ИСТОКИ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ. Теория систем в социологииКонфликты ролей в системе
Теория систем в социологииКонфликты ролей в системе
Каждый человек выполняет в системе определенную социальную роль, то есть набор норм, касающихся выполнения заранее заданных социальных задач (Martinussen, 1988:109). Конфликтом ролей называют наличие взаимопротиворечащих ожиданий в рамках набора ролей одного человека. Под набором ролей понимают совокупность ожиданий, предъявляемых к обладателю какой-либо социальной позиции, определенного социального статуса. Статус — это совокупность обязанностей и прав лица, а роль — динамический аспект статуса, возникающий в деятельности. Например, в учреждении социальной помощи участники имеют статус клиента и социального работника, а в других контекстах они имеют иной статус: родитель, сосед, политик и др.
Права и обязанности лица составляют единое целое и понимаются нами скорее в социологическом, чем в юридическом смысле. Воспринимая нечто как свое право, человек ожидает, что все остальные будут способствовать его осуществлению.
Ниже мы рассмотрим пример решения социальной проблемы: финансовые затруднения, с которой столкнулась женщина, имеющая двоих детей. Она получает образование, и у нее нет ни личного автомобиля, ни
3 Пэйн полагает, что система является «черным ящиком». Мы видим, что в нее входит, и что она производит, но не имеем представления о том, что происходит внутри нес. Тем не менее, обратная связь позволяет нам предположить, что же все-таки произошло (1991:136).
стиральной машины. Она берет с собой детей (3 и 5 лет) в прачечную, куда добирается на такси. Это дорого, но приобрести стиральную машину она не в состоянии.
Социальный работник рассказывает о трудностях работы с клиентами, имеющими финансовые сложности: «Ко мне приходят клиенты с еще более тяжелыми проблемами. Социальные выплаты сокращаются, а для некоторых и вовсе вскоре прекратятся. Я чувствую вину оттого, что мне приходится бороться за стиральные машины. В последние годы становится все труднее и труднее с деньгами, и приходится отказывать лю ям, если я считаю их запросы слишком высокими. Ко мне приходят люди и говорят: «Попробуйте, может, у вас получится помочь нам». Лучше бы я был совсем не в состоянии им помочь. Я говорю: «Не я это решаю. Если бы это была не стиральная машина, а что-нибудь другое. Не уверен, что смогу это решить». Иногда я говорю: «Постойте— я ведь не волк какой-то, и у меня есть свои правила. Я вкладываю так много сил, чтобы помочь этим людям, поскольку считаю, что им нужна помощь, но когда клиенты хотят слишком многого, тогда в порядке вещей отказать им».
«Случай со стиральной машиной» разобрать следующим образом (см. таблицу):
Таблица 1
Роли/набор ролей (связаны со статусом социального работника! | Права (переживаются как внутренние требования! | Обязанности (переживаются как внешние требования) | Конфликты ролей (конфликты доверия) |
Лицо, исполняющее свои обязанности | Испол ьзовать СВОЮ способность суждения | Придержи ваться бюджета | Необходимо работать и с другими клиентами и придерживаться правил системы |
Высококвалифицированный профессионал | Требовать уважения к своему опыту, пониманию и компетентности | Пытаться сделать помощь более доступной клиенту | Страдает уровень профессиональной подготовки работника |
Как сочувствующий человек | Оставаться вне критики против системы (критиковать | Быть искренним, сообщить клиенту о своих чувствах и мнении | Необходимо принимать критику против системы, но |
следует систему, а не исполнителя) | защищать то, ради чего выполняешь |
С изменением статуса от социального работника к человеку возрастает потребность реагировать на проблему. Если случай является исключительным, как в примере, то конфликт доверия уменьшается; человек приобретает доверие к другим клиентам и старается реагировать на их случаи, что оправдывает существование учреждений социальной зашиты. Таким же образом можно представить набор ролей, связанных со статусом клиента. Здесь роли движутся в направлении использования всех доступных средств. Стратегически непонятны некоторые действия матери — использование такси вместо автобуса или перерывов между занятиями для стирки. Если она не получит социальной помощи, ей придется решать эту проблему самостоятельно.
Таблица 2
Роли/набор ролей | Права | Обязанности | Конфликты |
(связаны со статусом | (переживаются | (переживаются | ролей (переживаются |
клиента) | как внутренние | как внешние | |
требования) | требования) | как конфликты доверия) | |
Клиент социального | Ожидать, что | Представить свою | Предлагать |
учреждения | другие будут | ситуацию в | стратегические |
относиться к ее | учреждении | решения или | |
ситуации, как к | социальной зашиты | доверить решение | |
уникальной | надлежащим | своих проблем | |
образом | социальному работнику | ||
Как мать | Давать своим | Позаботиться о | Самостоятельно |
детям то же, что | том, чтобы | решать, что лучше | |
получают их | обеспечить хотя бы | для ребенка или | |
сверстники | минимальный уход | использовать для | |
за детьми | этого нормы социального учреждения | ||
Как самостоятельный | Самостоятельно | Прилагать все | Является ли она |
человек | выбирать, какое | усилия, не терять | сама «случаем» в |
решение | * искру жизни». | практике социаль- | |
является | стараться улучшить | ного учреждения | |
наилучшим; | свою ситуацию | кии сама несет | |
просить о | ответственность | ||
помощи | за себя |
Социальная работа должны являться функциональной. Нефункционально было бы совсем отказаться помочь клиенту в приобретении стиральной машины или предоставлять только финансовую помощь. Эффек-
тивнее было бы не оказывать на клиента экономическое давление, но в этом случае, если клиент «сломается», социальному учреждению придется взять на себя заботу о детях.
Поведение социального работника и клиента могут принять направление в зависимости от принятых ими ролей, и им придется разрешать различные ролевые конфликты. Взаимодействие между социальным работником и клиентом в учреждении социальной защиты можно считать результатом принимаемых ими прав и обязанностей. В определенный момент одна из ролей может выйти на первый план и решающим образом отразиться на избранном ходе действий. В данном случае оптимальной для клиента будет роль «самостоятельный человек», способный заботиться о себе; для социального работника же это — «высококвалифицированный профессионал». Возможно, этот случай — лишь вершина огромного айсберга из всех случаев, касающихся финансовой поддержки клиентов.
Если социальный работник не отреагирует на требование клиента, возможно, клиент воспримет этот отказ как функциональную меру и примет описание ситуации «со стороны». Таким образом, ролевые конфликты являются продуктом не соответствующих друг другу ролевых ожиданий, связанных с одним и тем же статусом. Анализ отношений «социальный работник — клиент», основанный на теории ролей, показывает, что один и тот же человек может участвовать в различных системах отношений с различающимися нормативными установками.
Функционализм и конструктивизм
Теорию систем часто относят к социологическому «наследию» в социальной работе (Payne, 1991:148), Сторонники структурализма в социологии сравнивают общество с биологической системой (Meseide, 1983:19-20). Теория систем в социологии принадлежит к функциональному направлению, классиком которого является Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для Дюркгейма общество как интегрированная структура является объективной реальностью, а человек — продуктом «социального шаблона», имеющим унифицированные социальные характеристики, совпадающие с присущими обществу качествами. Изучая общество, мы может познать социальные свойства субъекта (Мое, 1994:67). Дюркгейм, например, анализируя роль религии в обществе, исследовал особенности социальной интеграции индивида. В католических странах, где уровень самоубийств значительно ниже, чем в протестантских, социальная интеграция была соответственно выше.
Американский социолог Парсонс (1902-1979) пытался объединить индивидуализм Вебера и коллективизм Дюркгейма в своей теории деятельности социальных систем (Osterberg, 1988:16), оптимистически утверждая,что лучшие общества выживут6 в духе дарвинизма. Ряд исследователей выступали против этого пункта, полагая, что теория предполагает гармоничное развитие.
В своем введении к избранным трудам Парсонса Остерберг (Osterberg, 1988) пишет: «Человек становится членом общества, впитывая (интерна-лизируя) ожидания, нормы и ценности из среды. Так формируется лич-
; ность как психологическая система (в отличие от тела как биологической системы). Среду можно условно разделить на общество и культуру. Система культуры является совокупностью разнородных ценностных ориентации, составляющих единое целое. Эти ценностные ориентации реализуются в социальных ролях и ролевых отношениях, которые интегрируются в социальные системы и подсистемы». Парсонс выделяет 3 центральных системы — культурную, социальную и личностную, пытаясь развить целостную теорию, способную описать отношения между индивидом и обществом. Парсонс подчеркивал, что действия индивида сан-кционируются социальной средой и, в свою очередь, несут функциональную и системосохраняющую нагрузку (Nygard, 1995:87).
-Общая теория деятельности Парсонса охватывает несколько социальных
■систем, членами каждой из которых мы являемся (там же). Критика теории Парсонса возникла в лагере феноменологии и поставила под сомнение саму нормативную базу действий (там же:93), существовавшую толь-
iко для поддержания системы и ее функционирования. Интеракционизм же более интересовала интенциональность индивида, связанная с его мировосприятием, а также интерсубъективность развития действий. Поэто-
* му нормативная база действий, с позиций феноменологии, не может лишь выполнять функцию поддержания системы.
Один из учеников Парсонса, ныне живущий немецкий социолог Лю-ман, долгое время работал в государственном аппарате по юридической специальности, и именно с его именем связывают сегодня системное направление в социологии — конструктивистскую систематику. Люман является радикальным конструктивистом, утверждающим, что мир мож-
!Но представить лишь в контекстуальном и конкретно-системном измерениях (Rasmussen, 1996). Мы живем в мире систем. Системы являются зак-
* Мертон, ученик Парсонса, исследовал общество и человека в конфликтной перспективе.
