Основные подходы в изучении личности
Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для определения личности использовали отдельные из перечисленных качеств: либо социальные роли и функции, либо статусы, ценности и т.д. Поэтому существует множество социологических теорий личности: Теория зеркального Я Чарльза Кули, Ролевая теория Талкотта Парсонса, Теория нравственного развития личности Лоуренса Колберга, Теория кризисного развития личности Эриксона и др.
В теории зеркального Я личность рассматривается как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производная от социально обусловленного Я.
В ролевой теории Талкотта Парсонса личность характеризуется как функция от выполняемых индивидом в обществе совокупности социальных ролей. Во многих теориях личность рассматривается в связи с этапами её становления в процессе социализации.
Типология личности необходима, чтобы строить грамотную социальную политику. В западной науке типология личности тесно связана с ее психологическими характеристиками.
Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы. Согласно представлениям известного социального антрополога Ральфа Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности - нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры; модальная - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию.
Американский социолог Ральф Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" довольно интересную типологию личности. Он полагает, что для традиционного общества (первобытного, рабовладельческого, феодального) характерен тип homo faber - человек трудящийся - крестьянин, воин, политик; для современного западного общества - homo consumer - человек - потребитель, человек массы; в будущем с развитием науки, образования, техники разовьется homo universalis - человек, способный заниматься разными видами деятельности.
Карл Юнг обосновал наличие двух базовых противоположных типов личности: экстравертированного и интравентированного и поставил в зависимость от этих типов взаимоотношения личности и социальной среды.
В основе типологии личности Карен Хорни лежит стремление личности в своем поведении к безопасности: 1)тип те, кто стремятся к другим людям в качестве достижения средства собственной безопасности (смысл – быть вместе) 2) тип те, кто стремится уйти от других людей в свой собственный мир (социальная среда – фактор отчуждения); 3) тип те, кто устремлен в поведении против других людей как враждебного мира.
Типология Дэвида Рисмана. Устанавливает зависимость типов личности от типов общества. 1) консервативный тип - характерен для примитивных и консервативных обществ; 2) изнутри ориентированный тип личности свойственен периоду развития индустриального общества с резким ослаблением традиций, отсутствием жесткого давления образцов поведения; 3) извне ориентированная личность – характерна для общества массового потребления, обезличенность, стандартизация, отчуждение, массовая пропаганда через СМИ. Возникает явление «одиночества в толпе» (так называется книга Рисмана). Выход Рисман видит в появлении нового типа личности – автономного – независимого от влияния конформизма, имеющего ясные рациональные цели.
В отечественной социологии социальная типология выделяет идеальный, нормативный и реальный типы личности. До 1980х гг. основным типом личности считался социалистический, носителем свойств которого д.б. идеальный советский человек. Несоциалистическому противопоставлялся буржуазный тип личности, который подвергался всяческим гонениям и изжитию.
На уровне реальных типов личности советский исследователь Александр Авсеевич Немировский выделил 5 типов личности: 1) созидатель – преобладают потребности в поиске смысла жизни, в труде; 2) романтик – потребности в опасности и риске; 3) потребитель – конфликт между стремлением к отдыху и накоплению; 4)лидер – потребности в доминировании; 5) конформист – потребности в покровительстве.
Здесь в качестве критерия выступают потребности личности. Поэтому можно говорить об односторонности такой типологии. Критерием типологии могут выступать другие структурные компоненты личности: интересы, ценности, место человека в социальной структуре, роли, культурный уровень и т.д. В отечественной социологии пока не представлено всесторонней социологической типологии хотя бы российской личности.
Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
3. Социальный статус – это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами.
Статус учителя имеет смысл только в соотношении с позициями ученика и директора школы, а последний - в связи с позицией министра образования, заведующего городским отделом образования и т. д.
Анализ статуса
Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя - обучать школьников, функция средств массовой информации - давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.
Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет.
Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.
Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса. Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Ральф Линтон.
Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.