Тема 8. Социальная структура. Социальная стратификация общества
И социальная мобильность.
Студент должен знать следующие понятия: социальная структура, социальная стратификация, стратификация одномерная и многомерная, исторические типы стратификации (генетическая, рабство, касты, сословия, классы), этакратическая стратификационная модель, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность, индивидуальная мобильность, групповая мобильность, социальный фильтр, социальное пространство, страта, социальное поле, габитус, типы капиталов П. Бурдье, привилегия, маргинализация, номенклатура, партократия, класс и подкласс, средний класс.
Студент долженпонимать логику и динамику происходящих стратификационных процессов и изменений в современной России.
Социальная структура: функции и основные элементы. Типы социальных структур. Методологические подходы в исследовании социальной структуры.
Теории социальных структур. Социальная структура и социальный порядок, дифференциация общества и проблема социального неравенства. Теории общественно-экономической формации и социального конфликта К.Маркса. Марксистская теория "классов". М.Вебер о классах и социальных группах. Социальная стратификация П.Сорокина: социальное пространство, страта, типы социальной стратификации. Социальная мобильность: виды и каналы. Социальная стратификация и структурный функционализм. Российские социологи о социальной стратификации. Теория воспроизводства классового общества П.Бурдье. Социальные структурации Э.Гидденса.
Исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы). Типы общества и модели социальной стратификации: "пирамида", "ромб", дуальная модель. Основные виды социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная.
Социально-классовая структура современных западных стран. Социальные группы и слои. Проблема социальной мобильности.
Социологи о стратификации советского общества. (Голенкова З.Т., Заславская Т.И., Ильин В.И., Инкельс А., Радаев В.В., Рывкина Р.В., Шкаратан О.И.). Социальная структура современной России. Проблемы формирования российской элиты. Средний класс. Бедность как социальный феномен.
Тема 9. Личность как социальная система.
Процесс социализации.
Студент должен знатьосновные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, ресоциализация, десоциализация, роль, статус, основной (генеральный) статус, предписанный и достигнутый статусы, специфический и распространенный статусы, ролевой конфликт (статусная неконсистентность, статусная несовместимость), структура личности, девиация, кризисная социализация.
Студент должениметь представления о различных направлениях понимания личности,соотносить такие понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»; знать содержание процесса социализации.
Личность как активный субъект социальных отношений. Взаимосвязь личности и общества, личные и общественные интересы. Индивид, индивидуальность, личность, социальный аспект понятия личности. Проблема взаимодействия личности и общества: социальные институты и интересы личности, взаимодействие личности с др., автономность личности.
Теории личности. Марксизм: человек как продукт общественных отношений. "Зеркальное "Я"" Ч. Кули (личность как объективное качество). Ролевые теории личности: Р. Линтон, Я. Морено, Т.Парсонс. Социальный статус: сущность, типы (генеральный, предписанный, достигнутый, формализованный, неформализованный). Социальная роль: функционалистский и интеракционистский подходы. Ролевой конфликт и способы его преодоления.
Социальная структура личности.
Содержание процесса социализации. Основные факторы, формирующие личность. Агенты и институты, каналы, виды социализации. Ресоциализация, кризисная и неудавшаяся социализация.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы).
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. С. 263-274.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
3. Коган Л.Н. Личность и его судьба. М., 1988.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
Дополнительная:
1. Коган Л.Н. Вечность. Екатеринбург, 1994.
2. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
3. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 18.
4. Социология. Основы общей теории / Отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.,2002. Гл.5.
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со
словарями и справочниками, делает выписки из текста.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.