Стратегия, программа и методы социологического исследования 2 страница

Все это обуславливает необходимость уточнения и примене­ния определенного понятийного аппарата. Поэтому значительное место в программе исследования занимает предварительное рас­смотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологи­ческого исследования путей активизации экономического поведе-

I

пия различных групп населения в условиях становления рыночных отношений определяются понятия: активность, поведение, стиму­лирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следу­ет дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смы­словые содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблю­дению фактов и социальных показателей (например, количествен­но измеряемые уровни экономической активности, их связи с тру­дом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).

Поскольку операционализация понятий в прикладном со­циологическом исследовании вызывает наибольшие трудности, по­кажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия «экономическое поведение», составляющего ключевой термин в прикладном исследовательском проекте, осуществленном Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси в 1998-2000 гг. Первым шагом этой процедуры является установление связи исследуемого объекта, выражаемого данным понятием, с оп­ределенным показателем. Экономическое поведение как специфи­ческий социальный процесс может быть выражено в нескольких взаимосвязанных показателях. В их совокупность входят: отноше­ние к производству, отношение к труду, отношение к собственно­сти, отношение к рыночной экономике, отношения между участни­ками процесса воспроизводства- предпринимателями, работника­ми, потребителями и др.; отношение к управленческим структурам. В качестве примера рассмотрим операционализацию понятия «эко­номическое поведение» через соотнесенность с показателем «отно­шение к труду». Этот показатель включает в себя ряд переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ; оценка труда как неприятной, но необходимой обязанности; пони­мание труда как мерила человеческого достоинства и т.п. Следова­тельно, индикаторами, т.е. доступными эмпирическому наблюде­нию и количественному измерению характеристиками, изучаемого социального объекта- экономического поведения - станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в дан­ном случае трудовой деятельности) степени удовлетворенности или неудовлетворенности ею, качество работы, дисциплинированность, заработок работника.

Посредством установления связи изучаемого объекта (в на­шем случае экономического поведения) с соответствующими ему


стратегия, программа и методы социологического исследования 2 страница - student2.ru


взаимосвязь. В этой же части программы должно быть определе­но отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по подобной тематике, пибо показано, что намечаемое к осуществлению исследование не имеет аналогов.

Заключительной операцией при разработке методологиче­ской части программы конкретного социологического исследова­ния становится формулирование рабочих гипотез в качестве обос­нованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, особенностях экономического поведения раз­личных групп населения, об основных тенденциях его развития, о различных взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснитель­ные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположение о свойствах объекта, характере связей между его отдельными эле­ментами (структурные), о степени интенсивности взаимодействия (функциональные).

Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучае­мых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, ко­торые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-осно­вания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия — пред­положения менее широкой общности.

Рассмотрим это на примере некоторых гипотез, сформули­рованных при разработке программы прикладного социологиче­ского исследования по проблеме активизации экономического по­ведения различных групп населения Беларуси.

Центральная из выдвинутых гипотез гласит: «Экономически активное поведение является объективно ведущим фактором жиз­недеятельности личности и социальных групп, определяющим со­циальный статус в обществе». Эта гипотеза- описательная, по­скольку она содержит предположение о существенных свойствах объекта (ведущий фактор), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (между экономической активно­стью и социальным статусом), о степени тесноты взаимодействия

III



(предполагается, что более высокая экономическая активност* предопределяет более высокий социальный статус).

Вторая гипотеза: «Чем выше активность экономического п< ведения личности или группы, тем выше ее социальный статус обществе», является объяснительной, так как она предполагает ого ределенные причинно-следственные зависимости между эконом» ческим поведением и социальным статусом.

Третья из сформулированных в приведенном для примера исследовании гипотез гласит: «Активность экономического пове­дения различных групп населения зависит от степени мотивации и стимулирования этого поведения». Она является гипотезой - след­ствием, вытекающей из первой из названных гипотез, выступаю­щей в качестве не только описательной, но и одновременно гипо­тезы - основания.

IT- I

Операционализация понятий и формулирование гипотез от­крывают переход ко второму, методико-процедурному разделу и следовательской программы. Он включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исход­
ных данных.

В зависимости от целей и задач исследования, состояния зна­ний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический пла] проведения конкретного социологического исследования. Это мо жет быть монографическое исследование, ориентированное на изу чение социального явления или процесса на одном объекте, взято в качестве представителя целого класса подобных объектов.

В зависимости от масштабности и сложности решаемых за| дач в методически процедурной части программы может был предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) ис­следования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупи сти и имеет своей целью проверить и оценить качество проведен ной операционализации основных понятий, уточнить применяв мый инструментарий, скорректировать в случае необходимост! границы намеченной для основного исследования выборной сов< купности.

Основное исследование планируется как ориентированное н получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающи: относительно целостное представление об изучаемых процессах явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.

