Вы принимали участие в выборах губернатора Нижегородской области летом этого года? 1 страница

1—да

2 —нет

3 — не помню

Возраст

1 — до 30 лет

2 —30—39 лет 3—40—49 лет

4 —50—59 лет

5 — 60 лет и старше

Произведя расчет кросстабуляции, вы открываете файл в тек­стовом редакторе Word, и в его окне отобразится следующая картина:

VAR00055 by VAR00002

VAR00002

Page 1 of 1

СоиШФ Row Pet Ф Ф Ф

0,00 Ф 1,00 Ф 2,00 Ф

3,00 Ф

VAR00055 УУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

0,00 Ф 4Ф 4Ф 2Ф 1Ф

Ф 36,4 Ф 36,4 Ф 18,2 Ф 9,1 Ф

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

1,00 Ф Ф 133 Ф 124 Ф 7 Ф

Ф Ф 50,4 Ф 47,0 Ф 2,7 Ф

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Row Total

11 1,3

264 32,1

2,00

3,00

4,00

5,00

Column Total

Ф 1 Ф 102 Ф 59 Ф 7 Ф 169

Ф ,6 Ф 60,4 Ф 34,9 Ф 4,1 Ф 20,5

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф 2 Ф 118 Ф 73 Ф 2 Ф 195

Ф 1,0 Ф 60,5 Ф 37,4 Ф 1,0 Ф 23,7

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф Ф 68 Ф 13 Ф 3 Ф 84

Ф Ф 81,0 Ф 15,5 Ф 3,6 Ф 10,2

ЪУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУХУУУУУУУУУУЫ

Ф 1 Ф 72 Ф 27 Ф Ф 100

Ф 1,0 Ф 72,0 Ф 27,0 Ф

ЦУУУУУУУУЭУУУУУУУУЭУУУУУУУУЭУУУУУУУУУШ

8 497 298 20 823

1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Number of Missing Observations:

Верхняя цифра в каждой ячейке показывает частоту, т.е. чис­ло респондентов определенной категории, давших такой ответ. Так, в ячейке, расположенной на пересечении строки 1 (возраст до 30 лет) и столбца 1 (ответ «да» на вопрос об участии в выбо­рах), стоит цифра 133, означающая, что из общего числа опро­шенных в возрасте до 30 лет 133 человека дали утвердительный ответ. Нижняя цифра в этой ячейке (50,4) говорит о том, что эти 133 человека составляют 50,4% от общего числа респондентов этого возраста, т.е. за 100% принято 264 (см. крайний правый столбец).

Однако нас в большей степени интересует процедура редак­тирования этой таблицы, т.е. последовательность действий для приобретения этой таблицей свойств обозримости и «читаемос­ти». Мы видим, что при импортировании файла SPSS в тексто­вый редактор Word разделительные линии (изображенные в фор­мате MS-DOS средствами так называемой псевдографики) пре­вратились в ряды и столбцы букв кириллицы. Один из способов редактирования мог бы состоять в следующем. Вначале создать пустую таблицу в формате Word с таким же числом строк и стол­бцов, а затем последовательно, одну за другой, перенести в со­ответствующие ячейки цифры частот и процентов. Мы предла­гаем здесь другой способ, как нам кажется, более рациональный и быстрый.

Вначале уберем строки, составленные из букв кириллицы, а также лишние белые поля, после чего исходная таблица приобре­тет такой вид:

  Ф 0,00 Ф 1,00 Ф 2,00 Ф 3,00 Ф Total
0,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 36,4 Ф 36,4 Ф 18,2 Ф 9,1 Ф 1,3
1,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 50,4 Ф 47,0 Ф 2,7 Ф 32,1
2,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 0,6 Ф 60,4   34,9 Ф 4,1 Ф 20,5
3,00 Ф Ф Ф Ф Ф
  Ф 1,0 Ф 60,5 Ф 37,4 Ф 1,0 Ф 23,7
4,00 Ф   Ф Ф Ф Ф
  Ф   Ф 81,0 Ф 15,5 Ф 3,6 Ф 10,2
5,00 Ф Ф Ф Ф   Ф
  Ф 1,0 Ф 72,0 Ф 27,0 Ф   Ф 12,2
Column          
Total   1,0   60,4   36,2   2,4   100,0

Теперь произведем замену каждой буквы Ф на точку с запятой с помощью команды Правка-> Заменить,а также добавим точки с запятыми в двух нижних строках:

  ; 0,00 ; 1,оо ; 2,00 ; з.оо ; Tota
0,00 ; 4 ; 4 ; 2 ; 1 ; 11
  36,4 36,4 ; 18,2 ; 9,1 ; 1,3
1,00   ; 7 ; 264
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00 1 ;  
  1,0 ; 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Теперь, выделив фрагмент целиком, преобразуем его в табли­цу (рис. 5.2), как было описано выше.

