Приложение 3. Пример парадигмального анализа ключевых категорий дипломной работы

Пример парадигмального анализа ключевых категорий дипломной работы

Щукина Маргарита. Теоретико - методологические возможности использования психологической парадигмы в теме дипломной работы

Для своей дипломной работы, посвященной рассмотрению экопоселений в сегодняшней действительности, мне показалось интересным применить из психологической парадигмы творчество Эрика Фромма, а именно категории «здоровое общество» и «отчуждение». На мой взгляд через эти понятия можно рассмотреть и объяснить причины ухода людей в экопоселение для создания реальности своего бытия альтернативным образом.

В своей книге «Здоровое общество» Фромм пишет, что главным критерием здорового общества является его приспособленность к человеческой природе, это позволяет удовлетворительно решать проблемы человеческого существования. Человек может адаптироваться почти к любой социокультурной системе, но если эти системы противоречат его природе, у него развиваются ментальные и эмоциональные нарушения, которые, в конечном счете, будут побуждать к изменению общества.

В противоположность патологическому здоровое общество, как «модель идеального типа», предполагает самоценность человека - ни один человек не является средством для достижения целей другого человека. Более того, никто не использует себя в целях, не способствующих раскрытию человеческих возможностей. Экономическая и политическая деятельность подчинены собственно человеческим интересам. В здоровом обществе человек – активный и ответственный участник жизни общества, хозяин своей жизни. Его жизненная цель быть многим, а не обладать многим. Страстное желание создать и сохранить богатство заменяется экзистенциальным обладанием – рационально обусловленным стремлением к самосохранению, что относится пище, жилищу, одежде человека. Таким образом, здоровое общество адекватно потребностям человека.

Фундаментальной посылкой патологического общества становится неограниченное потребление как цель жизни, жажда обладания, которые неизбежно воспроизводит эгоизм и алчность. Жажда обладания ведет к социальной напряженности и конфликтам. Возникновение патологического общества начинается с того, что экономические или политические программы, декларирующие самые гуманные цели, не учитывают собственно человеческий фактор и вступают в конфликт с потребностями человеческой природы. Знания и понятливость людей растут, но их разум деградирует. Все счастливы, хотя ничего не чувствуют, никого не любят и не рассуждают. Жизнь утрачивает смысл - в ней нет ни радости, ни веры, ни реальности.

Сейчас настало такое время, что многие люди перестали видеть дальнейшие возможности для своей жизни и жизни своих близких в нашем современном мире. Цивилизация настолько захватила всех, что мы не замечаем того, что происходит в природе, и не задумываемся над тем, какие произошли и продолжают происходить в ней изменения от нашей жизнедеятельности. В то же время наша удобная, устроенная городская жизнь не дает нам возможности дышать чистым воздухом, пить чистую воду, просто ощутить вокруг себя тишину. Особенно страдают дети, зажатые стенами квартир и тесных двориков, запуганные вездесущими машинами, бандитизмом и прочими атрибутами современного города. И, не находя себе место в этой жизни, они чаше уходят в ирреальный мир компьютерных игр, телевидения и наркотиков.

Общество не может предоставить человеку возможность свободно мыслить, если оно не дало ему свободно чувствовать. Оно не может дать человеку эмоциональную свободу, если не избавит его от экономической зависимости.

В книге «Здоровое общество» у Фромма «под отчуждением понимается такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое…он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утратил связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому как воспринимают вещи — при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром»[63]. «Человек, движимый главным образом жаждой власти, уже не воспринимает себя во всем богатстве и во всей безграничности человеческого существа; он становится рабом своего частичного, проецируемого на внешние цели стремления, которым он «одержим». Человек, предающийся исключительно страсти к деньгам, охвачен этим своим стремлением; деньги — идол, которому он поклоняется как воплощению одной отдельно взятой собственной силы и его неудержимой тяги к ней»[64].

«…человек ощущает себя не активным носителем собственных сил и богатства личности, но лишенной индивидуальных качеств «вещью», зависимой от внешних для нее сил, на которые он перенес свою жизненную субстанцию».

«…наша неудержимая страсть к потреблению утратила всякую связь с истинными потребностями человека. Первоначально считалось, что идея потребления вещей в большем количестве и лучшего качества должна обеспечить человеку более счастливую жизнь, удовлетворяющую его запросы. Потребление было средством для достижения цели, т. е. счастья. Теперь оно превратилось в самоцель. Постоянный рост запросов заставляет нас прилагать все больше и больше усилий, ставит нас в зависимость от наших потребностей, от людей и организаций, помогающих нам получить желаемое»[65].

«Человек отчужден не только от выполняемой им работы, а также от потребляемых им вещей и удовольствий, но и от общественных сил, определяющих и все наше общество, и жизнь каждого, живущего в нем»[66].

