Билет 5. Структурный функционализм социологии Т. Парсонса и Р. Мертона.
Толкотт Парсонс(1902–1979)разрабатывал теорию общественного движения на макроуровне. На его взгляды большое влияние оказал Бронислав Малиновский, который разработал метод функционального анализа. Применив этот метод в социологии, Т. Парсон представил общество и его элементы при помощи выполняемых ими функций
В качестве исходной единицы структурно-функционального анализа общества Т. Парсонс предложил "элементарное социальное действие". Отличие социального действия от физического и биологического действий он видел в том, что первое регулируется символическими (знаки, язык), нормативными (ценности, нормы) и волюнтаристскими (верования, иррациональные мотивы) механизмами. В основе социального действия, заявлял социолог, лежит взаимная ориентация действующих лиц в соответствии с наличием у них общих ценностей.
Структуру социального действия составляют: - действующее лицо ("actor"); - цель действия; - условия и средства действия;- нормативные предписания.
Действующее лицо Т. Парсонс обозначил двумя понятиями: "эго" - субъект действия и "альтер" - объект действия. Он различал два вида нормативной ориентации "эго" на конкретную ситуацию:
1) мотивационную, ориентированную на чувственное, познавательное и оценочное отношение к объекту действия; 2) ценностную, ориентированную на отношение к усвоенным явлениям культуры.
В процессе социального взаимодействия Т. Парсонс предлагал различать пять образцов альтернативных установок субъекта: 1) эффективность (установка на получение эмоционального удовлетворения) - нейтральность (установка на контроль своих эмоциональных проявлений); 2) ориентация на себя (установка на решение личных проблем) - ориентация на коллектив (установка на решение общественных проблем); 3) универсализм (установка на использование общепринятых норм и стандартов) - партикуляризм (установка на учет конкретных условий); 4) ориентация на достигнутое (установка на естественные характеристики объекта) - ориентация на предписанное (установка на характеристики исполнения объектом социальной роли); 5) специфичность (установка на одностороннее взаимодействие с объектом) - диффузность (установка на многосторонность взаимодействия с объектом).
Под системой социальных действий Т. Парсонс понимал любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных взаимодействий субъектов и объектов действия.
К основным функциям общества он относил: - функцию адаптации - приспособление к внешней окружающей среде; - функцию целедостижения - удовлетворение личных потребностей; - функцию интеграции - обеспечение бесконфликтных отношений; - функцию поддержания - воспроизводство структуры и снятие напряженности.
В соответствии с данными социальными функциями Т. Парсонс выделял в обществе четыре основных системы: социальная, органическая, личностная и культурная. Согласно его воззрениям, функционирование социальной системы определяют выполняемые личностью социальные роли, а функция интеграции реализуется через правовые институты. Определяющим моментом функционирования органической системы выступают материальные потребности общества, а реализация функции адаптации обеспечивается с помощью экономических институтов. Для личностной системы главным побудительным стимулом будут личные мотивы, функция же целедостижения реализуется с помощью политических институтов. Для культурной системы фактором функционирования становятся ценностные ориентации, а в реализации функции поддержания активная роль принадлежит семейным, образовательным, моральным, художественным и религиозным институтам. При этом органическая, личностная и культурная системы представляют собой окружающую среду социальной системы.
Типологию общества Т. Парсонс строит в соответствии с такими образцами установок социальных взаимодействий, как универсализм и партикуляризм, достигнутое и предписанное. Соединение этих двух пар критериев позволило ему выделить четыре типа общества.
Первый тип - общество универсального образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижению успеха. Функционирование такого типа общества определяется инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Образцом такого типа общества провозглашается США.
Второй тип - общество универсального образца предписания, которому свойственны тенденция к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих населению ценности и нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности, и жесткий социальный контроль. Статусные и ролевые характеристики людей определяются в зависимости от результатов коллективных действий. В качестве примера такого типа общества американский социолог приводил Советский Союз и фашистскую Германию.
Третий тип - общество партикуляристского образца достижения, которому свойственно стремление большей части населения к достижениям в некоторых сферах жизнедеятельности. Экономика такого тина общества является, как правило, монокультурной. Статусные и ролевые характеристики людей определяются семейными и общинными связями. Историческим примером такого типа общества может служить Древний Китай.
Четвертый тип - общество партикуляристского образца предписания, в котором отсутствует ориентация на достижения, предписания имеют ограниченный характер, а населению свойственно пассивное и даже негативное отношение к труду. Статусные и ролевые характеристики людей определяются традиционным образом жизни и установившимся режимом диктатуры. Типичным примером такого типа общества являются страны Латинской Америки.
