Структурный функционализм Р. Мертона

Роберт Кинг Мертон родился 5 июля 1910 г. в Филадельфии в семье рабочего. Высшее образование получил в Темпльском (штат Филадельфия) и Гарвардском университетах. Преподавательскую деятельность начинал в Гарвардском (1936-1939) университете, затем работал в Тулейнском университете (Новый Орлеан, 1933-1941). В 1936 году в Гарварде он защитил диссертацию на тему «Наука, техника и общество в Англии XVII века» (опубликована в 1938 году). С 1941 г. и до выхода на пенсию в 1979 г. Р. Мертон преподавал в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Здесь он был с 1942 по 1970 г. содиректором Бюро прикладных социальных исследований, с 1976 г. возглавлял Центр социальных наук. В 1957 г. Мертона избрали Президентом Американской социологической ассоциации.

Научные интересы Р. Мертона затрагивали такие сферы социологии, как разработка общей социологической теории, социология отклоняющегося поведения, социология науки (его считают одним из основателей этой дисциплины), социология медицины и др.

Основные работы Р. Мертона: «Социальная теория и социальная структура» (1949), «На плечах гигантов» (1965), «О теоретической социологии» (1967), «Социальная теория и функциональный анализ» (1969), «Социология науки» (1973).

Своими основными учителями Р. Мертон считает П.А. Сорокина, который ориентировал его на европейскую социологическую мысль, Т. Парсонса, декана факультета истории науки Дж. Сартона и др. Кроме того, Р. Мертон отмечал влияние на свое творчество таких социологов, как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, а также своего друга и коллеги П. Лазарсфельда.

Р. Мертон, характеризуя свой путь в науке, отмечал, что он не придерживался какого-то строгого плана, а следовал своим интеллектуальным интересам по мере их развития. Он сравнивал свой жизненный путь с жизненным путем «своего учителя на расстоянии» Э. Дюркгейма, который по ходу своей научной карьеры неоднократно менял предмет исследования. Первоначально Р. Мертон в основном интересовался социологией науки, занимался исследованием социальных условий развития науки и технологии в Англии XVII века (1930-е годы). Затем он сконцентрировался на непредвиденных последствиях целенаправленного социального действия. В 1940-х гг. ученый исследовал социальные источники девиантного поведения, функционирование бюрократии, массового убеждения, коммуникацию в сложном обществе.

В 1950-е Р. Мертон сосредоточился на разработке социологической теории основных единиц социальной структуры. Совместно с Дж. Ридером и П. Кендалл Р. Мертон предпринял первое крупномасштабное социологическое исследование медицинского образования. В 1960-1970-х гг. Р. Мертон вернулся к изучению социальной структуры науки и взаимодействия с когнитивной структурой, поскольку в это время социология науки достигла периода зрелости. Умер Р. Мертон в 2003 году.

Р. Мертон подверг критике традиционную версию функционализма (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др.), где общество рассматривалось как саморегулирующаяся система. Р. Мертон сформулировал и пересмотрел три основных постулата функционализма.

1. «Постулат функционального единства общества»: любая часть социальной системы функциональна для всей системы, благодаря чему обеспечивается высокая степень интеграции всего общества. Р. Мертон полагает, что данный постулат может быть справедливым в отношении традиционных обществ. Сложные, сильно дифференцированные социальные системы не могут рассматриваться как слаженно функционирующие и полностью интегрированные социальные системы.

В качестве аргумента он представляет явление религиозного плюрализма. В обществе, в котором существуют разнообразные верования, религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. Поэтому Р. Мертон считает, что говоря о современных обществах, можно вести речь лишь о степени функционального единства, которая может быть определена конкретным социологическим исследованием.

Р. Мертон полагает, что данный постулат можно сохранить, если рассматривать его как метод изучения непреднамеренных последствий человеческого поведения. Функциональный подход в антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун) основывался на предположении об изначальной гармонии между целями конкретного актора (деятеля), объективными последствиями его действий и потребностями выживания социальной системы. Такой подход приводил к весьма сомнительному выводу: намерения деятеля, выбирающего конкретный социокультурный образец, включают в себя точную оценку последствий его поступка для интеграции социальной системы. Понятно, что в действительности разные люди, следуя какому-либо установившемуся образцу, стремятся к достижению самых разных целей. При этом они не всегда знают, что «требуется» для выживания социальной системы.

По мнению Р. Мертона, функциональный подход может обойти эти ловушки, если откажется от отождествления намерений и мотивов социального поведения и его объективных последствий. Для этого Р. Мертон вводит различение явных и латентных функций. Явная функция – это объективное последствие поступка, намеренно вызванное и признаваемое деятелем в качестве такового. Латентная функция – это непризнанное и непреднамеренное следствие поступка. Например, участники какого-то магического ритуала могут сознательно стремиться вызвать дождь, что и будет являться явной функцией ритуала. В то же время существует и латентная функция данного ритуала, которая заключается в интеграции, сплачивании членов группы.

