Проблема стимулирования трудовой деятельности в информационном обществе
Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к труду эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов ослабевает, так как удовлетворение физиологических потребностей человека требует существенно менее значительных усилий.
На первый взгляд, может показаться утопией сама возможность наступления эпохи, в которую удовлетворение необходимых потребностей достигнет предельного уровня. Однако теоретически, по мнению специалистов, подобное положение вполне достижимо[156]. Стимулы повышения активности труда при этом переместятся из области материальной в область духовную.
В информационном обществе надо будет найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека, так как по своей природе культурно-духовные стимулы в сравнении с физиологическими существенно более слабы и не действуют автоматически[157].
Стимулирующими деятельность человека усилителями, на наш взгляд, могут выступать: гарантии повышения общественного статуса, возможность получения элитного образования, общественная известность, а также специальная организация социально-экономического пространства:
· создание в обществе интегральных творческих систем[158], способных решить проблему любой сложности, первичные ячейки которых — демиургические карты — могут печататься в специальных газетах;
· появление так называемых "информационных пулов" как фактора, способствующего формированию благоприятного для развития технологических инноваций социально-экономического климата.
Эффект "информационного пула" возникает, когда концентрация ярких индивидуальностей "на квадратную милю обеспеченной необходимой инфраструктурой площади" вновь создаваемого промышленного региона начинает заметно превышать "критический уровень"[159]. Возникающий при этом скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для немедленной практической их реализации, ведет к резкому ускорению характерного для такого региона инновационного цикла "идея-технология-продукт".
Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект "информационного пула" устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие, обычно называют Кремниевую долину в Калифорнии (США), научной базой которой является Станфордский университет.
В отечественной общественной практике подобную функцию выполняли и продолжают выполнять так называемые "академгородки".
Нерешенность проблемы стимулирования деятельности в постиндустриальном, информационном обществе в значительной степени породила формирование и развитие "общества потребления ".
Информатизация и "общество потребления"
Данная проблема уже заявила о себе в экономически развитых странах мира[160]. Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолеть своеобразный" демонстрационный эффект", который экономист Ф. Хирш определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества, при этом неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американцы соревнуются в потреблении, японцы — в производстве. Возникает новое качество мотивации.
Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из опорных элементов концепции постиндустриального общества И. Масуды, некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа "материальные потребности — производство материальных благ — потребление — удовлетворение — развитие материальной производительной силы — материальные потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности в достижении — производство информации — действие по достижению цели — удовлетворение — развитие информационной производительной силы — потребности в достижении".
Преодолеть опасность возникновения "общества потребления" помогут, на наш взгляд, следующие меры:
· систематический в масштабах государства поиск и от бор людей, заинтересованных в самом процессе трудовой деятельности, творческой работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Это направление должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический характер;
· формирование общественного мнения о необходимости трудовой деятельности и творчества, воспитание установки на это с детства;
· создание гибкой, совершенной системы материального и морального стимулирования трудовой деятельности как таковой.
Требует решения также важнейшая проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда, так как здесь нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития.
Варианты информатизации и решения социокультурных проблем
Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом социокультурных проблем могут осуществляться различными путями.
Так как путь централизованного управления процессом информатизации не может быть практически осуществлен из-за его крайней сложности и глобального характера, является целесообразным рассмотреть два других варианта информатизации.
Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к этим новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов.
Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы его существования и желательные направления развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат.
Считается, что развитые страны и регионы, уже начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения проблем, так как для них экономический фактор и проблема сбережения ресурсов особого значения не имеют.
На наш взгляд, стихийная информатизация вообще неприемлема, особенно для России, где, учитывая значимость культурно-духовной составляющей нашего развития, потеря моральных и нравственных основ категорически недопустима.
Необходимо отметить, что учеными продолжает анализироваться вопрос о реализуемости в принципе концепций информатизации общества.
Существенного внимания, на наш взгляд, заслуживает выдвинутая концепция кибернетики постиндустриального общества. В.А. Герасименко, например, отмечает[161], что задачами кибернетики постиндустриального общества являются подготовка и обеспечение неизмеримо большего по масштабам и значимого по влиянию на общество прогресса в сфере функционирования человеческой компоненты. Решение этих задач требует существенного переосмысления многих стереотипов.
Доказано, что синергетический эффект в решающей степени определяется размером системы, в рамках которой осуществляется оптимизация управления. При этом система — это совокупность не просто взаимодействующих, но и имеющих общую цель функционирования элементов. Наличие общей цели, которая определяется планами, — это основной признак системы. Следовательно, планирование — один из основных атрибутов постиндустриального общества. И здесь правомерно сделать сопутствующий вывод, что в концепции исключительно рыночной экономики имеют место принципиальные изъяны, ставящие под сомнение саму идею этой концепции.