роли, усваи­вает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накла­дывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, ко­торые формируют личность. Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, даю­щую возможность не только чувствовать себя частью единого соци­ального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способно­сти к самоанализу, самооценке, самоконтролю.



Глава 4. Личность и общество

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.2.Формирование личности

Глава 4. Личность и общество



Формирование личности:

• гетерохронный подход.Все индивиды достигают социальной зрелости, но каждому для этого необходимо разное время;

• гомохронный подход.Все индивиды формируются в строго огра­ниченное время, в каждом возрасте человек приобретает только определенные качества;

• смешанный подход.Все индивиды достигают зрелости, но если в процессе формирования пропущен какой-либо период, это мож­но компенсировать в более позднем возрасте за счет отсроченных качеств.

Существуют различные взгляды на сроки формирования личности.

С точки зрения сторонников гетерохронного подхода,темпы раз­вития разных личностей неодинаковы и они достигают зрелости в раз­ном возрасте. Но конечный результат и критерии зрелости одинаковы.

Приверженцы гомохронного подходаутверждают, что период фор­мирования личности жестко ограничен хронологическим возрастом: то, что упущено в детстве, наверстать невозможно. Следовательно, ин­дивидуальные особенности личности можно предсказать уже в позднем детстве.

Существуют и взгляды, утверждающие принцип гетерохронности, т. е. разную продолжительность формирования каждой личности, но отрицающие возможность предсказать заранее результат развития личности, так как дремлющие, отсроченные качества, заложенные в ген­ную природу человека и сформированные его социальным окружением, могут появиться в определенный период в определенных социальных, возрастных и других условиях. Такой подход к формированию лично­сти можно назвать смешанным.

50____________________________________________ Глава 4. Личность и общество

социальные группы и общности - student2.ru

Схема4.3. Формирование личности по Дж. Миду

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.4.Структура личности по Дж. Миду

Глава 4. Личность и общество



Формирование личности, по взглядам американского социолога Дж. Мида, начинается с рождения ребенка и проходит три стадии.

1. Стадия имитации (подражания).На этой стадии дети копируют
поведение взрослых, не обязательно понимая его, часто бессознатель­
но. На этой стадии (до полутора-двух лет) они стремятся делать то
и так, что и как делают их мать, отец, старшие братья и сестры. Поэто­
му они предпочитают пользоваться не игрушками, а реальными пред­
метами: ложкой помешать суп в кастрюле (как мама), позвонить по
телефону (как папа), отказаться есть кашу (как старшая сестра).

Имитация как социальное подражание существует не только в дет­ском возрасте, но и у взрослых.

2. Игровая стадия.В этот период у ребенка настолько развились абстрактные представления, что он может подменить реальные пред­меты игрушками. Дети начинают примерять определенные роли (папы, космонавта, военного). Эту стадию Дж. Мид назвал еще стадией роле­вых игр.

3. Стадия коллективных игр.Ребенок учится распознавать ожида­ния окружающих. Например, играя в футбол и получив мяч, мальчик может идти в обводку, дать пас, ударить по воротам — все действия соответствуют роли нападающего. Выбор определенного действия пол­ностью социален: ребенок исходит из своего положения и игровой си­туации, положения партнеров, противников (схема 4.3).

Структура сформировавшийся личности, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это объект самосознания, самопонимания. «Я — меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом (схема 4.4).



Глава 4. Личность и общество

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.5.Структура личности по Ч. Кули

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.6.Структура личности по 3. Фрейду

Глава 4. Личность и общество



Другой американский социолог, Ч. Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий — интеракций (концепция зер­кального «Я»). Представления человека о себе (а это, по понятиям Ч. Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимо­действия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т. е. в интеракциях, как бы отражается в пред­ставлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркаль­ное «Я», которое состоит из трех элементов (схема 4.5):

• представление о том, как другие видят меня;

• представление о том, как другие оценивают меня;

• ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня.

По представлениям 3. Фрейда, человек всегда находится в конфлик­те с обществом и его биологические побуждения противоречат соци­альным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинк­тами, с социальным контролем и формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих:

Ид («Оно») — является источником внутренней, в основном сексу­альной, энергии, рождающей стремление к удовольствию. При ее осво­бождении ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлет­ворение. Это бессознательный компонент личности.

Эго («Я») — сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента, индивидуализирующий поступки че­ловека. Развивается по мере роста самосознания личности.

Суперэго («сверх-"Я"») — оценочный компонент. Его формирование заменяет оценки родителя, окружающих. По мере развития личности суперэго, входящее в его структуру, как бы заменяет общественное мнение. На самом деле это и есть тот психический компонент, кото­рый сложился в структуре личности под действием социального конт­роля.



Глава 4. Личность и общество

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.7.Структура личности по Б. Исаеву

Глава 4. Личность и общество



Мы считаем, что структуру личности лучше всего отражают два компонента: «биофизиологическое "Я"» и «психосоциальное "Я"», состо­ящие, в свою очередь, из биологического («био-"Я"»), физиологиче­ского («физио-"Я"»), психологического («психо-"Я"») и социального («социо-"Я"») компонентов.

Такая структура, по нашему мнению, выделяет два основных ком­понента каждой личности — биологический и социальный, каждый из которых развивается по своим закономерностям, биологическим и со­циальным законам.

Кроме того, биологический компонент («биофизиологическое "Я"»),в свою очередь, подразделяется на субкомпоненты: «био-"Я"» — опре­деляющее воздействие генной природы, врожденных образцов пове­дения на формирование личности и «физио-"Я"» учитывающее состоя­ние и функционирование всех систем и органов человека, которые влияют на его поведение и формирование.

Социальный компонент («психосоциальное "Я"»)дифференци­рован на «психо-"Я">>, включающее психические свойства, образова­ния, состояния и процессы и «социо-"Я">>, учитывающее влияние воз­действий общества на формирование личности.



Глава 4. Личность и общество

социальные группы и общности - student2.ru

Схема 4.8.Механизмы формирования личности

Глава 4. Личность и общество



Формирование личности осуществляется под воздействием соци­альных механизмовимитации, идентификации, социального и инди­видуального контроля, конформизма.

Имитациейназывается неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.

Под идентификациейсоциологи понимают способ усвоения инди­видом ценностей и норм. Идентичность — это ощущение индивиду­альности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, от­личной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального поло­жения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие снача­ла идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.

Индивидуальный контроль(совесть) — внутренний контролер каж­дой личности (в отличие от стыда — внешнего, общественного конт­ролера).

Социальный контроль(стыд) — оценка поступков личности, срав­нение их с окружающими стандартами.

Под конформизмом понимается податливость установок и поведе­ния личности действию социальных сил, групповому, общественному давлению. Конформист быстро соглашается с позицией лидера (вла­сти), изменяет свое поведение.

Имитация и идентификация — позитивные механизмы, ускоряю­щие процесс формирования. Социальный и внутренний контроль — негативные, сдерживающие формирование личности механизмы, дей­ствующие как запреты.

Наши рекомендации