Основная задача создания новых экопоселений - изменить мир, сделать его лучше, сохранить свою родную землю для потомков, восстановить ее плодородие, сделать жизнь людей на земле счастливой. При создании экопоселений объединяются единомышленники, как правило, это неравнодушные творческие люди- энтузиасты. Люди разных профессий, образования, воспитания; взрослые и дети создают экопоселения, желая развиваться, изменить свои взгляды на жизнь, свои жилищные условия, быть свободными в выборе своей жизнедеятельности. Процветанию и развитию экопоселений способствует умение каждым его жителем уважать мнение других, умение жить в коллективе. Всем, кому дорога родная природа, кто хочет делом доказать, что возродить ее, начинают заниматься в поселении земледелием, свободным от применения химических веществ, устаивают умный огород, где все, что выросло на земле работает на ее плодородие. Успехи не заставят себя ждать. В таких поселениях дети растут счастливыми. Они понимают предназначение всего живого на земле и никогда не будут вредить ей.

«А каково отношение современного человека к своему ближнему? Оно представляет собой отношение двух абстракций, двух использующих друг друга живых машин…Каждый служит товаром для всех остальных; с ним всегда надо обращаться с известной долей дружелюбия, так как если он и не нужен в настоящий момент, то может понадобиться впоследствии»[67].

«Что представляет собой отношение человека к самому себе? …При такой ориентации человек ощущает себя вещью, которая должна найти удачное применение на рынке… он воспринимает себя: не человеком с его любовью, страхами, убеждениями и сомнениями, а чем-то абстрактным, отчужденным от своей подлинной сущности, выполняющим определенную функцию в социальной системе»[68].

«Человек, подобно всем другим товарам, которые не удается выгодно продать на рынке, не имеет ни малейшей ценности в том, что касается его меновой стоимости, даже если его потребительная стоимость достаточно высока»[69].

Взять на себя ответственность за свою жизнь, вернуть традицию крепких семей и добрососедских отношений, обрести уверенность в завтрашнем дне, резко снизить негативное воздействие на природу, создать благоприятную среду для своих детей, восстановить утраченную культуру, охватывающую все стороны жизни человека и общества, вновь обрести чувство радости и созидания – основная задача экопоселенцев.

Чтобы получить возможность жить по-другому, общаясь с природой, радуясь солнцу и всему живому, увидеть мир другими глазами, добровольцы объединяются в создании экопоселений, где люди сообща учатся жить и работать на земле, выращивая экологически чистые продукты, внедряя современные способы обработки земли без использования химии.

«Природу отчуждения нельзя понять в полной мере, не учитывая одной особенности современной жизни: рутинизацию и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования: человек вынужден заниматься проблемами повседневной жизни, на которые приходится затрачивать массу сил и времени; он погряз в рутине, необходимой для выполнения этих дел»[70]. В современной городской цивилизации экопоселенцы перестали видеть перспективу для своей собственной жизни и для будущего своих детей. Удобная и комфортная городская жизнь чем дальше, тем больше лишает человека простых и естественных ценностей - свежего воздуха, чистой питьевой воды, живой природы вокруг, элементарной тишины, уверенности в завтрашнем дне.

«Однако человек может реализовать себя лишь при условии, что он сохраняет связь с фундаментальными реалиями своего бытия, что ему доступны восторг любви и порывы чувства товарищеской солидарности, а также переживание трагического факта собственного одиночества и неполноты своего существования. Если же он полностью оказывается во власти рутины и искусственных образований, не способен видеть ничего, кроме фасада мира, созданного человеком по законам здравого смысла, то он теряет связь с миром и самим собой, перестает осознавать себя и окружающий мир»[71]. Появились современные экопоселения. Они представляют собой сообщества семей, независимых экономически, но объединенных идеей учиться жить и работать на земле по-новому. Люди съехались из разных городов. Они старались строить свои взаимоотношения так, чтобы все от этого общения были счастливы. Жители поселений имеют разные специальности, но едины в желании изменить свою жизнь, развиваться и менять свое мировоззрение.

«Рыночная ориентация тесно связана с тем обстоятельством, что у современного человека потребность в обмене стала главной движущей силой... По мере роста разделения труда обмен товаров становится все более интенсивным, но при обычных условиях он служит всего лишь средством достижения экономической цели»[72] … Сегодня он превратился в самоцель.

Экопоселенцы понимают: они имеют материальные ценности несоизмеримо большие, чем предки, а что-то главное и очень важное утрачивается с каждым годом и в суете повседневной жизни даже не замечая этого. Нелегко взять на себя ответственность и изменить свою жизнь, чтоб разобраться в себе самом, в других, а главнее, воспитать детей по-другому, чем в городе по сложившемуся стереотипу, привить им любовь к своей земле, к окружающим людям. Создать мир, в котором бы они были счастливы!

Учебное издание

Наши рекомендации