2. «Постулат универсального функционализма»: все стандартизированные социальные или культурные нормы имеют позитивные функции. Иными словами, любая существующая социальная практика полезна. Этот постулат, по сути, провозглашает тождество бытия и полезности. Он явился следствием аналогии общества и живого организма, в котором все его части необходимы для поддержания целостности организма и саморегуляции.

Р. Мертон считает, что всегда можно найти примеры событий, социокультурных практик или следствий поведения, которые явно не соответствуют задаче интеграции социальной системы. Американский социолог предложил различать функции на эвфункции, дисфункции и нефункции.

Эвфункции – это наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции – это наблюдаемые последствия, уменьшающие приспособление или адаптацию системы. Например, рабство на юге США имело позитивные последствия для белых жителей Юга, такие, например, как снабжение дешевой рабочей силой, поддержка хлопковой экономики и социального статуса. Оно также имело и дисфункции. В частности, рабство привело к сильной зависимости южан от аграрной экономики и, что впоследствии стало серьезным препятствием на пути к индустриализации. В результате, до настоящего времени между северными и южными штатами США существует неравенство в сфере промышленности.

Для того, чтобы ответить на вопрос, какой вид функций доминирует: эвфункции или дисфункции, Р. Мертон разработал концепцию чистого баланса. Конечно, невозможно просто сложить эвфункции и дисфункции и объективно определить, что перевешивает, поскольку эти вопросы чрезвычайно сложны и основаны на субъективных суждениях. Однако, можно выявить относительную «полезность» тех или иных явлений.

Нефункции – это последствия, которые не относятся к рассматриваемой системе. К ним могут относиться социальные формы, сохранившиеся с более ранних периодов. В прошлом они могли иметь положительные или отрицательные последствия, но в данный момент они не оказывают сколь-нибудь значительного влияния на общество.

3. «Постулат необходимости»: все стандартизированные элементы общества (социальные институты, нормы, роли, ценности и др.) представляют собой необходимые компоненты его функционирования. Иными словами, все существующие структуры функционально необходимы для общества. Никакие другие структуры и функции не могут работать так же эффективно, как те, что есть в обществе в данное время.

Р. Мертон полагал, что необходимо признать возможность существования в обществе структурных и функциональных альтернатив. То есть одну и ту же роль в разных системах могут играть различные структуры. Вместо «постулата необходимости» в его классической форме Р. Мертон предлагает следующий тезис: так же, как один и тот же элемент может иметь множество функций, одна и та же функция может выполняться различными альтернативными элементами.

Концепция аномии Р. Мертона

Р. Мертон осуществил анализ взаимосвязи культуры, социальной структуры и аномии. Культура, по его мнению, – это совокупность ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества. Социальная структура определялась Р. Мертоном как организованная совокупность социальных отношений, в которых по-разному участвуют члены общества. Аномия рассматривается социологом в нескольких аспектах. В широком смысле под аномией Р. Мертон понимает свойство социальной системы в целом, ее «бесформие», которое возникает в результате разрушения социальных стандартов поведения, общезначимой системы ценностей, то есть нормативной структуры. Иными словами, аномия – это низкая социальная сплоченность, возникшая вследствие распада системы норм и ценностей. В более узком смысле аномия рассматривается как несоответствие, нарушение согласованности между нормами и ценностями, регулирующими один и тот же тип поведения.

Аномия, утверждает Р. Мертон имеет место при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры и социально сформированными способностями членов группы действовать в соответствии с ними. То есть из-за своего положения в социальной структуре общества некоторые люди не способны действовать согласно нормативным ценностям. Культура требует определенного поведения, которому препятствует социальная структура.

Например, в американском обществе культура придает огромное значение материальному успеху. Однако, из-за положения в социальной структуре многие не имеют возможности достичь такого успеха. Если человек по рождению принадлежит к низшим социальным слоям и, как следствие, может получить в лучшем случае лишь степень выпускника вуза, то его шансы на достижение экономического успеха общепринятыми способами (например, добиться успеха на службе и т.п.) малы либо вовсе отсутствуют. Такие обстоятельства свидетельствуют о наличии аномии, результатом которой является девиантное поведение. В этом случае девиантное поведение принимает форму альтернативных, не принятых в обществе и иногда незаконных средств достижения экономического успеха.

Р. Мертон проанализировал различные способы адаптации к аномии и разработал классификацию этих способов на основе различения «культурных целей» (ценностей, предписываемых культурой) и «институционализированных средств» (норм). Человек может следовать нормам либо отклоняться от них, принимать либо отвергать ценности.

Таблица 3.

Наши рекомендации