•
рытыми, если обслуживают только себя самих, и эта характеристика — референция к себе и к другим является коммуникативной границей, отделяющей систему от среды. Общество состоит из все возрастающего числа самореферирующих систем, каждая из которых по-своему смотрит на мир и все упрочивает свое видение мира (там же).
Согласно Люману, социальные системы создает коммуникация, и, в противоположность Парсонсу, говорил о многомерном обществе. Мо (Мое, 1995:18) выделяет в работах Люмана следующие ключевые понятия: функциональная дифференциация, сложность системы, поликон-текстность и плюрализм ценностей. Современное общество является децентрализованным, не имеет сверхструктуры, руководящего принципа, и эту проблему каждая меньшая система должны решать самостоятельно. «Теория систем очень впечатляющая супертеория», — пишет Люман (Luhmann, 1993:4); она универсальная и охватывает даже ее критиков.
Эту теорию, характеризующуюся сменой научной парадигмы с линейной причинно-следственной на циклическую, он называет «теорией о самоорганизующихся системах» (там же: 7).
Систематика в семейной терапии
На определенном этапе своего развития психиатрия перешла от работы с инвалидом к семье в целом, также являющейся системой. Прежде всего, исследовалось влияние членов семьи друг на друга, их взаимодействие, а не «внутренне ядро» каждого из них.
Теория систем пришла в семейную терапию из кибернетики, теории информации и коммуникации, а центральной фигурой в этой работе явился антрополог Грегори Бэйтсон и его исследовательская группа в Пало Альто (Johansen og Temmeras, 1987:33). Эти модели, ориентированные на ситуацию здесь-и-сейчас, явились контрастом к психодинамическим моделям. Фрейдовская привязка к прошлому и линейные связи играют не столь важную роль в моделях семейной терапии, важнейшими из которых являются стратегическая, структурная и системная модели.
Структурная семейная терапия (Minuchin, 1974) исходит из организации семьи, используя понятие «функциональной структуры семьи» (Reichelt, 1987:59), то есть структуры, препятствующей росту индивида и провоцирующей девиантное поведение. Важнейшие структурные понятия: границы, иерархии, мелкие группировки, альянсы, коалиции и триангуляции (ситуации, когда ребенок оказался в «треугольнике» после развода родителей).
В стратегической семейной терапии (Haley, 1988) главное внимание уделяется тому, какую функцию проблема/симптом выполняет в семье, нарушая ее стабильность (Reichelt, 1987). Например, в симптомах страха или энуреза можно усмотреть способ осуществления власти или контроля в семье.
Третьим направлением системной семейной терапии является системное моделирование семьи, разработанное Миланской группой (Schjodt og Egeland, 1989:160). Развитие семейной терапии этого направления идет от структуры семьи к языку и факторам флексибильности семейной систе- мы. «Семейная терапия семьи изучает как сложные модели отношений в семье укрепляют проблемы одного или нескольких ее членов» (Reichert, 1987:58).
Профессор и психиатр из г. Тромсе Том Андерсен завоевал мировое признание за свой вариант системной терапии семьи (Schjodt og Egeland, 1989:24), которую мы ниже будем называть «северо-норвежской моделью семейной терапии» (Andersen, 1994). В этой работе используются ресурсы специалистов различного профиля, и применяется особая форма работы с участием так называемой рефлектирующей группы. В эксперименте приняли участие врачи, психологи, социальные работники, физиотерапевты и медицинские сестры. Эксперимент был вызван сокращением числа психиатрических лечебниц в Норвегии и возросшей потребностью в децентрализованной психиатрической помощи. Теоретиками семейной терапии явились Бэйтсон и Гулишиан, причем последний провел в Норвегии ряд семинаров. Это направление формировалось как противовес инструктивным методам работы с клиентом, то есть клиенту можно предлагать идеи, давая при этом полную свободу в их использовании.
Сторонники системной терапии работали прежде всего с семьями, «за-шедшими в тупик», то есть замкнувшимися в себе, в то же время стараясь не допустить их замыкания на системе социальной помощи. Семьям предлагалось разумно использовать те идеи и мысли, которые они услышали от рефлектирующего (то есть размышляющего вслух) терапевта. Важна была не сама цель как таковая, а путь, который клиенты проделывали к ней (Andersen, 1994:24). Важно понимать, что невозможно принудить другого человека измениться. Постепенно терапевты накапливали опыт реф-лектирования и подачи своих соображений по поводу проблем клиентов, приблизив их к уровню понимания обычного человека.