В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, много­ступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. чис­ленность респондентов — участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в ка­честве источников первичной эмпирической информации об изу-| чаемых явлениях и процессах.

В методически-процедурной части программы определяется j метод исследования, т.е. система правил теоретической и практиче-; ской деятельности, направленной на изучение существенных харак­теристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значи­мые элементы исследуемого объекта) информации.

Здесь же выбирается и обосновывается тип инструмента­рия, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

В этой же части программы формулируется процедура при­кладного исследования, т.е. определяются основные этапы проведе­ния исследования, содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов, предполагаемые результаты действий на каж­дом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется и техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания ос­новных способов сбора, обработки и анализа (посредством исполь­зования ЭВМ) эмпирической социологической информации.

Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлека­ются ведущие специалисты, а от качества npoi p.i\i\ibi в решающей степени зависит качество проводимого социоло! ического исследо­вания, теоретическая и практическая значимость полученных ре­зультатов.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что представляет собой конкретное социологическое исследование?

2. Какова структура прикладного социологического исследования?

3. Что такое программа социологического исследования?

4. Каковы функции программы конкретного социологического иссле­
дования?

5. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследования?

6. Как определяются цели и задачи социологического исследования?

7. Что представляет собой операционализация понятий в прикладном
социологическом исследовании?

8. Что такое гипотезы в социологическом исследовании и какие виды
гипотез Вы знаете?

9. Какова структура методико-процедурного раздела исследовательской
программы?

Литература

1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологическо­
го исследования //Социология. М., 1996.

2. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования //Лекции
по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологическо­
го исследования (методический материал) //Социология XX века. Ис­
тория и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

4. Организация и проведение конкретного социологического исследо­
вания //Рабочая книга социолога. М., 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. М., 1996.

Глава 36. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы. Сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определенными документа­ми. Для отдельного человека - это свидетельство о рождении, пас­порт, удостоверение личности, аттестат зрелости, диплом о высшем образовании и т.п. Для семьи - это свидетельство о бракосочетании. Для университета или исследовательского института— это его ус­тав. Для политической партии - ее программа и устав, для государ­ства - это Конституция страны и ее законы.

В своем отношении к документам социология исходит из то­го, что они представляют собой важный источник социальной ин­формации, и вместе с тем результат осмысления и определенного

I

оформления знаний об определенной сфере, социальной структуре или ячейке общества, об их отношениях к другим структурам, сферам и ячейкам. Анализ документов позволяет социологу вы­явить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов; специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей; распознать нормы, ценности, идеалы, которыми руководствуются на различных эта­пах развития общества и в различных социальных ситуациях; про­следить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государст­вом, культурой, религией, политическими партиями и т.п.; вы­явить основные тенденции и пропорции социального развития.

Что же понимается под анализом документов в социологии?

Анализ документов - это совокупность методических прие­мов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач.

Круг документов, содержащих в себе интересующую социо­лога информацию, настолько широк и настолько информативен, вследствие чрезвычайной широты и разнообразия отображаемых в них различных сторон социальной действительности, что практи­чески любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов. В частности, не рекомендуется начинать ни пилотаж­ное, ни тем более полевое исследование, не изучив предваритель­но официальные статистические данные - отчеты и публикации Госкомстата, данные ведомственной статистики, отчеты, решения коллегий, приказы и распоряжения соответствующих государст­венных органов - законодательства, принимаемого парламентом, указов Президента, решений и распоряжений министерств, публи­каций в средствах массово информации.

Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив до­кументации можно было успешно и эффективно использовать в целях извлечения из нее необходимой социологам информации, документы следует классифицировать. Такая классификация осу­ществляется по целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

стратегия, программа и методы социологического исследования 2 страница - student2.ru 2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, днев ники, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

1) статистические (статистические отчеты, сборники ста­
тистических материалов, содержащие экономические и социаль­
ные показатели развития страны, динамику рождаемости, смерт­
ности, материального благосостояния населения, его образова­
тельного уровня и т.п.); ;

2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена
в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:

1) письменные документы, в которых информация изложена в
форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прес­
сы, различного рода документальные свидетельства - о рождении, о
служебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);

2) иконографические документы, воспринимаемые визуаль­
но (иконы, картины, кино — и фотодокументы, видеозаписи);

3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое воспри­
ятие (грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся на:

1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заяв­
ление, жалоба);

2) коллективные, созданные несколькими авторами или
группой людей (обращение к депутатам, правительству или насе­
лению страны, декларация о намерениях группы, партии, движе­
ния и т.п.).

