Описание проблемной ситуации в программе социологического исследования. Понятие социального противоречия

Исходным пунктом исследования всегда является проблемная ситуация. Основу ее составляет реальное противоречие в развитии социального организма. Социальная проблема (греч. problema - задача) - "это поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов".

Для исследователя социальная проблема выступает как состояние "знания о незнании" каких-то определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития, причин и других характеристик интересующего его социального явления или процесса. То есть проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов их осуществления.

Решить проблему - это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаемом направлении. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала.

Обычно заказ исследователю формулируется в виде обозначения какой-нибудь проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие или просто указания на неудовлетворительное положение дел в той или иной сфере производства и т.д. Перед исследователем встает задача перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую ему предстоит исследовать. Это требует от него проведения специальной теоретической работы.

Во-первых - необходимо установить реальное существование данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Во-вторых - выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы для рассмотрения неизвестных элементов (например, известные данные статистики и учета являются важным готовым материалом).

В-третьих - выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты для того, чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска.

В-четвертых - попытаться найти готовый способ решения проблемы. Обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, при этом возможно использование литературы не только по социологии, но и по другим смежным областям обществознания - философии, политической экономии и конкретной экономики, психологии и т.д. Кроме этого, обратиться за помощью к коллегам-социологам, так как необходимая информация может быть еще не опубликована, а также провести беседы с экспертами - научными работниками и практиками, часто обладающими ценной информацией об изучаемой проблеме.

Последовательность и примерную структуру описания социологической. При описании любой проблемы должны быть учтены пять следующих характеристик:

"1) Сущность или содержание.

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко на распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3) Владение проблемой. Является ли проблема "открытой" (знакомой всем) или "закрытой" (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т.д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах?

5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?".

Таким образом, предварительный анализ проблемной ситуации позволяет четко сформулировать проблему. Нередко бывает, что полученная формулировка значительно отличается от первоначальной, той, которая была сформулирована заказчиком.

В социологии выделяют пять подходов при классификации социальных проблем. Они группируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.

В зависимости от цели исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Проблемы познавательного характера - это проблемы, вызываемые недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Они появляются, когда возникает необходимость получить какое-то дополнительное, новое знание о социальном явлении или процессе или создать теоретическую модель для того, чтобы более глубоко его изучить и объяснить, т.е. это проблемы, порожденные недостатком знания.

Проблемами предметного характера являются социальная дезорганизация, противоречия или конфликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов. Подобные состояния, с одной стороны, ведут к дестабилизации общественного организма, а с другой - побуждают к активным действиям, являются главным фактором социальных изменений, развития. Основная цель в данном случае заключается в выработке практических рекомендаций для регулирования социальных процессов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.

По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный (социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной, а может быть и глобальной), региональный (социальная проблема затрагивает интересы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институтов) и местный характер (социальная проблема ограничена рамками некоторого коллектива, организации, поселка, городского микрорайона, города).

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной (неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема разрешается за относительно короткий срок), среднесрочной (проблема адаптации работников предприятия к новым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку) и длительной (противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др.).

По глубине противоречия различают одноплановые проблемы. Это проблемы, которые затрагивают какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного баллотирующегося кандидата в президенты; приятие (неприятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др.

Системные проблемы. Это проблемы, в которых отражается дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Например, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как рэкет, наркомания, проституция.

Проблемы, порожденные противоречиями функционального характера. Это проблемы нарушения сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частных форм собственности.

В процессе формулировки проблемы исследователь должен стремиться к тому, чтобы в ней были как можно более полно отражены и сама проблемная ситуация и основное противоречие, определяющее ее. При этом важно не допускать постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных. При выявлении проблемной ситуации необходимо четко разграничать проблематичное (неизвестное) и непроблематичное (известное) так, чтобы не получилось, что проблемная ситуация возникла только из-за того, что исследователь был просто-напросто элементарно неосведомлен, неинформирован о реальной обстановке.

Существует и другая крайность - выдвигается проблема слишком широкого плана. Если в начале составления программы не удается сразу ясно и четко сформулировать научную проблему, то она намечается только лишь в общих чертах, а по мере разработки других ее частей ее формулировка уточняется.

Если исследовательская программа нацелена на "многопроблем­ный" социологический анализ, то в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. Но в принципе не рекомендуется изучать несколько проблем в рамках одного исследования. Это связано с рядом существенных причин.

Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, логически нестройным, что может отразиться на качестве собираемой информации.

Во-вторых, снижается оперативность исследования, что ведет к старению данных, потере их актуальности, а иногда и практического смысла исследования в целом.

В-третьих, нецелесообразно, а порой и очень трудно (это доказывает многолетняя практика) одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте исследования (22, с.35).

Бывает и такое, что социальная проблема совершенно не осознается как общественная потребность, так как лежащие в ее основе противоречия еще не достигли уровня, на котором они становятся очевидными. Но даже будучи четко осознаваемой, социальная проблема не всегда становится предметом анализа и целенаправленных действий, ведь кроме этого должна быть активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям со стороны общества или отдельных индивидов, т.е. должен еще существовать "социальный заказ" для социологического исследования по выявлению и способам разрешения социальных проблем.

Наши рекомендации