Модуль 3. социальное неравенство и роль культуры в обществе
ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
План лекции (1 час)
1. Понятие «социальное неравенство». Формы социального неравенства.
2. Социальная структура общества и ее основные элементы
3. Понятие «социальная стратификация». Факторы социальной стратификации
Литература: 3, 4, 6, 13, 18, 21, 31, 45, 51, 52.
План семинарского занятия (1 час)
1. Формы социального неравенства: по полу, возрасту, доходу, этносу и др.
2. Социальная структура общества. Диалектика социальной интеграции и дифференциации.
3. Стратификационные модели социального неравенства.
4. Особенности социальной стратификации казахстанского общества.
Задания для СРС:
Практическое задание:При помощи метода анализа документов создать стратификационную модель современного казахстанского общества.
Задания для СРСП
1.Подготовить глоссарий по теме
2. Защита и оппонирование докладов:
1) Многообразие моделей стратификации.
2) Экономические критерии стратификации современного переходного общества Казахстана.
3) Социокультурные критерии структурной дифференциации в современном обществе.
3. Охарактеризуйте ромбовидный и пирамидальный тип социальной стратификации. Какая стратификация характерна для демократических обществ, какая стратификация характерна для обществ с тоталитарной системой? Дополните отсутствующие слои в представленной ниже пирамидальной стратификации:
ТЕМА 10. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
План лекции (1 час)
1. Понятие культуры. Культура и система норм.
2. Структура культуры. Субкультура и контркультура.
3. Социологическое исследование разных форм культуры.
Литература: 1, 5, 6, 11, 18, 22, 52.
План семинарского занятия (1час)
1. Понятия «ценности» и «социальные нормы». Социальные санкции.
2. Этноцентризм и культурный релятивизм
3.Культура как символическая система.
4.Язык и его роль в обществе.
5.Формы культуры: этнокультура, городская и сельская культура, культура классов и групп.
Задания для СРС:
Практическое задание:Подготовьте аналитическое сообщение по теме: Традиции казахстанской культуры и их влияние на развитие современного казахстанского общества.
Задания для СРСП
Дайте определение понятиям:
- культура
- обычаи
- верования
- нормы
- язык
- ценности
- традиции
- деградация
Защита и оппонирование докладов:
1.Социальная культура и культура социальной жизни.
2. Социокультурные ориентации в современном казахстанском обществе.
3 Культура как объект социологического анализа
Вопросы:
1. Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе.
2. Культурные парадигмы и их содержание.
3. Типы культур.
4. Компоненты культуры как системы.
5. Казахстанская культура и её компоненты.
6. Культурное развитие и культурная деградация
МОДУЛЬ 4. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИОЛОГИИ
ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ГЕНДЕРА
План лекции (1 час)
1. Определение понятий «брак» и «семья». Семья как социальная организация.
2. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений.
3. Понятия «пол» и «гендер». Социологическая теория гендера.
4. Развитие семейной политики в Казахстане
Литература: 1, 2, 11, 13, 15, 16, 18, 28, 46, 50, 54.
План семинарского занятия (1час)
1. Особенности семьи как социальной группы им как социального института. Проблемы взаимодействия общества и семьи.
2. Тенденции и перспективы развития брака и семьи.
3. Социологическое исследование брака и развода и их проблем.
4. Понятие «Гендер». Гендерные стереотипы как фактор культурного развития общества.
5. Семейная политика Казахстана, ее связь с демографической и гендерной политикой
Задания для СРС:
1.Подготовьте презентацию по вопросам темы занятия.
2.Практическое задание:Подготовить и провести дебаты на тему: «Гендерное равенство – единственный путь развития современного общества»
Задания для СРСП
Задания:
1. Перечислите функции, выполняемые институтом семьи.
2. Дайте определение понятиям «семья», «брак», «развод», «эндогамия» и экзогамия», «инцест».
3. К проблемам и тенденциям современной семьи относятся (расположите по степени значимости):
уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;
возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;
увеличение числа детей, родившихся вне брака;
повышение численности, совместно проживающих пар, не вступающих в брак;
возрастание числа разводов;
снижение уровня браков;
изменение в распределении семейных обязанностей.
4. Критерии успешности брака (расположите по степени значимости):
способность супругов приспосабливаться друг к другу;
субъективное ощущение счастья у обоих супругов;
полное развитие личности супругов, развитие их активности и способности;
достижение внутренней интеграции супругов, отсутствие конфликтов и кризисов;
хорошая атмосфера, служащая естественной предпосылкой воспитания детей;
количество детей в семье.
5. Причины разводов (расположите по степени значимости):
экономические условия, денежные проблемы;
споры по поводу воспитания детей, отношений с родственниками;
религиозные, политические различия;
ролевые конфликты;
психологическая несовместимость супругов;
пьянство;
ранний возраст вступления в брак;
экономическая независимость женщин.
Вопросы: