Религия как социальный институт
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.
О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.
Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.
Основные функции религии как социального института можно отметить следующие:
1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;
3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;
4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.
Так, Э. Дюркгейм считал, что религия– продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.
Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:
1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;
2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;
3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;
4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:
1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;
2) приумножение денег без расточительства;
3) личный успех как ключ к спасению.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.
Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
В российском обществе большая часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).
В России представлены практически все виды верований, а также существует множество сект. В 1990-е годы религиозность взрослого населения имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.
Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к религиозным организациям, в том числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.
Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция на неоправдавшиеся надежды в отношении реформ.
Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.
В настоящее время не разрешена проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась в период празднования 2000-летия христианства.
Православная церковь считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.
Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие нуждается в реформировании.
Различные точки зрения свидетельствуют о невозможности объединения христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.
Православная церковь лояльно относится к государству и поддерживает доброжелательные отношения с другими конфессиями для преодоления межэтнической напряженности.
Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.