Последний этап заключается в том, чтобы обозначить в таблице заголовок, подлежащее и сказуемое, подставив вместо номеров варианты значения соответствующих переменных, а также изме­нить размеры и типы шрифта. Это и придаст нашему кросстабу окончательный вид (табл. 5.5).

   
 
  0,00 1,00 2,00 3,00 Total
0,00
  36,4 36,4 18,2 9,1 1,3
1,00  
    50,4 47,0 2,7 32,1
2,00
  0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
3,00
  1,0 60,5 37,4 1,0 23,7
4,00  
    81,0 15,5 3,6 10,2
5,00  
  1,0 72,0 27,0   12,2
Column
Total 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Рис. 5.2

Зависимость участия в выборах от возраста

Таблица 5.5

Возраст Участие в выборах Всего
Нетответа Да Нет Не помнят
Нетответа
Процент 36,4 36,4 18,2 9,1 1.3
До 30лет  
Процент   50,4 47,0 2,7 32,1
30—39 лет
Процент 0,6 60,4 34,9 4,1 20,5
40—49 лет
Процент 1.0 60,5 37,4 1.0 23,7
50—59 лет  
Процент   81,0 15,5 3,6 10,2
60 лет и старше  
Процент 1,0 72,0 27,0   12,2
Всего
Процент 1,0 60,4 36,2 2,4 100,0

Аналогично составляются и редактируются таблицы в тех слу­чаях, когда мы производим расчет не в процентах, а в средних значениях баллов тех или иных оценок.

Иногда в аналитических целях возникает необходимость ран­жировать полученные частоты и проценты с тем, чтобы сразу рас­ставить приоритеты. Так, в том же исследовании мы задавали рес­пондентам вопрос относительно их оценок изменения различных направлений деятельности администрации за истекшие 100 дней 236

правления нового нижегородского губернатора Г.Ходырева. Этот вопрос выглядел в анкете следующим образом (сами направления были расставлены просто в алфавитном порядке, чтобы подчерк­нуть ценностный нейтралитет авторов анкеты, кодировка же — с 38 по 53 просто определяет их порядок): «Как Вы оценили бы из­менения в решении проблем, происшедшие после смены област­ного руководства (табл. 5.5а)?»

Таблица 5.5а

Направления деятельности Стало лучше Стало хуже Осталосьбез
38. Борьба с коррупцией
39. Борьба с преступностью
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий
41. Прекращение спада производства
42. Привлечение инвестиций
43. Развитие материальной базы образования
44. Развитие социальной сферы
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы
47. Создание новых рабочих мест
48. Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам
49. Строительство муниципального жилья
50. Удержание цен на продукты первой необходимости
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию
52. Укрепление материальной базы здравоохранения
53. Улучшение работы общественного транспорта

Мы не будем описывать здесь всю процедуру редактирования соответствующей таблицы — это описание оказалось бы слишком громоздким19 и не прибавило бы ничего нового к методическим указаниям, приведенным выше. Отметим лишь, что в данном слу­чае как раз и необходимо заготовить шаблон пустой таблицы и последовательно, раз за разом перенести в ее ячейки все получен­ные значения. Давайте отразим полученную в результате расчетов таблицу, в которой вместо заданной кодировки различных значе­ний каждой из переменных просто расставим процент ответов, полученный каждым из этих значений в ходе опроса; при этом мы

пока сохраняем тот порядок следования, который был принят в анкете (табл. 5.6).

Таблица 5.6

Оценка изменений в решении различных проблем (в процентах ответов по каждому варианту от общего числа опрошенных)

Направления деятельности Стало лучше Стало хуже Осталось без изменений
38.Борьба с коррупцией 18,0 13,2 65,4
39. Борьба с преступностью 16,8 16,2 64,0
40. Обеспечение заказами оборонных предприятий 22,2 13,2 59,3
41. Прекращение спада производства 23,0 14,3 57,6
42. Привлечение инвестиций 24,4 15,2 55,0
43. Развитие материальной базы образования 22,6 18,8 54,2
44. Развитие социальной сферы 22,1 18,0 54,9
45. Разработка эффективного механизма местного налогообложения 59,4 19,6 15,4
46. Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы 39,2 13,0 44,7
47.Создание новых рабочих мест 17,9 20,3 57,4
48. Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам 31,3 14,0 50,3
49. Строительство муниципального жилья 11,4 29,6 54,3
50. Удержание цен на продукты первой необходимости 16,4 44,8 35,0
51. Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 8,6 62,6 24,3
52. Укрепление материальной базы здравоохранения 14,6 35,1 46,5
53. Улучшение работы общественного транспорта 12,4 42,3 40,8

