Административно –классическая школа менеджеров
Лекция № 1.
«Теория организации в системе наук»
Организация, как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением.
Организация – саморегулирующая система на всех этапах жизненного цикла. Организации не могут быть предметом исследования только одной дисциплины «ТО». Они должны рассматриваться в комплексе с другими дисциплинам.
Рассмотрим систему наук об организации
Научные дисциплины | Изучаемые аспекты |
Теория организации | Сущность, типы, цели, миссия, среда, структуры, коммуникации, адаптация, проектирования, динамика организации |
Теория управления | Субъекты и объекты управления, стимулирование и мотивация, принятие и реализация решений, руководство, линейное и функциональное управление |
психология | Обучение и тренировка, мотивация, личность и восприятие, удовлетворение работой, оценка действий, отношение к труду, форма поведения |
Социология | Групповая динамика, нормы, роли, статус, власть, конфликты, бюрократия, организационная культура |
Антропология | Сравнительные ценности, сравнительные нормы, сравнительные позиции, этнические особенности |
Экономические науки | Регулирование, рыночные отношения, эффективность, экономическая стратегия |
Юридические науки | Законодательная регламентация, правила и нормативы, ответственность, санкции |
Определяющую роль в обеспечение жизнеспособности организации и достижений ими своих целей принадлежит науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта.
Основополагающая задача ТО – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.
ТО призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, антропологии) для решения этих задач.
Лекция № 3
«Эволюция взглядов на организацию»
Существуют различные школы управления. Основные факторы, оказывающие влияние на становление и развитие научных школ управления 20в. Можно рассмотреть в табл. 1
Доминирующие факторы 1 половины 20в. | Ориентация научных школ |
Отделение управления от собственности, рост крупных организаций, развитие наук о человеке, развитие точных наук, утверждение рыночных отношений | Закономерности и принципы построения организаций, разделение труда, функций и ответственности, человеческие отношения, мотивы и стимулы, социальные системы |
Доминирующие факторы 2 половины 20в. | Ориентация научных школ |
Революционные перемены в технологии, сложность и наукоемкость продуктов, глоболизация производства и рынков, информационные технологии, многообразие потребительского спроса | Системный подход к управлению, организационный потенциал и культура, маркетинг, реинжиниринг, концепция внутренних рынков |
Научное управление
Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа может и должна изучаться с помощью научных методов.
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих 4основных положениях:
1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы
2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу
3. тесно сотрудничать с людьми
4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работником.
Эти 4 положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение, в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы.
Его заслугой является то, что:
1. Доказал возможность разработки на основе анализа затрат времени, движений, усилий, методов осуществление производственных и трудовых операций.
2. Каждый менеджер должен осуществлять подбор, осуществлять расставку рабочих на те места, где они могут принести пользу, мотивировать, контролировать работу.
3. Совершенствовать систему оплаты труда.
Заслуга Тейлора и его последователей школы заключается в утверждении принципов научного управления:
1. Исследование каждого отдельного вида деятельности
2. Отбор работ для выполнения определенных операций и их обучение
3. Обеспечение работников необходимыми ресурсами
4. Систематическое и правильное использование материалов стимулирования
5. Выделение, планирование в отдельный процесс управления
6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности
Административно –классическая школа менеджеров
Фойоль (1841 – 1825 гг.) создал «теорию администрации» 1 статья вышла в 1900 г., а книга в 1916 г. «Общее и промышленное управление». Там он раскрыл 14 принципов административного управления:
1. Разделение труда
2. Власть и ответственность
3. Дисциплина
4. Единство распорядительства
5. Единство руководства
6. Подчинение частных интересов общим
7. Вознаграждение персонала
8. Централизация
9. Скалярная цель
10. Порядок
11. Справедливость
12. Постоянство, стабильность персонала
13. Инициатива
14. Корпоративное духовное единение персонала
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым по убеждению создателя организация достигнет успеха. Фойоль выделяет в управление производства в группы операций:
1. Технические
2. Коммерческие
3. Финансовые
4. Страховые
5. Учетные
6. Административные
Вклад данной школы заключается в том, что они рассматривают управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Они сформировали теорию управления всей организацией.