Основные принципы методологии социологии фиксируются в программе социологического исследования, которая включает три раздела
Методологический раздел включает формулировку проблемы, определяет цели и задачи исследования, определяет предмет (социальные явления) и объект (люди или группы, которые будут исследоваться) исследования, дает интерпретацию основных понятия (процедура операционализации), выдвигает рабочие гипотезы.
Методический раздел включает описание методов сбора и анализа данных и инструментария исследования.
Организационный раздел включает описание места и времени проведения исследования, исполнителей, необходимые ресурсы.
Одним из наиболее распространенных методов социологии
является выборочное исследование, которое представляет собой систематический сбор данных о поведении и социальных установках людей с помощью опроса специально отобранной группы респондентов. Для проведения этого исследования необходимо вначале определить генеральную совокупность, то есть ту группу, которая обладает определенными, интересующими исследователя, признаками. Выборка – это изучаемая часть генеральной совокупности, которая представляет (репрезентирует) генеральную совокупность в силу совпадения статистических характеристик, интересующих исследователя. Максимальная репрезентативность обеспечивается, если выборка является случайной, то есть опрашиваемые люди выбираются из генеральной совокупности произвольно, и у них равная вероятность быть отобранными. Случайная выборка может быть построена механически на основе отбора каждой k единицы из полного списка генеральной совокупности. Таким списком может телефонный справочник, списки избирателей участковых избирательных комиссии и т.п. Серийная (кластерная или гнездовая), случайная выборка основана на случайном отборе подлежащих исследованию серий (кластеров) — групп единиц, естественным образом концентрирующихся в определенных местах. Например, при изучении электорального поведения кластерами могут быть избирательные участки, а при изучении студентов, сериями (кластерами) могут быть учебные заведения. Стратифицированная выборка — случайный отбор единиц из нескольких слоев — внутренне однородных, но различающихся по какому-либо существенному признаку. Например, студентов можно стратифицировать по курсам, избирателей делить на горожан и жителей деревни.
Неслучайная выборка может быть квотной, то есть основанной на отборе единиц разного типа в заранее определенных количествах. Обычно соотношение квот моделирует социально-демографические категории (пол, возраст, этнос, профессии и т.п.) в генеральной совокупности. Квотная выборки не очень репрезентативна, зато ее проще и дешевле составлять; «Снежный ком»» - выборка, которая составлена из представителей генеральной совокупности, о которых сообщили лица, ставшие объектом исследования на предыдущем шаге. Этот метод использует, когда исследуется редкая или малочисленная генеральная совокупность

Выделяют также сплошные выборки, которые, по сути, совпадают с генеральной совокупностью, например, перепись населения.
Решение о том, какого типа выборку использовать зависит от целей и свойств генеральной совокупности. Если цель - статистическая характеристика, применяется случайная выборка. Если нужна общая характеристика генеральной совокупности, можно обойтись неслучайной выборкой.
Объем выборки зависит от требуемой степени точности и экономичности.
Одним из первых выборочный метод применил американский социолог П. Лазарсфельд в 1940 г. при изучении предпочтений избирателей одно из районов штата Огайо во время президентских выборов. Целью было выявить и понять причины изменения намерений избирателей. Гипотеза, выдвинутая Лазарсфельдом, утверждала, что события, и установки близкие избирателям данного сообщества влияют на их выбор в большей степени, чем проблемы мирового уровня. Результаты исследования подтвердили это. Исследование выявило роль «лидеров общественного мнения», людей, которые в большей степени формировали мнение окружающих.
Близким по типу к выборочному исследованию являются повторные исследования, которые бывают разных видов. Панельное исследование — это исследование с использованием одной и той же выборки респондентов через определенные интервалы времени. Такие исследования широко используются при изучении динамики потребительских предпочтений и рейтинга популярности телепередач. Включенные в панель потребители и телезрители по договоренности с исследователями регулярно составляют отчеты о своих покупках и просмотрах телепередач, которые затем анализируются. Иногда такие исследования называются лонгитюдными. Трендовые - исследование одной и той же генеральной совокупности с интервалом времени и с соблюдением относительно одинаковой методики, с целью установить тенденций (трендов), например, перепись населения.
Когортные исследования ориентированы на изучение лиц одного поколения на протяжении длительного времени, Цель — анализ изменений в образе жизни людей одного поколения.

В последнее время широко используется метод, основанный на изучении отдельного случая (case-study), здесь, однако возникает вопрос о репрезентативности такого исследования, поскольку описание одной, даже типичной ситуации не позволяет сделать широких обобщений.
При проведении выборочных и повторных исследований широко применяют такие методы опроса как анкетирование и интервью. Анкетирование — метод сбора данных в виде письменных ответов, которые фиксируются респондентом (опрашиваемым). Анкетирование может быть индивидуальным или групповым, а также очным и заочным, наиболее распространенная форма последнего почтовый опрос, опрос через газету.