Новый метод работы был опробован в 1985 году. Врач проводил сеанс терапии с семьей, а рефлектирующая команда располагалась в соседней комнате, за зеркалом и могла следить за сеансом, не будучи види-
мой. Случай был весьма сложным. Несколько раз команда вызывала к себе врача, и он возвращался к семье с новыми вопросами, но подвижек в ситуации все не было. Иногда группа шла на решительную меру — с разрешения семьи они включили свет в своей комнате, подключили микрофон и высказали свои соображения по поводу проблем семьи. К удивлению членов группы, семья не встретила их комментарии агрессивно, не стала их игнорировать, но молчаливо и вдумчиво воспринимала высказываемые идеи, постепенно включаясь в общение, улыбаясь и проявляя оптимизм (там же: 25). Смена ролей дала неожиданную свободу в отношениях между семьей и группой консультантов. Андерсен отмечает, что теперь обе стороны взяли на себя ответственность за принятие решений, а сама модель получила название «рефлектирующей команды» (там же: 26). Знание того, что клиент слышит команду, влияет на нее самое. Новая схема работы стала включать, помимо клиента и социального работника, еще и рефлектирующую команду. Постепенно исследователи стали осознавать, что говорящий ведет два разговора — внешний и внутренний, называя это явление переходом от круга к эллипсу.
Рис. 5. Параллельные процессы - внутренний и внешний. 156
Андерсен отмечает, что осуществляя терапевтическое общение, врач должен вести беседу в настолько медленном темпе, чтобы и у него, и у клиента было достаточно времени на внутренние диалоги (там же: 43). Постепенно Андерсен сместил акцент с рефлектирующей группы на не-j посредственно процесс рефлектирования, осмысления субъектом своей fситуации как бы «со стороны». Высказывая мысли вслух, мы можем получить новый взгляд на проблему. Слушая другого, человек ведет разговоры с самим собой.
Бэйтсон (Bateson, 1972:315) вводит понятие «информации, способной внести изменение», нашедшее широкое применение в северо-;-норвежской модели Андерсена, о чем последний пишет в своей работе «Процессы рефлектирования» (Andersen, 1994). Физиотерапевт Одель Бюлоу-Хансен называет два вида информации, неспособной внести изменение — информация, которую клиент считает нереалистичной, и информация и соображения, которые он считает «своими» и поэтому также пропускает мимо себя. Информация, способная привести к изменениям, должна быть подходящей и иногда может выражаться в осмыслении диалога, обрывочных мыслях и интуитивных вспышках, которые могут подвигнуть индивида к развитию. Искусство системной работы заключается во внесении значимых предложений, советов и идей. Говоря техническим языком, информация «ввода» должна привести к ощутимым результатам на «выходе», а не лежать в системе «мертвым грузом».
Рациональное, а не инструктивное отношение к клиенту
Придавая столь высокое значение идеям, мы отказываемся от управления другими людьми, от руководства их действиями и можем ожидать, что наши советы окажутся без внимания, то есть инструктивная интеракция становится невозможной (Andersen, 1994:14).
Лечение строится на так называемой «проблемно определенной сис-ьтеме» (problem determined system), охватывающей проблему в лингвистически очерченных рамках и разделяемой всеми участниками общения (Anderson og Groolishian, 1986). Гульшиан является приверженцем новой -теории систем, связываемой с именем Люмана, где основное внимание -Уделяется индивиду и его видению ситуации.
Социальную работу можно подразделить на инструктивную и интерпретирующую — с «внутренних», или моральных человеческих позиций (Wadel, 1990:20). Возможна также интерпретация с «внешних» позиций — отношения к системе. Вадель (там же:27) пишет:
«Реляционное объяснение описывает поведение индивида или группы с референцией к поведению других индивидов/групп». В литературе (Olsen og Fossli, 1993) приводится пример нестандартного выхода из ситуации, когда социальный работник чувствует, что мать детей лжет, пытаясь скрыть какое-то обстоятельство. Социальный работник задает вопрос: «Мне очень бы хотелось узнать, что я делаю не так, что заставляет вас недоговаривать или скрывать что-то, или объяснять иначе, чем вам хотелось бы?» (там же). После этого женщина призналась в своем страхе, что органы опеки и попечительства отнимут у нее ребенка.
Том Андерсен приводит сопоставление сущности инструктивной и реляционной социальной работы, иначе «кибернетики первого и второго порядка», или функционализма и конструктивизма7.
Таблииа3
Инструктивный социальный работник | Реляционный социальный работник |
«Вещь» (например, болезнь) рассматривается как нечто само по себе негативное. | «Вещь» (например, болезнь) рассматривается как часть постоянно изменяющегося контекста. |
Профессионально осуществляет работу с вещью (лечение болезни). | Профессионально работает над восприятием вещи клиентом. |
Клиент обнаруживает, какой вещь является. Вещь имеет только одно истолкование. | Клиент сам создает представление о том, какой вещь является, понимая, что это лишь одна из возможных интерпретаций. |
Изменениями в психике человека можно управлять и, следовательно, предвидеть. | Изменения в психике человека развиваются спонтанно и «изнутри», и человек никогда не знает, что будет дальше, что произойдет и каким образом. |
Доминирующее положение в семейной терапии в настоящее время занимает конструктивизм, где внимание акцентируется на языке и рефор-мулировании проблемы, «ре-конструировании» ее по-другому.
