Особенности и перспективы российской социологии чтения

Изменение социокультурной ситуации, перемены в образе жизни населения в конце ХХ в. трансформировали и основные социальные функции чтения: информационную, познавательную, рекреационную. Происходящие процессы требуют научного осмысления функциональных трансформаций чтения как социального феномена и прогнозирования вариантов его дальнейшего развития. Эти задачи могут быть решены в рамках социологии чтения. [8]

Социология чтения представляет собой самостоятельный крупный раздел социологии культуры. В отечественной науке она выделилась в специальное направление в 70-е гг. ХХ в. В настоящее время в научной среде еще не сложилось единого понимания ее статуса. Исследователи определяют социологию чтения как самостоятельную научную дисциплину (И. А. Бутенко, В. Д. Стельмах), специальную социологическую теорию (А. Л. Маршак), подраздел библиотековедения (В. В. Скворцов). Эти разногласия обусловлены рядом факторов:

1. Отсутствие целостной социологической теории чтения. Многочисленные исследования значительно обогатили и конкретизировали научные представления о состоянии чтения как сложной подсистемы духовной культуры, но в конкретной исследовательской практике преобладает изолированный анализ характеристик чтения, концептуально не связанный с теориями и методологическими разработками изучения различных социокультурных процессов.

2. Развитие социологии чтения в нашей стране преимущественно и наиболее активно в рамках библиотековедения как прикладного научного направления, ориентированного на практические задачи отрасли (уточнение профиля комплектования фондов библиотек, совершенствование форм и методов работы с читателями и популяризации книги, расширение охвата населения библиотечным обслуживанием и др.).

3. Интенсивное развитие в настоящее время не только социологии чтения, но и социологии библиотечного дела. Общая область исследований – изучение библиотечного чтения и читателя библиотеки. Но социология чтения изучает все социальные и демографические группы независимо от посещения ими библиотек и не всегда учитывая этот фактор, а социология библиотечного дела исследует и проблемы библиотек, не входящие в сферу чтения: библиотека как социальный институт, ее функции и деятельность в конкретных социокультурных контекстах, структура, кадры, качество обслуживания посетителей и т.д.

4. Недостаточная профессионализация исследовательских кадров. Проблемы чтения пока не находят должного внимания у социологов-профессионалов. Соответствующие социологические исследования проводятся по преимуществу библиотечными специалистами и педагогами.

Неопределенность научного статуса связана и с отсутствием однозначного определения предмета научной дисциплины. Большинство ученых считает, что социология чтения изучает закономерности и движущие силы функционирования в обществе печатных источников – книг, газет, журналов, призвана объяснить возникновение социальной потребности в чтении, ее изменения и способы удовлетворения, место чтения в системе общественных явлений и его роль в формировании духовного мира человека. Таким образом, предмет социологии чтения можно условно обозначить как систему взаимоотношений внутри четырехугольника «издательство – книжная торговля (продавец) – библиотека – читатель», включенную в конкретный исторический и социокультурный контекст.

Отечественной социологией чтения накоплена обширная эмпирическая база данных. Социологические исследования чтения в нашей стране имеют давние традиции. Основные методы изучения чтения сформировались уже к началу ХХ в. и в модифицированной форме используются по сей день. Изучение читательской аудитории в дореволюционной России было одним из наиболее развитых направлений прикладных социологических исследований. Интерес к этой проблематике в различные исторические эпохи во многом был обусловлен тем, что чтение является мощным каналом идеологического влияния. Начинавшиеся как инициативная деятельность энтузиастов-просветителей, с 20-х гг. ХХ в. отечественные исследования чтения приобретают организованный характер, осуществляются государственными учреждениями, исследовательскими коллективами. В 70-е гг. ХХ в. исследовательская деятельность становится централизованной, осуществляется под эгидой Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, отличается масштабностью охвата регионов. С начала 1990-х гг. начинается процесс регионализации исследований, дифференцируется их проблематика. [18, 19, 20]

В современных социологических исследованиях чтения выделяется ряд комплексных направлений: изучение общественного мнения о книгах и библиотеках как показателе отношения к представленным в них нормам и ценностям культуры; анализ сложившейся структуры книжного обращения в социальном и культурном контексте, определение специфики библиотек различного типа в этой структуре; исследование формирования различных типов читательского понимания литературы в условиях семьи, школы, других социальных институтов; анализ дифференциации читательской аудитории, процессов развития читательских навыков и запросов, читательской активности; изучение влияния чтения на различные сферы жизни (работа, учеба, досуг); исследование влияния новых информационных технологий на чтение. [22]

Отечественная социология чтения носит преимущественно прикладной характер, следствием чего является отсутствие единой социологической теории чтения, различия в подходах исследователей к определению понятия «читатель», несопоставимость методик и результатов большинства исследований. Тем не менее, накопление обширного банка эмпирических данных позволяет в настоящее время перейти от преимущественно описательных исследований к аналитическим и прогностическим, выявляющим тенденции изменения чтения и читательского облика различных социальных групп. [11]

Перспективы социологии чтения в России могут быть связаны как с утверждением ее самостоятельного научного статуса, развитием ее теоретических основ, так и с расширением прикладных исследований, социологической профессионализацией кадров библиотек, с изучением чтения в широком социокультурном контексте.


Наши рекомендации