В зависимости от источника информации различают массовые опросы и специализированные, или экспертные. В первом случае источником информации выступают представителе больших социальных групп, во втором — компетентные лица.
Анкета представляет собой систему вопросов, в которой каждый вопрос выполняет определенную функцию. Различают вводные (контактные) вопросы, которые призваны сконцентрировать внимание респондента на проблемах, которым посвящена анкета, сформировать готовность отвечать на ее вопросы. Вопросы - фильтры нацелены на определение того, в какой степени респондент может быть источником информации по данной теме. Основные (содержательные) вопросы направлены на получение информации по предмету исследования. Социально-демографические вопросы (паспортичка) ориентированы на получение информации о возрасте, поле, образовании, роде занятий респондента, но никогда не включают вопросов о Ф.И.О, размещается обычно в конце анкеты.
Обычно для неподготовленного респондента в анкете должно быть не больше 10-15 вопросов, для подготовленного и мотивированного респондента, возможно, дать анкету из 50 вопросов. Вопросы должны быть понятны, сформулированы ясно, четко, однозначно. Они должны быть относящимися к делу (релевантными).
Вопросы могут быть открытого и закрытого типа. Открытые вопросы предполагают, что респондент сам отвечает на них. Вопросы закрытого типа предлагают выбрать один из предложенных вариантов ответа. Обычно в экспертном опросе используется первый тип, а в обычном анкетировании — второй.
Достоинством анкетирования является высокая эффективности
при изучении мнений и установок, которые связаны со стандартным поведением (избирателей, покупателей) и максимальная анонимность, позволяющая свободно отвечать на рискованные вопросы. К недостаткам можно отнести невозможность получать информацию непосредственно в момент события, непригодность для выявления специфических установок людей, глубинных мотивов.
Интервью — сбор данных в форме устных ответов на вопросы, задаваемые исследователем респонденту при личном общении. По характеру вопросов можно выделить следующие виды интервью: стандартизированное, основанное на закрытых вопросах; глубинное, основанное на открытых вопросах, нарративное, которое не предполагает собственно вопросов, а сводится к выслушиванию и записи рассказа на данную тему.
По форме или ситуации различают уличное, телефонное, офисное, квартирное интервью.
При проведении интервью важно избегать эффекта интервьюера — влияния внешности поведения, которое повлияло бы на характер ответов. Преимущество по сравнению с анкетированием состоит в том, что интервьюер может разъяснять смысл вопросов, а также может получать дополнительную информацию о респонденте, его внешности, поведении и.т.п.
Недостатки метода — его дороговизна, а также невозможность получить информацию в момент совершаемого действия, наличие эффекта интервьюера.
Другим методом сбора данных является наблюдение, которое представляет собой древнейших способ познания социальных явлений. Оно позволяет получить информацию в момент события, представляет собой сбор данных в виде записи результатов целенаправленного и непосредственного восприятия событий или явлений.
По степени контакта с объектом исследования различают включенное наблюдение, которое предполагает участие исследователя в изучаемом явлении и невключенное наблюдение, которое предполагает поддержание дистанции с объектом, что позволяет объективно фиксировать данные.
Метод включенного наблюдения позволяет получить богатую
информацию о группе, менять стратегию, гибко учитывать новые обстоятельства. Поскольку использовать этот метод можно лишь для изучения относительно небольших сообществ, постольку с помощью него сложно делать сильные обобщения. В ходе применения полевого исследования социолог может столкнуться с нравственной проблемой, так как, наблюдая людей и делая соответствующие выводы, он может затронуть их непосредственные интересы.
Классическим примером включенного наблюдения является исследование И. Гофмана, посвященное изучению поведения людей в больнице. И. Гофман проработал несколько месяцев санитаром в клинике для душевнобольных и составил детальную картину жизни этой организации. Он увидел больницу глазами пациента.
По степени формализованности процедуры различают структурированные и неструктурированные наблюдения. Структурированное наблюдение предполагает предварительное определение категорий наблюдения: действий, высказываний, вещей, ситуаций, которые подлежат фиксации; определение индикаторов, указывающих на наличие и ли отсутствие или интенсивность той или иной категории. Такое наблюдение позволяет переводить результаты в количественную форму, но одновременно ограничивается круг данных наблюдения.
Неструктурированное наблюдение фиксирует максимальное количество качеств. Обычно с его помощью проводится поисковое исследование.
Основным инструментом наблюдения является дневник наблюдения.
Наблюдение дает наиболее достоверную информацию о социальных явлениях, однако, не обеспечивает достаточной репрезентативности, поскольку исследователь обладает ограниченной возможность восприятия.
Важным методом социологического исследования является эксперимент, который нацелен на изучение причинных связей в искусственно созданной и контролируемой исследователем ситуации. Обычно объект исследования состоит из экспериментальной и контрольной группы, которая находится в тех же условиях, что и первая, однако не испытывает влияния фактора, который изучается.