7 Один из сподвижников Тома Андерсена философ Ore Вифстад в своей докторской диссертации (1996) отмечает движение семейной терапии от конструктивизма к социал-конструктивизму, где речевое общение подвергается анализу не только как отношения «субъект-субъект», но я как часть более широких отношений человека к миру в объективном смысле (там же: 177).
Среда и социальная инфраструктура
Среда и система неформальных социальных связей человека относятся к сфере конструктивизма, поскольку более свободные неформальные связи (общение и взаимодействие) накладываются на заданные формальные структуры. К сфере неформального общения относятся соседи, коллеги по работе и друзья, то есть те люди, которых мы хотели бы пригласить на свой день рождения.
Известный норвежский обществовед ЭйлертСундт (1817-1875), исследуя феномен, который мы теперь называем «системой социальных связей», приводит следующий пример (Be, 1993:39): «В деревне 100 дворов, -у каждого дома тесные связи с 10 другими. Сколько всего групп общения? Наш незамедлительный ответ—десять, оказывается неправильным. На самом деле кругов общения сто — у каждого двора свой, уникальный, единственный в своем роде. Можно выделить три основных признака социальной инфраструктуры:
i. Социальная инфраструктура является системой неформальных свя-^зей. Отношения и контакты не определены формально, не регламентированы. Социальная инфраструктура может совпадать, охватывать части или не совпадать с другими социальными системами.
2. Инфраструктура не является спланированным образованием, со
зданным для достижения заранее определенных целей, а представляет
собой результат спонтанных процессов.
3. Социальная инфраструктура не имеет управляющей структуры,
координирующей ее действия. Однако индивиды, входящие в инфраструк
туру, могут координировать свои действия с действиями других. Напри
мер, жители микрорайона могут совместно осуществлять мероприятия по
благоустройству территории и даже создать для этого организацию.
Глубокие исследования среды и социальной инфраструктуры были проведены американским психологом Бронфенбреннером (1979), представленные впоследствии в многочисленных работах Бё о системном мышлении в изучении подростков (1993). Подростки ориентируются на поведение людей, входящих в сферу их общения, особенно «значимых других». 'Последние служат для них моделью поведения, обладая всеми необходи-1 мыми знаниями, оказывая другого рода влияние и выполняя функцию социального контроля (Be, 1993:199). Бронфенбреннер выделяет в сфере социализации четыре рода систем: микросистемы, складывающиеся в ситуация «один-на-один», мезосистемы, являющиеся пересечением двух и более ситуаций микроуровня (например, семья и школа); экзосистемы — ситуации,
в которых подросток редко или совсем не оказывается сам, но которые оказывают на него определенное воздействие, например, место работы родителей или местный орган управления делами образования, культуры и церкви, и макросистемы, являющиеся самым внешним кругом и включающие в себя экономическую и политическую ситуацию, ценности и тенденции общества, социальную структуру. Микро, мезо и экзоуровни сравнительно легко идентифицировать, в то время как макросистема включает в себя все остальное, а наибольшее значение для социализации имеет мезоу-ровень, что подтверждается исследованиями.
В социальной работе и педагогике целесообразно стремиться интегрировать микро— и экзосистемы в мезосистему (устанавливать воспитательные связи между домом и школой, брать детей на экскурсии на место работы родителей.
В Норвегии исследованиями социальных связей в социальной работе занималась Ливе Фиранд, изучая различные социальные связи человека, преимущественно внутрисемейные. Следуя Г. Эриксону, Фиранд выделяет объединяющие и соединяющие связи, подразделяя социальную работу с индивидом и семьей на выравнивание существующей системы связей и интервенцию, создающую новую инфраструктуру общения.
Социальная работа с локальными группами имеет целью повысить уровень интеграции всех ее членов в социальную структуру сообщества, развить социальную инфраструктуру и способность последнего решать внутренние проблемы, способствовать повышению уровня благосостояния социальных групп, находящихся в тяжелом материальном положении, и общему улучшению условий жизни в конкретном локальном сообществе.
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Целостно ориентированная социальная работа
Начиная с 1970-х годов, кибернетика оказывала значительное влияние на социальную работу, представляя собой целостную и разделяемую всеми модель, несмотря на поляризацию социальной работы на индивидуально и социально интегрированную, выделение целевых групп работы (дети, беженцы, алкоголики и др.)- В 1960-х годах социальная работа в Норвегии была распределена по трем направлениям — индивидуальная, групповая и социальное планирование и администрирование. Попытки выделить общие моменты в социальной работе всех видов оформились в русле «интегрированной», «экологической», «общей» и
«системной» социальной работы (Roberts, 1990:2), когда четко проявилась потребность в универсальной, ценностно-ориентированной социальной работе. Примером такой интеграции послужила работа «Практика социальной работы: модель и метод» (Pincus og Minahan, 1973), использовавшаяся в Норвегии как учебное пособие по социальной работе в 1970-х годах. В работе представлены четыре системы социальной работы, ориентированные соответственно на клиента, агента изменения (социальный работник или социальное учреждение), цель и действие.
