Сущность научного эксперимента
Наблюдение и эксперимент находятся по разные стороны баррикад. В каком-то смысле они антагонисты. И такое мнение более чем убедительно. Давайте подумаем.
Наблюдение сродни созерцанию первозданных красот природы. Если замечается какое-либо вмешательство в ход наблюдения, пусть самое незначительное, его результаты полетят в корзину. Знаменитые Хоторнские эксперименты 1927—1932 гг., перевернувшие промышленную социологию и заложившие основы нового видения мира, чуть не пошли насмарку, когда обнаружилось, что на одном из ранних этапов, в эксперименте с шестью девушками-операторами, ученый, выполнявший, как выяснилось позже, функцию неформального лидера, повлиял на социально-психологическую атмосферу в бригаде и тем самым вызвал повышение производительности труда.
Без всяких преувеличений научное наблюдение — «экологически чистый» метод познания. В нем практикуется щадящий режим по отношению к объекту познания.
Эксперимент — совсем другое дело. Здесь изучается искусственно созданная ситуация, которая в природе либо не встречается вовсе, либо не встречается в чистом виде. Если эксперимен-
тальная ситуация начинает походить на естественную — все, тушите свет в лаборатории, начинайте все сызнова. '
Экспериментальный метод следует отнести к разряду жестких, не просто контактных методов спортивного поединка, но если хотите — к разряду настоящего боевого поединка, где человек и природа сошлись не на жизнь, а на смерть. Не случайно говорят: это вам не эксперимент, а реальная жизнь, подчеркивая тем самым непохожесть экспериментальной ситуации на естественную.
Контактная жесткость эксперимента, если подобное выражение здесь применимо, окупается с лихвой. Ученый создает ситуацию, которая в природе не случается, заглядывая, что называется, в ее изнанку, и таким способом устанавливает то, что невозможно ни в каком другом методе, а именно причинно-следственные связи. В эксперименте мы устраняем все случайные черты явления, все факторы, которые отвлекают, искажают результат, и добираемся до самой сути. А сущность любого явления всем известна — всеобщее, закономерное, необходимое.
Представители всех наук полюбили эксперимент именно за это его свойство — способность на сверхскоростном поезде доставлять любопытного в самые глубины познания, туда, где поверхностные напластования уже не могут скрыть истинного лика.
Правда, построить сверхскоростной экспресс непросто. Даже очень непросто. По существу, это самый дорогостоящий научный метод. Но и самый эффективный. Не случайно естественные науки, преуспевшие в экспериментальном мастерстве, скажем, физика и химия, приносят человечеству наибольшие выгоды, и в них инвестируются гигантские деньги.
Социальные науки сильно отстают от них, а гуманитарное знание, кажется, и вовсе прекратило всякие попытки овладеть подобным искусством. Во всяком случае, нам не доводилось слышать о философском или историческом эксперименте. Если, разумеется» под этим словом понимать настоящий опыт, поставленный по всем правилам науки, а не какой-то суррогат.
Коротко попытаемся установить незадачливых двойников научного эксперимента. Вот, к примеру, Министерство образования Российской Федерации сообщает о ходе и перспективах эксперимента по Единому госэкзамену. На самом деле никакого научного эксперимента здесь нет. Речь идет об очередном нововведении, ход внедрения которого постоянно отслеживается, результаты сообщаются прессе. На его протекание влияют установки самого министерства, политические цели и задачи, общественное мнение, которое доносится до постановщиков эксперимента из разных регионов, иногда в весьма агрессивных тонах, субъективные пред-
почтения устроителей этого, не побоимся сказать, общенародного шоу, наконец, передовой опыт Запада, на который постоянно ссылаются и которым доказывают необходимость российского варианта руководители эксперимента. При этом результаты единых экзаменов в разных странах Запада разные, поэтому сторонники и противники нововведения толкуют одни и те же факты (не говоря об умении приводить разные факты под разные идеи) далеко не одинаково. Повлияла и российская специфика: массовое распространение взяточничества на вступительных экзаменах, процветание института посредничества (репетиторов) и т.п. В подобных условиях, если бы речь шла о физике, а не о педагогике, никакой здравомыслящий ученый не взялся бы даже говорить о научном эксперименте.
И другой великий российский эксперимент, которым в последнее время принято именовать Октябрьскую революцию, экспериментом не являлся. Экспериментировать над 150-миллионным народом, коренным образом менять ход истории страны, ломая ее экономический базис, политический режим, социальные институты, наконец, кромсая по живому социальный состав населения никакой ученый или здравомыслящий человек никогда не решился бы. Над историей вообще нельзя проводить экспериментов.
Из современных СМИ можно узнать и о других «экспериментах», в частности, о том, что:
♦ в Порто Алегро вот уже в течение 8 лет проходит эксперимент по налаживанию системы общественного самоуправления граждан на% уровне города;
♦ проводятся эксперименты дистанционного обучения;
♦ можно провести эксперимент на одном знакомом человеке;
♦ кто-то поставил удачный эксперимент по раскрытию глубинных свойств психики человека;
♦ в городе Н-ске начат эксперимент по созданию муниципальной милиции;
♦ музыкальная группа провела несколько экспериментов с нестандартными звуками и ритмами;
♦ эксперимент по отработке модели прохождения альтернативной гражданской службы понимается как общественно-полезная деятельность в социальной сфере;
♦ Самара на два года стала всероссийским полигоном для социального эксперимента, цель которого — решение конфликтов в социальной сфере без обращения в суд (проект разработан при участии британских специалистов);
♦ эксперимент по переводу части маршрутных такси в обычные рейсы принес транспортникам значительные убытки;
♦ в Москве с 18 сентября 2001 г. начался эксперимент по введению социальной карты москвича, которая предназначена для льготных категорий населения (владельцы карты смогут бесплатно ездить в метро и получать скидки в магазинах города);
♦ языковая игра — лингвистический эксперимент поэта. Что выступает синонимом эксперименту? Эксперимент не надо
путать по крайней мере с тремя следующими процессами:
♦ испытание;
♦ нововведение;
♦ опыт.
У этих понятий много общего с экспериментом. Действительно, во всех случаях происходит какое-то изменение первоначального состояния объекта. Во всех случаях кто-то отслеживает то, как изменение влияет на состояние объекта, а затем записывает результаты.
Но есть серьезное различие. Только в научном эксперименте заранее разрабатывают программу исследования, формулируют цели, задачи, предмет и объект исследования, выдвигают гипотезы, операционализируют понятия и разрабатывают методические приемы проверки гипотезы. Только в научном эксперименте формируют так называемую экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции, скажем, обучают студентов скорочтению или заставляют по 12 ч просиживать за компьютером, и контрольную группу, остающуюся в своих обычных условиях и никаким манипуляциям не подверженную. Вот почему мы вправе дать следующее определение.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определенном порядке изменять другие характеристики.