Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского
Исторический факультет
Кафедра социологии
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
Т.Ю. Стукен_____________
«_____» ________________ 2010 г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
“ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ”
ДС. Р. 05
Входит в число дисциплин регионального компонента
к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов
Специальность (направление) | Код специальности (направления) | Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) |
Социология | 040201.65 (020300) | Очная |
Социология | 040200.62 | Очная |
Омск 2010
Программа дисциплины “Теория измерений”
Разработана Леонова О. А., ассистент кафедры социологии
Программа рассмотрена на заседании кафедры социологии
(протокол № от “ ” 2010 г.)
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности “Социология”
Декан исторического факультета _____________________________А.В. Якуб
1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы
Курс | Семестр | Объем часов (по видам работы) | ||||||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||||||
Всего | В том числе | Всего | В том числе | |||||||||
Лекции | Практические занятия | Семинары | Лабораторные работы | Другие виды занятий | Курсовая работа (проект) | Реферат | Индивидуальные задания | Другие виды СРС | ||||
Общая трудоемкость дисциплины: 100 часов.
Формы промежуточного контроля: контроль посещения лекций, проверка конспектов лекций, проверка индивидуальных заданий.
Формы итогового контроля: экзамен.
2. Цели и задачи дисциплины.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
2.1. Цель дисциплины –обучение студентов практическому использованию тех методов измерения, которые являются наиболее эффективными при изучении человеческих мнений.
2. 2. Задачи дисциплины:
• показать место и роль теории измерения в проблематике анализа данных в социологической науке;
• рассмотреть подходы к определению измерения в социологии;
• дать понимание проблем, возникающих при анкетных опросах;
• раскрыть специфику «мягких» и «жестких» («качественных» и «количественных») методов сбора данных;
• раскрыть логическую взаимосвязь понятий: переменная, признак, показатель, индикатор, шкала;
• рассмотреть основные виды шкал в теории измерения: Л. Гутмана, Э. Богардуса, Л. Терстоуна, Р. Лайкерта;
• рассмотреть специфику метода семантического дифференциала Ч.Осгуда;
• дать понимание метода парных сравнений для построения на его основе оценочной шкалы;
• рассмотреть специфику латентно-структурного анализа Лазарсфельда (ЛСА);
• дать понимание проблемы построения индексов для измерения установки;
• рассмотрение специфики одномерного развертывания данных;
• дать понимание формализации как необходимого элемента научного исследования;
• рассмотреть основы индивидуального многомерное шкалирования и многомерного развертывание;
• дать понимание сетевого измерения в социологии.