Пинкус и Минахан различают потенциальных и актуальных клиентов, причем к числу последних относятся лишь люди, обратившиеся за помощью в результате рабочего соглашения (Pincus og Minahan, 1973:56). Социальные работники работают с конкретными людьми, а не с абстрактными понятиями «общество», «организация», сообщество людей» (там же: 63).
Центральными понятием в этом подходе является «работа по изменению», причем, отождествляя понятия «социальный работник» и «агент изменения» важно не подменять целью средство (Roberts, 1990:109). Главным звеном являются цели, которые могут быть самыми разными и необязательно предполагать изменение. Изменение само по себе не является целью социальной работы (Bytrum, 1992),иможет в случае манипулирования и технократизации вызвать ряд вопросов этического характера.
Рассматриваемый подход не позволяет замыкаться на отдельной системе, но дает возможность целостного видения ее функционирования в обществе. Социальная работа в США, например, приобретает все большую социальную направленность в противоположность индивидуализму и медицинско-диагностическому мышлению.
Стейн (Stein, 1974) описывает опыт использования системных методов в психиатрии, предполагающих широкое участие семьи в лечении, возросшую роль общения, снижении барьеров между системой и окружающим миром. Целостный подход предполагает рассмотрение человека в ^совокупности систем, в которые он входит, учет всех значимых межсистемных связей, оценку последствий возможных действий социального учреждения и их целесообразности.
Модели социальной работы
1 Ниже мы в общих чертах представим две модели, имеющие различные корни и возникшие в русле собственно социальной работы и семейкой терапии соответственно. Модель решения проблем имеет более рациональную окраску и принадлежит к функциональному направлению и
предполагает целенаправленное воздействие. Модель оптимального решения является конструктивистской и дополняет первую модель. На прак-тикелучшевсего использовать идеи и принципы обеих систем.
Модель решения проблем
Понятие «решение проблем» было введено в социальную работу Пер-лманом и имеет место в этой сфере в работе с отдельными клиентами, группами, организациями и обществом в целом на фоне взаимодействия между системами и учетом изменений, происходящих в других системах (Compton og Galaway, 1984:312).
Модель решения проблем ориентирована на поиск целей и имеет следующие характерные признаки:
1. Посвящена, главным образом, выяснению сути проблемы, идентификации целей работы и сбору информации.
2. Фаза заключения соглашения обязательно предполагает оценку и обсуждение отношения между целью и проблемой, составление плана работы, распределение ответственности между социальным работником и клиентом, прогнозирование итогов работы.
3. Фаза действия состоит в выполнении плана, причем социальный работник может в течение работы сменить несколько ролей. Фаза завершается подведением итогов и оценкой результатов.
Модель строится на том, что взаимодействующие стороны выясняют надлежащий образ действия и осуществляют соответствующие действия. Проблему здесь может представить несовпадение видения мира и понятия «должного решения» у сторон, несоответствие их представлений о рациональном и здравом смысле.
Циклическая модель оптимального решения
Не останавливаясь на конкретной проблеме, мы можем начать работу над достижением желаемых целей. Показательна в этом отношении кратковременная терапия Шейзера (Schazer, 1988), состоящая из двух стадий: первая — жалобы и вторая — лечение. «Теория не акцентируется и в то же время не пренебрегает причинами возникновения проблемы и ее прогресси-рования, но заинтересована лишь в проведении терапии» (там же, xix). Бэйтсон (Bateson, 1972:400) сравнивает этот процесс со складывание головоломки, когда мы, складывая фрагменты друг с другом, начинаем понимать, как выглядит вся картинка. Если фрагмент не подходит, значит выбранное нами решение является ошибочным. Такой способ работы является альтернативой линейному построению «причина-следствие». 162
Исследователи Миланской группы (Sevini et al., 1980) в своей работе оперировали такими понятиями, как «гипотеза», «цикличность» и «нейтралитет». «Линейное мышление не всегда является ошибочным, но часто модель вводит в заблуждение, охватывая лишь один сегмент более широкой картины. Мы полагаем, что циклический подход здесь будет более продуктивен» (Tomm, 1985). Руководящим принципом работы является нейтралитет, предполагающий уважение, принятие и искренний интерес. «Нейтральный терапевт не стремится переложить вину на кого-либо или изменить систему. Его интересует прежде всего, почему система приносит такие результаты. Нейтральный терапевт исходит из того, что за всем этим что-то стоит» (Tomm, 1985).
Нередко само решение является лучшим объяснением сути проблемы (там же: 10). Проблема является способом выражения неудовлетворенности человека чем-либо, а, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на поиске оптимального решения, нежели на выяснении сущности проблемы.
Ценностные ориентации в теории системИндивид
Личность, ее структура и самоидентификация относятся скорее к конструктивистскому направлению системной социальной работы.
Помимо отношений, складывающихся между индивидом и социумом, для семейной социальной работы большое значение имеет самосознание индивида, восприятие им себя, собственного континуума (Fink, 1991).