В этой таблице мы выделили полужирным шрифтом модальные значения переменной в каждом столбце — так они сразу бросаются в глаза. Для удобства последующего анализа можно применить и другой прием — проранжировать данные в таблице, т.е. разместить их в порядке убывания от самого частого — того значения перемен­ной, который получил наибольшее число ответов по варианту «ста­ло лучше», до наименее частого — того, который по той же позиции получил наименьшее число голосов. В результате мы получим не­сколько иную табл. 5.7, из рассмотрения которой мы сразу сможем сделать вывод о том, как оценивают опрошенные нижегородцы при­оритеты деятельности новой администрации на протяжении первых 100 дней ее деятельности. Здесь уже нет необходимости выделять 238

модальные или, наоборот, самые низкие значения переменных — они окажутся на самом верху или в самом низу.

Таблица 5.7го

Оценка изменений в решении различных проблем

(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки

«стало лучше»)

Проблема, подлежащая решению Стало лучше Стало хуже Осталось без изменений
Разработка эффективного механизма местного налогообложения 59,4 19,6 15,4
Своевременная выплата пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы 39,2 13,0 44,7
Социальная помощь пенсионерам,инвалидам,сиротам 31,3 14,0 50,3
Привлечение инвестиций 24,4 15,2 55,0
Прекращение спада производства 23,0 14,3 57,6
Развитие материальной базы образования 22,6 18,8 54,2
Обеспечение заказами оборонных предприятий 22,2 13,2 59,3
Развитие социальной сферы 22,1 18,0 54,9
Борьба с коррупцией 18,0 13,2 65,4
Создание новых рабочих мест 17,9 20,3 57,4
Борьба с преступностью 16,8 16,2 64,0
Удержание цен на продукты первой необходимости 16,4 44,8 35,0
Укрепление материальной базы здравоохранения 14,6 35,1 46,5
Улучшение работы общественного транспорта 12,4 42,3 40,8
Строительство муниципального жилья 11,4 29,6 54,3
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 8,6 62,6 24,3

Из данных табл. 5.7 уже совсем не представляет труда рассмот­реть, как оценивают нижегородцы наиболее успешные и наименее успешные из первых шагов новой областной администрации. От­сюда видно, что иногда составление и редактирование таблиц нельзя назвать чисто механической операцией. Такая процедура может значительно облегчить анализ полученных данных. Приве­дем еще примеры сортировки полученных данных. Мы могли бы провести ранжирование оценок деятельности администрации по тем направлениям, где ситуация, по мнению нижегородцев, стала хуже. Можно произвести сортировку по признаку «осталось без изменений». Для этого следует предпринять следующие шаги. Вна­чале мы удалим два средних столбца («стало лучше» и «стало хуже»), выделив их и произведя команду Таблица-> Удалить->• Столбцы.

Затем мы выделим всю таблицу и с помощью команды Таблица-> Сортировка -» Сортироватьвыберем в рабочем окне «Столбец» ва­риант «Столбец 2», затем опцию «по убыванию» и нажмем клави­шу <ОК>. Получим табл. 5.8, из данных которой видны оценки нижегородцев о том, в каких из сфер деятельности администрации произошли какие-то сдвиги, а в каких все стоит на месте.

Таблица 5.8

Оценка отсутствия изменений в решении различных проблем

(в процентах к общему числу опрошенных; ранжировано по убыванию оценки

«осталось без изменений»)

Проблема, подлежащая решению Осталось без изменений
Борьба с коррупцией 65,4
Борьба с преступностью 64,0
Обеспечение заказами оборонных предприятий 59,3
Прекращение спада производства 57,6
Создание новых рабочих мест 57,4
Привлечение инвестиций 55,0
Развитие социальной сферы 54,9
Строительство муниципального жилья 54,3
Развитие материальной базы образования 54,2
Социальная помощь пенсионерам, инвалидам, сиротам 50,3
Укрепление материальной базы здравоохранения 46,5
Своевременная выплата пенсий и зарплаты 44,7
Улучшение работы общественного транспорта 40,8
Удержание цен на продукты первой необходимости 35,0
Удержание тарифов на квартплату, коммунальные услуги, электроэнергию 24,3
Разработка эффективного механизма местного налогообложения 15,4

Нетрудно убедиться, что ранжировка здесь несколько иная, не­жели в том случае, когда мы ранжировали значимость оценок по признаку «стало лучше». И эта таблица — в зависимости от целей исследования — также может оказаться достаточно убедительным наглядным материалом, помогающим подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) исходные предположения исследователя21.