Документы могут стать источником получения необходи­мых сведений об изучаемом объекте только тогда, когда социоло­гами оценена надежность имеющейся в их распоряжении доку­ментальной информации. При оценке надежности документальных данных необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, официальные документы, как правило, более надежны, чем не­официальные. Во-вторых, личные документы (характеристики, карточки индивидуального учета, анкеты и др.) обладают большей степенью надежности, чем безличные (данные прессы, протоколы собраний, заседаний и др.). В-третьих, повышенной надежностью обладают документы юридического характера (постановление су­да, нотариально заверенные данные и др.), а также те документы, которые подвергаются финансовому контролю (сведения об изго­товленной продукции, о заработной плате и т.п.). В-четвертых, не-

обходимо учитывать, что некоторые личные документы — автобио­графии, воспоминания и др. — имеют тенденциозный характер и в силу этого позволяют оценить некоторые личностные качества их авторов - одаренность, скромность, либо самовлюбленность, за­носчивость и т.п.

Важнейшим источником социологической информации яв­ляются документы, специально созданные для целей исследова­ния: анкеты, опросные листы, бланки интервью, тесты, протоколы наблюдений, данные контент-анализа, выраженные в форме отчета.

Многообразие документов, их содержания, направленности, видов, форм и т.п. порождает и разнообразие их использования в социологии, причем формулирование такого использования в зна­чительной степени определяется не только целями и задачами ис­следования, но и особенностями изучаемого объекта.

Если объектом исследования становится крупная социально-экономическая проблема, например, активизация экономического поведения населения страны, то важными источниками социоло­гической- информации становятся официальные документы, со­держащие требуемые сведения - принятие парламентом закона о предпринимательстве, труде, заработной плате, социальном стра­ховании, указы президента, данные государственной и ведомст­венной статистики, публикации в прессе. Если же исследуются ценностные ориентации молодежи, то наряду с названными вида­ми документов значительно большее значение приобретают отве­ты респондентов (опрашиваемых молодых людей) на вопросы со­циологических анкет, а также ответы экспертов, полученные в процессе проведения стандартизированного интервью; данные, полученные с помощью тестирования и личных документов, - пи­сем, документов и т.п.

Таким образом, при исследовании различных социальных процессов и явлений и при решении различных исследовательских задач требуется подбирать именно такие документы, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности ис­следуемого объекта и в наибольшей степени соответствует решае­мой социологами исследовательской задаче.

Многообразие видов документов по-разному используются в социологических исследованиях, однако существуют два основ­ных метода анализа документов. Один из них традиционный, классический, а второй - формализованный, или, как его чаще все­го называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

Традиционный анализ документов представляет собой сово­купность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Дело в том, что в большинстве случаев интересующая социолога инфор­мация, содержащаяся в документах, присутствует в нем в неявном, скрытом виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых доку­мент был создан (статистический отчет, закон, информационное сообщение и т.п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный анализ позво­ляет преобразовать первоначальную форму информации, содер­жащейся в документе информации, в ту форму, которая интересу­ет исследователя. При этом необходимо установить, кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном кон­тексте создавался данный документ? Каково соотношение фактов, отраженных в документе, с изучаемой социологами действитель­ностью? Как отражаются на содержании документа взгляды, оцен­ки, социальные и политические предпочтения автора, его статус и позиция? В поисках ответа на эти вопросы социолог, осуществ­ляющий традиционный анализ документа, получает возможность проникнуть в глубинный смысл изучаемого документа, четко представить его содержание и повернуть его в сторону, необходи­мую именно для данного конкретного исследования.

Традиционный анализ документа представляет собой само­стоятельный, творческий процесс, который зависит от: 1)содер­жания, направленности самого документа; 2) условий, целей и за­дач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богат­ства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифи­цированный и творчески мыслящий социолог сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опыт­ный, не обладающий творческим воображением).

Изложенные особенности традиционного анализа показыва­ют, что при всей его важности и значимости такой вид аналитиче­ской деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление избавиться от налета субъек­тивности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке существенно иного вида формали­зованного анализа документов, т.е. контент-анализе.

I

В Применение контент-анализа началось еще в 30-х годах XX

Ивека известным социологом Г. Лассуэлом в сфере политики и про-^паганды, но получило широкое распространение начиная с 50-х годов, когда в США вышел фундаментальный труда Б. Берельсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информа­ции из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному интуи­тивному анализу. Он основан на выявлении определенной сово­купности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов от­ражают некоторые существенные особенности изучаемых соци­альных явлений и процессов. Например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компа­ниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника ин­формации и существующие в обществе нормы их взаимодействия. Процедура формализованного анализа документов заключа­ется в выделении в изучаемом тексте определенных, интересую­щих исследователя элементов содержания, классификации выде­ленных элементов, в соответствии с концептуальной схемой ис­следования, последующем их подсчете и количественном анализе. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, оп­ределении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географиче­ские названия и т.п.); суждения, выраженные в форме предложе­ний, абзацев, фрагментов текстов; оценки, точки зрения, аргумен­ты, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, ти­пам авторов и др.). Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количествен­ный. Качественный контент-анализ основан на использовании не­частотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости

К

от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании коли-

чественных мер, его задача - получить количественную характе­ристику содержания изучаемого текста.

Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче\ екая модель предмета анализа, в которой взаимодействуют тр(< элемента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) систем^ единиц анализа; 3) меры (единицы) измерения.

Категориальная модель предмета анализа включает в себя" параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического исследования. При этом пара­метры анализа соответствуют признаку объекта исследования, а категория анализа - значению данного признака. Например, в про­цедуре контент-анализа, проводимого социологом в рамках иссле­довательского проекта «Активизация экономического поведения различных групп населения Беларуси» одним из существенных параметров является тема «предпринимательство». А категориями контент-анализа данной темы в различных видах документов - в законах о развитии предпринимательства, статистических мате­риалах, публикациях в прессе и т.п., - будут такие понятия, как «предприниматель», «средний бизнес», «малый бизнес», «приток капиталов», «рынок товаров» и т.п.

Таким образом, параметр контент-анализа жестко задан про­блемой и задачами исследования, а категории анализа более гибко приспособлены к тому процессу или явлению, которое предстоит анализировать, и тем задачам, которые придется решать в процес­се исследования. Следовательно, каждый параметр контент-анализа может быть представлен в виде определенного набора, а еще лучше (особенно если необходимо учитывать характер взаи­мосвязей между различными аспектами изучаемого признака) в виде целостной системы категорий анализа. Взаимосвязь парамет­ров и категорий контент-анализа, сведенных в определенным об­разом упорядоченную систему, предстает в качестве категориаль­ной модели предмета анализа, т.е. исследуемого объекта социаль­ной действительности.

Система единиц контент-анализа представляет собой опре­деленным образом иерархизированную совокупность единиц ана­лиза. В практике социологических исследований сложился опре­деленный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся:

{.Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В приводимом нами примере прикладного со­циологического проекта, посвященного исследованию активиза­ции экономического поведения различных групп населения, таки­ми смысловыми единицами являются «предприниматель», «наем­ный работник», «безработный», «рынок капиталов», «рынок това­ров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль заработной платы» и др.

2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых
абзацах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы
контент-анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого
текста на определенные части, являющиеся органическими едини­
цами контекста, внутри которых тема может быть более или менее
четко определена. Темой контент-анализа изучаемого текста мо­
жет быть как общая тема социологического исследования, так и
определенная ее часть, например, проблема создания благоприят­
ного правового пространства для развития малого и среднего биз­
неса, являющаяся частью общей темы активизации экономическо­
го поведения.

3. Персонаж' («герой») некоего действия или отношений,
отраженного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в
зависимости от выделенной темы контент-анализа, может высту­
пать предприниматель, менеджер, банковский служащий, прези­
дент страны или союза предпринимателей и т.п.

4. Ситуация. Например, экологическая ситуация, рассматри­
ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой;
экстремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, по­
страдавшая от Чернобыльской катастрофы и др.

5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или
их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, на­
пример, действия предпринимателей, безработных или налоговой
полиции.

Категории и единицы контент-анализа - это конструктивные объекты, содержание которых определяется в рамках конкретной области, избранной в качестве объекта прикладного социологиче­ского исследования.

Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон­тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Пер­вый из них составляют единицы протяженности, располагаемые в координатной сети: пространство- время. Примером таких еди-

18 3ак 2030 545

ниц счета, применяемых в контент-анализе, может служить съем текста в квадратных сантиметрах, либо в числе отведенных на не­го строк в печатном документе, а также количество минут, кото­рые занимает эфирное время телевизионного сообщения Едини­цей измерения может служить и появление искомого признака в| тексте, а также частота такого появления Именно последнее - час-| тота появление искомого признака в тексте является самым рас-1 пространенным в прикладных исследованиях способом измерения! характеристик изучаемого содержания с точки зрения интересую-1 щего социолога объекта исследования

Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд опера­ций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными доку­ментами Первый такой документ— таблица контент анализа Она содержит в себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуществления контент-анализа определенного содер­жания различных типов Второй документ- инструкция кодиров­щика Она включает в себя описание единиц анализа и мер изме­рения (подсчета) выделяемых характеристик Регистрация единиц анализа производится в специальных таблицах, составляющих ко­дирование карточки или матрицы Кодированная карточка - это и есть третий стандартный документ для проведения контенг-анализа Она содержит все классификационные единицы анализа -параметры и категории, обозначаемые обычно определенным ко­дом В этой кодировочной матрице каждый вертикальный столбец означает отдельный документ (присвоенный ему номер), а каждая горизонтальная строчка - классификационные единицы и меры измерения, выраженные в определенных кодах (рис 67)

Наши рекомендации