Главный теоретик современной теории систем Матурана выделяет в системах структуру и организацию (Schetdt og Egeland, 1989:68), под которой понимаются сложившиеся устойчивые связи между составляющими. Структура является перечнем составляющих системы и связей между ними. Разные люди, обладающие каждый своей уникальной структурой, по-разному реагируют на одинаковые импульсы или информацию. Структура живого существа находится в состоянии постоянного изменения, определяя способы реагирования системы. Внешние для системы события «запускают» ее внутренние процессы, но не руководят ими. В работе с семьей, таким образом, можно предлагать клиентам «пищу для размышления», но не указывать людям, что они должны делать,
Люман, последователь Матурана, отмечает, что язык не всегда может адекватно отразить содержание переживаний и других психических феноменов. Человек — это нечто, не укладывающееся в рамки языка и социальной системы. Психическая система, таким образом, не является
подсистемой социума, но частью социального мира (Luhmann, 1993:1). формирующейся при обработке смыслов (Jonhill, 1995:65).
Общество
Социальная система является саморефлектирующей и создается в ходе коммуникации. Следует различать социальную систему с одной стороны, и ее гораздо более сложную среду — общество, не укладывающееся в рамки системы. Теорию систем больше интересует не целостное понимание общества, представляющееся практически недостижимым, но способы, посредством которых мы получаем знание об обществе, способы формирования контекста и организации знания. Мировое сообщество само по себе не может считаться социальной системой, но является таковым в лице своих органов — таких, как ООН, НАТО и других международных организаций.
Системный подход берет свое начало в биологии и рассматривает общество как живой организм или систему, за что нередко критикуется (Elster, 1990:12).
Общество по-разному понимается в функциональной и конструктивистской перспективах. Функциональная парадигма предполагает целостный и гармоничный характер общества, в котором индивид должен найти свое место. Люди разделяют некое «объективное» понимание общества, социальные конфликты не столь очевидны, а общество возможно изменить.
Конструктивизм предполагает множественность представлений об обществе, зависящих от нашего места в нем и системы, с позиций которой мы его рассматриваем. Поскольку каждый понимает общество и мир по-своему, наши действия по изменению общества оказываются парализованы.
Функциональное объяснение
Следуя логике функционализма в объяснении феноменов, мы можем действовать тремя способами: выявлять причины, предшествовавшие какому-либо событию и подтолкнувшие его к определенным действиям (человек женится, чтобы не быть высланным из Норвегии), выявлять намерения или последствия действий (человек женится, потому что хочет иметь сына) или рассматриваем непосредственно действие как произошедшее в силу «обычного хода вещей» (человек женится, чтобы создать семью) независимо от причин и последствий. «Давая феномену функциональное объяснение, мы рассматриваем, прежде всего, практические по-164
следствия, которые это действие повлечет за собой, и его функцию или полезность для группы» (Grilje og Grimen, 1993:107).
Нередко приходится обращаться также к причинам, поводу и контексту действия, что не всегда легко установить для человека, находящегося в состоянии изменений. Разводясь с супругом, мы иначе определяем цель, исходя из которой мы заключили брак, чем во время медового месяца. Функционализм анализирует, прежде всего, сегодняшнюю ситуацию, не останавливаясь на прошедших событиях и исходя из принципа «сделанного не вернешь». Прошлое можно использовать лишь в качестве трамплина для изменения, как основу для выдвижения гипотез, которые терапевт опробует, создавая в случае неудач все новые и новые, используя уже полученную информацию (Sevini et ai., 1980).
Этика
Главной ценностью системной социальной работы является нейтралитет, то есть попытка увидеть ситуацию глазами переживающего ее человека (Oltedal, 1988:22). Поэтому мы должны очень тщательно выбирать позицию, с которой мы оцениваем ситуацию, уважая интересы и мнения других людей, что особенно важно в семейной социальной работе — не отдавать предпочтения какой-то одной точке зрения, поскольку она не является более «правильной», чем другие. Системное мышление более подходит для относительно гармоничного состояния, когда все члены семьи видят одни и те же цели, даже в ситуации конфликта.
И все же плюрализм мнений не дает ответа на вопрос о месте морали, ценностей и абсолютного в социальной работе, коль скоро ничто не является абсолютным. Этот ответ мы находим в законодательстве, определяющем цели, условия и последствия действий социальных работников, а также их ответственность. Закон обнаруживает линейную логику в случаях правонарушений или принуждения. То же касается и оказываемой помощи, нацеленной на улучшение жизненных условий клиента, поощрение его к самостоятельному поиску решения.
«Понять — значит простить» — гласит народная пословица. Это не всегда справедливо, например, в случае инцест или применении насилия в отношении детей. Принятие позиции взрослого означает здесь оправдание преступных действий последнего. Возможно, ребенок даже возложит вину за случившееся на себя. События не должны оцениваться с крайне релятивистских позиций. Моральные дилеммы, с которыми сталкивается терапевт, позволяют уточнить роль нейтралитета — он является не руководящим принципом, но лишь одной из аксиологических устано-
вок и не может подменять собой, например, заботу о более слабом (Leenderts, 1995:99).