Важной проблемой функционирования современного общества Т. Парсонс считал проблему удержания общества в стабильном и гармоническом состоянии, достижение "абсолютного равновесия".
Роберт Мертон (1910–2003) попытался использовать структурный функционализм для объединения теоретической и прикладной социологии. Он разработал теорию структурного функционализма «среднего уровня»: данные прикладной социологии и общетеоретические выкладки должны сочетаться в теориях среднего уровня. Исследователь сосредоточил внимание не на самих функциях, а на дисфункциях, из-за которых происходят сбои и возникает напряжение в системе. В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон исходил из того, что изучение именно дисфункции необходимо для социологии, так как это позволит применить знания на практике.
Под функциями американский социолог понимал тс "наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы", а под дисфункциями - те "наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы". Он также предположил эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.
Среди социальных функций Р. Мертон различал явные и латентные функции. Явные функции характеризуют объективные и преднамеренные последствия социального действия, а латентные функции - непреднамеренные и неосознанные последствия.
три основных постулата функционального анализа.
1. Стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы.
2. Все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции.
3. Все эти функции необходимы и незаменимы.
Первый постулат был назван им постулатом функционального единства общества, второй - постулатом универсального функционализма, третий - постулатом необходимости.
Теория среднего ранга ("the theory of the middle range"), по мнению P. Мертона, должна была способствовать соединению теоретического и эмпирического, макро- и микроуровней социологического познания. Американский социолог предложил различать три типа социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга и малые рабочие гипотезы. Теории среднего ранга призваны исполнять роль связующего звена, мостика, "посредника" между эмпирическими исследованиями действительности и теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения.
Главными императивами научного этоса Р. Мертон считал: универсализм, коллективизм, бескорыстие и организованный скептицизм. Императив универсализма предполагает, что ценность научного знания не зависит от национальной и классовой принадлежности ученого, его личностных характеристик. Научные утверждения должны быть справедливы везде, где имеются аналогичные условия. Достоверность научного знания подтверждается принятыми в научном сообществе процедурами. Единственное препятствие к занятиям наукой - научная некомпетентность. Императив универсализма как норма научного этоса утверждает демократический характер отношений в науке.
Императив коллективизма предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование. Научные открытия являются продуктами социального сотрудничества и принадлежат научному сообществу. В науке право собственности отсутствует. Единственное, чем может воспользоваться ученый-первооткрыватель - это получить признание и уважение научного сообщества как автор открытия. Коллективизм науки как институциональная норма утверждает всеобщий характер научного труда.
Императив бескорыстия выступает как сила сдерживания против конкуренции среди ученых. Ученый не должен приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды. Нарушение императива бескорыстия порождает конфликтные ситуации в науке.
Императив организованного скептицизма требует тщательного научного анализа объекта исследования, всесторонней проверки научных выводов, допускает сомнение как в своих, так и в выводах других ученых, право публичной критики любой работы, если обнаружена ее ошибочность. Скептицизм как институциональная норма утверждает принцип развития науки через критическое отношение к результатам научной деятельности.
Изучая дисфункциональные явления, Р. Мертон уделил большое внимание анализу различных типов девиантного поведения, которые он рассматривал как реакцию на деформации и напряжения социальной структуры.
Типология способов индивидуальной адаптации
Способы адаптации | Одобряемые обществом цели | Одобряемые обществом средства достижения |
Конформизм | + | + |
Инновация | + | - |
Ритуализм | - | + |
Ретритизм | - | - |
Мятеж | +- | +- |
Согласно взглядам Р. Мертона, конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному.
Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения,
Ритуализм у Р. Мертона характеризуется принятием общественно одобряемых, институциональных средств достижения целей, но отказом от некоторых из них. В частности, это касается безудержного стремления к успеху. Как считает американский социолог, для многих "ритуалистов" характерен афоризм.
Как отмечал Р. Мертон, ретритизм отмечен двумя отказами: и от общественно одобряемых целей, и от подобных же средств их достижения. Ретритизм - это такой способ адаптации и одновременно тип отклоняющегося поведения, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин "ретритизм" происходит от англ. retreat - бегство). Ретритизм характерен прежде всего для маргиналов (бродяг, наркоманов, бомжей, душевнобольных, алкоголиков и т.д.). Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и открыто не направлена против общества.
С точки зрения Р. Мертона, мятеж - отрицание господствующих в обществе целей, средств и замену их новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж - это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя.
Представленная Р. Мертоном типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Именно эти пять способов адаптации, охарактеризованные социологом, и есть основные пути поиска равновесия между личностью и обществом. Поэтому Р. Мертон отмечал, что ищет их прежде всего не общество, а индивид.