Завершая данную тему, нельзя не остановиться на особеннос­тях составления и редактирования таблиц, отражающих расчет средних значений некоторых переменных. В исследовании эффек­тивности рекламы, проведенном студентами НКИ, присутствовал 240

вопрос относительно степени влияния различных факторов на выбор покупки, главной целью которого было выявление того места, которое занимает среди этих факторов реклама22:

Укажите, в какой мере оказывают влияние на выбор Вами того или иного товара следующие факторы(оценку производите по пя­тибалльной шкале, где 5 означает «наиболее важно»... 1 — «ника­кого значения»):

14. Внешний вид
15. Место покупки
16. Новизна
17. Привычка
18. Реклама
19. Советпродавца
20. Упаковка
21. Цена

Произведя соответствующие расчеты, мы получили итог:

Variable

Mean Std Dev Minimum Maximum N Label

VAR00019 2,64 1,18 1,00 5,00
VAR00018 2,80 1,22 1,00 5,00
VAR00015 3,08 1,26 1,00 5,00
VAR00020 3,19 1,31 1,00 5,00
VAR00017 3,26 1,44 1,00 5,00
VAR00016 3,31 1,30 1,00 5,00
VAR00014 4,06 1,13 1,00 5,00
VAR00021 4,07 1,15 1,00 5,00

Обратите внимание, что программа SPSS в ходе расчетов сама ран­жирует полученные результаты, правда, в ином порядке — от низше­го к высшему. Перед тем как приводить полученные данные в таб­личный вид, следует решить, какие из полученных расчетных значе­ний мы будем включать в итоговую таблицу. Для этого нужно оценить, насколько важны для окончательного анализа те или иные столбцы, учитывая, что мы намереваемся выявить связь между выбором и фак­торами, оказывающими влияние на него. Понятно, что первые два столбца (Variable — переменная и Mean — среднее) обязательно вой­дут в таблицу. Третий столбец (Std Dev23) содержит значения средне-

квадратических отклонений (СКО) по каждой из переменных. Напом­ним, что величина СКО показывает меру разброса значений перемен­ной вокруг средней величины: чем больше СКО, тем сильнее этот разброс, и наоборот — чем оно меньше, тем единодушнее респонден­ты в своих ответах. Мы видим, что значения СКО довольно близки (наименьшее для переменной 14, т.е. «внешний вид», наибольшее — для переменной 17, т.е. «привычка»). Это значит, что связь здесь вы­ражена довольно слабо, поэтому не имеет смысла включать СКО в таблицу. Два следующих столбца (Minimum и Maximum) отражают минимальное и максимальное из полученных значений; в них также не видно никакой связи, поскольку они одинаковы для всех перемен­ных. И наконец, в последнем столбце (N) показано число респонден­тов, отметивших какое-то значение этой переменной (т.е. давших ка­кую-то оценку). Дело в том, что перед началом расчетов среднего зна­чения мы исключили нули (т.е. дали команду не принимать в расчет тех, кто не дал никакого ответа). Общее число респондентов в этом опро­се было 241, и, хотя значения N не так уж разнятся для всех перемен­ных, нам было бы небезынтересно знать, для какой доли опрошен­ных значим тот или иной фактор24. Теперь, определив состав табли­цы, мы можем проделать уже описанные выше операции (включая изменение порядка ранжировки на противоположный) и получить такой окончательный вариант (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Факторы выбора покупки (по 5-балльной шкале)

Фактор выбора Средний балл Число ответивших
Цена 4,07
Внешний вид 4,06
Новизна 3,31
Привычка 3,26
Упаковка 3,19
Место покупки 3,08
Реклама 2,80
Советпродавца 2,64

Мы видим теперь, что при покупке наиболее важную роль иг­рает цена товара. Что же касается интересующей нас рекламы, то она относится к числу наименее важных факторов.

5.3. Графическое представление данных

Графическое представление данных — это наиболее наглядное изображение полученного распределения результатов исследования. Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру исостав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе социологической информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а также различ­ные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).

Гистограмма — это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной шкапе25. Гистограмма представляет собою ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна ча­стоте нахождения данной величины в интервале, на котором по­строен данный прямоугольник. При равных интервалах плотнос­ти распределения пропорциональны частотам, которые и откла­дываются по оси ординат. Пример гистограммы, отражающей распределение опрошенных респондентов по возрасту, приведен на рис. 5.3.

Наши рекомендации