Де Шейзер (de Schazer, 1988) выделяет три категории клиентов — это «посетители», пришедшие на прием добровольно, «жалобщики», имеющие расплывчатое желание получить помощь, и «покупатели», имеющие четкие ожидания о том, какого рода помощь они получат, и предложения социального работника имеют разные шансы осуществления в зависимости от типа клиента, его мотивации и характера запроса о помощи. Клиенты нередко оценивают деятельность социальных учреждений так: «Социальное учреждение хочет (не хочет) оказывать нам финансовую помощь». Часто требования клиентов не подкреплены установленными законом правами, так что социальные учреждения вправе оказывать или не оказывать им помощь по своему усмотрению, то есть системное мышление и, в частности, конструктивизм, могут служить идейной основой социальной работы с известной долей осторожности, исходя из условий и требований, установленных нормативно-правовой базой.
Системность в отношениях «социальныйработник — клиент» Ниже будут представлены две ситуации, иллюстрирующие системный подход к отношениям в социальном учреждении, где социальный работник несколько более лоялен к требованиям системы социальной защиты и потребностям клиента соответственно.
Социальный работник лоялен к системе
Супружеская пара убеждена, что они получат слишком мало денег от социального учреждения, которое отказывается от дальнейших обсуждений этого вопроса, полагая, что клиенты неразумно распоряжаются средствами, которых должно хватить на удовлетворение всех установленных законом потребностей (Oltedal, 1994 В).
Социального работника в этом случае беспокоит правильность выполнения всех служебных правил, соответствие своей деятельности целям организации, рациональное распоряжение финансовыми ресурсами организации. Клиент полагает, что его требования разумны и умеренны, поскольку другие люди также обладают соответствующими материаль- ными благами, и воспринимает любую нефинансовую помощь (консультации, советы, рекомендации) как попытку социального работника «увести» разговор в сторону от денег. Логика социального работника, ориентированная на систему, такова: «Другие сами ответственны за свое благосостояние». «Вообще-то человек сам должен обеспечивать свои 166
жизненные потребности». Указанный ход мысли характеризует корпоративный дух, не позволяя социальному работнику ставить себя в положение клиента.
Социальный работник лоялен к клиенту
Другая категория социальных работников, ведя переговоры с клиентом, не слишком торопится с предложением помощи, оказывая ее лишь тем клиентам, которые об этом попросят (Oltedal, 1994 В), боясь ставить людей в зависимость от системы социальной помощи. Здесь социальный работник исходит из обыденного понимания и отношения к людям, обращающимся за социальной помощью. Похожее отношение отмечается и среди клиентов, для которых обращение за помощью в социальное учреждение является вполне привычным и несложным делом. С другой стороны, клиентам приходится переживать ощущение собственной неполноценности, обращаясь в социальное учреждение: «Если бы я попросила о большей помощи,то, думаю, я бы ее получила». Отношение социального работника: «Если ей нужна помощь, то она сама об этом попросит». Смысл системы не в том, чтобы оказывать клиенту максимально возможную помощь, но в том, чтобы оказывать ее, когда другого выхода нет. Больше пользы для системы имеет не социальный работник, лишь распределяющий финансовую помощь, но работник, «играющий» на стороне клиента и в его интересах.
Здесь необходим такой баланс, чтобы, с одной стороны, работник соблюдал интересы системы, не делая получения помощи слишком доступным, а с другой — не заставлял клиента чувствовать, что он злоупотребляет системой.
РЕЗЮМЕ
В этой главе мы представили довольно широкий обзор теории систем. Нашей задачей было показать общие и отличающиеся черты всех теорий, объединенных под названием «теория систем» и представляющих вместе довольно пеструю картину. К общим чертам можно отнести целостный подход, наличие пределов действия, процессы изменения и приведения в равновесие, цикличность и поиск цели. Теперь же, разделяя все эти теории на два направления, мы можем выделить в них разный фокус и смысловые акценты. В реализации этих особенностей мы приводим разграничение между ранней и поздней теорией систем. Такое деление было заимствовано из социологии и из работы с семьей и в разрезе социальной
работы имеет свою специфику. Раннюю традицию мы обозначим социологическим термином функционализм и перенесем его на почву своего, очень похожего понимания общества.
Функционализм изучает состояние систем, являющихся частью другой системы (Ramsoy, 1962). Взяв в качестве примера семью, мы наблюдаем в ней несколько подсистем.
Рассматриваемая нами поздняя теория систем, именуемая конструктивизмом, используется в сфере семейной терапии и является «преемницей» «ранней традиции». Это направление основывается на более разностороннем взгляде на общество.
На схеме наглядно показана позиция индивида внутри и вне системы «семья».