Примером применения этого метода может послужить эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, который устроил «тюрьму»,
где на роли заключенных и охранников назначил студентов- добровольцев. Его целью было определить, до какой степени исполнение различных ролей изменяет позиции и поведение студентов. Результаты потрясли исследователей. Оказалось что «охранники» быстро усвоили авторитарную манеру поведения и враждебность по отношению к «заключенным». Их партнеры, наоборот, обнаружили смесь апатии и бунтарства, часто наблюдаемые у заключенных в реальных ситуациях тюрем. Исследователь сделал вывод, что поведение в тюрьмах определяется более самой ситуацией, чем индивидуальными качествами попавших в нее людей
Эксперименты подразделяются на истинные эксперименты, квазиэксперименты, естественные (натурные) эксперименты, натуралистические эксперименты.
Истинный эксперимент может быть лабораторным и полевым, во втором случае социологи выезжают на место работы исследуемых обществ. Например, Р. Миллиман в 1986 г. провел полевой эксперимент по изучению реакции посетителей ресторана на быструю и медленную музыку. Оказалось, что при медленной музыке время, проведенное в ресторане, увеличивалось, увеличивалась и выручка ресторана.
Квазиэксперимент — не соблюдает условие случайного отбора респондентов перед их распределением на экспериментальную и контрольную группу.
Натурный эксперимент предполагает, что вмешательство в ситуацию осуществляет сама жизнь. Например, изучается поведение людей в деревнях, в одной из которых есть электричество, а в другой - нет. В 1955 г. в штате Коннектикут были ужесточены требования к дорожному движению, а в соседних штатах нет, появилась возможность проверить, повлияли ли эти методы на динамику ДТП, оказалось, что да, и в положительную сторону.
В натуралистическом эксперименте искусственно конструируется ситуации и обстановка. Пример: С. Мильграм в 1967 г. попросил американцев со Среднего Запада послать студентам богословского факультета Гарварда в подарок небольшую книжечку, но только если они с ними знакомы. К подарку прилагалась просьба передать ее своим знакомым, а те должны были передать своим знакомым. В конце концов, многие книжечки попали обратно в руки первых людей Таким образом было выяснено среднее число

переходов, совершенных каждым письмом, оно равнялось 5. Таки образом было выяснено количество социальных связей между людьми.
Еще одним важным методом исследования является анализ документов — регистрация значимой информации в печатных, графических, видео и аудио документах. Различают качественный и количественный анализ документов. Качественный предполагает обнаружение неявных смысловых структур при помощи содержательного анализа, своего рода «психоанализа» текста, фильма и т.п. В социологии чаше применяется количественные методы анализа документов — контент-анализ.
Контент-анаиз — создание статистической модели большого массива стандартных документов, отражающих исследуемые явления. Обычно используются газетные и журнальные публикации, теле - и радиопередачи, иногда фотографии, дневники.
Выделяют структурные и содержательные элементы тексты, устанавливают индикаторы, т.е. Признаки наличия или интенсивности какого-либо явления. Обычно это ключевые слова, характерные выражения. Этот метод полезен при изучении больших объемов информации, его можно использовать в исторических исследованиях. Наконец, он позволяет увидеть скрытые особенности и содержание текстов.
Все указанные методы могут принимать форму количественных и качественных. Для количественных методов характерна высокая степень формализации данных, позволяющая получать информацию о распределении в изучаемой совокупности некоторого числового признака, рассматриваемая как переменная.
Так при анкетировании использование закрытых вопросов позволяет придавать исследованию количественную форму, открытые вопросы характерных для качественных исследований.
Полученные количественными методами данные можно подвергать статистическому анализу, выясняя наличие корреляции, то есть статистически значимой связи между переменными.
Количественные методы позволяют давать строго объективную интерпретацию данных, но сам сбор данных может быть субъективных. Наилучшее применение они находят при изучении массовых процессов и стандартного поведения, скажем, если надо оценить популярность политики, телепередачи, товара.
Количественными методами можно проводить не только массовый опрос, но и не включенное наблюдение, когда фиксируются признаки больших масс людей, а также контент-анализ.
Качественные методы позволяют получать неформализованные описание объектов и ситуаций с точки зрения смысла высказываний и поступков людей. Качественные методы - мягкие методы, в ходе их применения респонденту не навязывают каких-то жестких схем в виде закрытых вопросов или четких признаков, которые необходимо фиксировать. Однако объективность сбора данных здесь сочетается с субъективной интерпретацией. К качественным методам относятся методы опроса экспертов, глубинное и нарративное интервью, а также включенное наблюдение.
Кроме указанных методов можно выделить также специализированные методы, которые представляют собой либо сочетание известных уже методов либо были выработаны в смежных областях. К таким методам относятся: опрос типа омнибус, фокус- группа(см. глоссарий).