Роль самостоятельной работы магистрантов в образовательном процессе
Самостоятельная работа является доминантной составляющей учебного процесса в магистратуре. Именно она способствует формированию специалиста, хорошо подготовленного к жизни в условиях информационного общества, способного к саморазвитию и инновационной деятельности. Человек, умеющий работать самостоятельно, не является пассивным потребителем знаний. Это творческая личность, которая умеет сформулировать проблему и найти эффективные пути её решения.
Целью самостоятельной работы магистрантаявляется совершенствование навыков индивидуальной и групповой познавательной деятельности в процессе самостоятельного поиска информации, её усвоения, переработки, фиксирования и использования в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.
Эффективная СРМ возможна при условии соблюдения следующих принципов:
1) принцип научности;
2) принцип регулярности и оптимального планирования;
3) принцип грамотного учета временного фактора;
4) принцип нарастающей трудности;
5) принцип интерактивности (необходимости сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами);
5) принцип включенности в профессиональную деятельность (выполнение творческих профессионально ориентированных заданий);
6) принцип системного контролирования процесса и результатов СР.
В зависимости от места и времени проведения СРМ подразделяется на аудиторную в форме творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции; самостоятельную работу под контролем преподавателя на плановых консультациях по утвержденному кафедрой графику; на самостоятельную работу, которая проводится во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (выполнение учебно-исследовательских, научно-исследовательских и творческих заданий, чтение рекомендованной литературы в процессе подготовки к интерактивным лекциям, к тестированию, терминологическим диктантам или к зачету). Актуальны практикоориентированные формы творческой работы. В курсе социолингвистики – это, например, создание проекта «Языковая ситуация и языковая политика в Красноярском крае».
Важно помнить, что самостоятельная работа магистрантов – это не самообразование, а управляемая и контролируемая преподавателем самостоятельная деятельность.
Использование ресурсов компьютерной образовательной среды (КОС) курса, специально построенной и организованной для размещения учебных материалов с учетом дидактических задач учебной дисциплины, а также личное включение в совершенствование и развитие этой среды может заметно улучшить результаты учебной и научно-исследовательской деятельности по предмету.