Общество как социальная система. взаимодействие личности и общества сквозь призму социального развития

ВАРИАНТ 2

Ответьте на один из нижеперечисленных вопросов:

1. Какие необходимые условия должны со­блюдаться при возникновении контактов обмена?

2. На каком предмете сосредоточивается внимание участников обмена?

3. Какое значение имеют социальные кон­такты в изучении социальных структур и процессов, происходящих в обществе?

4. Что понимал под социальным действием М. Вебер? Какими, по его мнению, особен­ностями обладает социальное действие?

5. Какие сложности могут возникнуть у ис­следователя при отделении социального действия от так называемых природных, или естественных, действий?

6. Каковы составляющие любого соци­ального действия? Какую роль играет внеш­няя среда при осуществлении социальных действий?

7. Какова последовательность совершения социального действия? Какую роль играет потребность индивида и мотив в соверше­нии социального действия?

8. В чем важность изучения социального действия для анализа социальных явлений?

9. В чем состоит объективная необходи­мость перехода от изучения социальных действий к изучению социальных взаимо­действий?

10. Какое влияние оказывают взаимные ожидания людей на характер их взаимодей­ствий?

11. Какие можно выделить основные типы взаимодействий и в чем заключаются их особенности?

12. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?

13. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?

14. Опишите процесс ролевого обучения ре­бенка взрослым ролям. Какое значение име­ет подражание в процессе такого обучения?

15. Что такое предписанные статусы? Су­ществуют ли предписанные статусы в совре­менном индустриальном обществе?

16. Как предписанные роли влияют на пове­дение людей? Как они связаны с культурой общества?

17. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современ­ных обществах?

18. В чем состоит специфика поведения лю­дей в обществе, где в основном существу­ют достигаемые статусы?

19. Каковы положительные и отрицатель­ные стороны достигаемых статусов? Существует ли общество, в котором наблюдают­ся только достигаемые статусы?

20. Что мы понимаем под ролевым поведе­нием? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли?

21. В чем основные причины ролевого на­пряжения и ролевого конфликта? Чем от­личаются эти два понятия?

22. Как влияет неадекватная ролевая под­готовка на процесс исполнения ролей? По­чему мы говорим, что в современных обще­ствах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социально­го напряжения и конфликтов?

23. Какие основные виды действий совер­шает человек для защиты своего Я от ро­левого напряжения и конфликта?

24. В чем сущность таких способов дейст­вий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят ос­новные различия этих способов действий?

25. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отли­чаются социальные отношения от социаль­ных взаимодействий?

26. Что дает личности уникальный индиви­дуальный опыт? Как он дополняет группо­вой опыт и каковы его последствия?

27. Для чего в социологии необходимо изу­чать различные виды социальных связей?

28. Каким образом возникают различные виды контактов между людьми? Какова по­следовательность развития социальных кон­тактов?

29. Каким образом пространственные контак­ты могут изменять поведение человека?

30. Что мы понимаем под ролевым поведе­нием?

Литература.

  1. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 485 с.
  2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология / Е.М. Бабосов. – Мн.: ДизайнПро, 2001. – 496 с.
  3. Бабосов, Е.М. Социология в текстах: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2003. – 585 с.
  4. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – С. 47-88.
  5. Тадевосян, Э.В. Социология / Э.В. Тадевосян. – М.: Наука, 1998. – 349 с.
  6. Тадевосян, Э.В. Общество как социальная реальность / Э.В. Тадевосян – М.: Наука, 1995. – 350 с.
  7. Титаренко, Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект /

Л.Г. Титаренко. – Мн.: ДизайнПро, 2004. – 286 с.

  1. Толстова, Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками / Ю.Н.Толстова – М.: Научный мир, 2000. – 352 с.
  2. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Юрист, 2004. – 270 с.

СУРС по социологии

ТЕМА 2

Наши рекомендации