Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины ««История отечественного и зарубежного религиоведения»является важным компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой и рабочей программой учебной дисциплины.

В состав методического обеспечения самостоятельной работы входят программа дисциплины, планы семинарских занятий, вопросы для промежуточной аттестации, методические указания по подготовке докладов, рекомендации по использованию информационных технологий и написанию письменных работ.

Данной программой предусмотрены виды деятельности студента, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.

К группе видов и форм самостоятельной работы студентов относятся:

  • Написание рефератов и эссе на тему прочитанных текстов (объем – 6000 знаков):
  • Написание контрольных работы в форме тестов
  • Написание заключительной письменной работы (20-25 тыс.знаков)

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 64 часа.

Требования к письменным работам:

Реферат представляет собой изложение взглядов того или иного автора по определенному вопросу. Реферат должен иметь введение, основную часть и заключение. Необходимо излагать взгляды автора своими словами и избегать цитат, более длинных, чем 5-6 строк. Цитаты должны выделяться курсивом и иметь сноску на страницу источника.

Эссе должно быть построено следующим образом: введение, содержащее постановку проблемы; основная часть, в которой самостоятельно на основе прочитанной литературы раскрывается поставленная проблема; заключение, в котором формулируются общие выводы. Цитаты должны выделяться курсивом и иметь сноску на страницу источника.

Итоговая письменная работа (итоговое эссе или реферат) быть построено следующим образом: оглавление, введение, в котором сформулированы цель и задачи работы, ее практическая значимость, обзор литературы по рассматриваемой проблеме и подходам к ее решению; основное содержание, в котором отражены теоретические и методические разработки самого слушателя по выбранной теме, описание ее возможного внедрения в учебную практику; заключение, содержащие основные выводы.

Заключительная письменная работа является отчетной формой обучения студентов с элементами самостоятельного научного исследования. В ней студент должен показать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков и умений научного исследования.

Изложение материала в заключительной письменной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Текст работы должен продемонстрировать:

· знакомство автора с основной литературой вопроса;

· умение выделить проблему и определить методы ее решения;

· умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

· владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

· приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Работа должен быть напечатан на стандартном листе писчей бумаги в формате А4 (296х210 мм). Поля должны оставаться по всем четырём сторонам печатного листа: левое поле - 35 мм, правое -не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, количество знаков на странице - примерно 2000. Текст должен быть отформатирован. Рекомендуется использовать 14 кегль шрифта. Шрифт принтера должен быть чётким. Абзацный отступ должен быть одинаковым во всем тексте работы. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параграфов. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Введение, главы содержательной части и заключение нумеруются в пределах всей работы, параграфы – в пределах каждой главы, пункты – в пределах каждого параграфа.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя следующий список литературы:

Учебники и учебные пособия:

Религиоведение. Под.ред. М.М.Шахнович. СПб: «Питер», 2006. Введение, части 2-4.

Шахнович М.М. Очерки истории религиоведения. СПб, Изд-во СПбГУ, 2006.

Хрестоматии:

Антология исследования культуры. СПб., 1997.

Американская социология. М., 1972.

Антология отечественного религиоведения. Петербургская религиоведческая школа. // Вопросы религии и религиоведения. Вып.4. М, 2010

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.1996.

Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. М. 1994.

Классики мирового религиоведения. Хрестоматия. М., 1996.

Мистика, религия, наука. Хрестоматия. М., 1998.

Религиоведение. Хрестоматия. М., 2001.

Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов XX в.). М., 1992.

Источники:

Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии, мифологии. М., 1996.

Барт Р. Избранные работы. Семотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. Мифология. М., 1996.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1997.

Богораз В.Г. Чукчи. Ч.1-2.Л., 1934-1939.

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

К.Гирц. Религия как культурная система.// К.Гирц. Интерпретация культур. М., 2004

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Cоциология религии: классические подходы. Хрестоматия. М., 1994.

Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. Т.1, М., 1996.

Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Слявянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

Кассирер Э. Философия символических форм. М.- СПб., 2002.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М., 1977.

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Киев, 1996.

Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Сверхъестественное в первобытном мышлении М.,1995.

Леви-Строс К. Деяния Асдиваля // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М. 1986. С. 35–76.

Леви-Строс К. Тотемизм сегодня // Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. 1994. С. 37–110.

Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М,. 2001.

Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.1.

Между Эдипом и Осирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М., 1998.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976 (1995).

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М. 1996.

Парсонс Т. Введение // Американская социология. М., 1972.

Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1995.

Рэклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.

Тернер В. Символ и ритуал. М., 1989.

Франк-Каменецкий И.Г. Вода и огонь в библейской поэзии // Яфетический сборник. М.-Пг., 1925, т.3.

Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Т.1-2. Тбилиси.1991.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М. 1992.

Франкл В. Психотерапия и религия // Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.,1930.

Эванс-Притчард Э.Э. Колдовство, магия и оракулы у азанде// Магический кристалл. М., 1994. С. 30–83.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.,1999.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т.1-2. М., 2001-2002.

Юнг К. Архетип и символ. М.,1992.

Наши рекомендации