Вопрос 35. Типология социологических исследований. Понятие операционализации, ее этапы. Понятие выборки, типы выборки. Шкалирование, типы шкал.
Социологическое исследование – 1.изучение социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов, процедур, принятых в социологии; 2.система логически последовательных методологических, методический и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Типология:
1.в зависимости от цели: теоретические (выявление социальных тенденций, разработка теорий) и эмпирические (изучение и решение конкретных социальных проблем).
2.в зависимости от частоты проведения: разовые (состояние объекта на текущий момент), повторные (в динамике; панельные-те же люди, те же вопросы, лонгитюдные-те же вопросы, другие люди).
3.в зависимости от места проведения: полевые (естественные условия) и лабораторные (специально созданные условия).
4.в зависимости от конкретных задач: разведывательные (оперативная информация), описательные, аналитические.
5.в зависимости от масштабов: локальные, отраслевые, региональные, общенациональные,. Международные.
Операционализация – перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Этапы: 1.смысловая или теоретическая; 2.структурная; 3.факторная.
Генеральная совокупность – вся совокупность изучаемых элементов, имеющих одинаковые социальные характеристики, которые свидетельствуют о принадлежности к одному объекту. Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, которая пропорционально воспроизводит основные характеристики генеральной совокупности. Выборка должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально воспроизводить все характеристики генеральной совокупности. Типы:
1.одноступенчатая: случайная (таблица случайных чисел), механическая (через заданный промежуток), гнездовая (не отдельные индивиды, а группы), серийная (разделение генеральной совокупности на однородные части или серии); неслучайная (заданные критерии) – квотная (не менее 4 признаков), стратификационная (выделение страты).
2.многосутпенчатая (несколько этапов). Метод основного массива (60% генеральной совокупности).
Ошибка выборки - степень расхождения выборочной модели и структуры генеральной совокупности; разность между средними арифметическими значениями признака по выборке и по генеральной совокупности. Коэффициент доверия (доверительный интервал) – t – обозначает, что выборка действительно репрезентативна для генеральной совокупности в рамках заданной степени точности. Наряду со случайными ошибками выборки необходимо помнить о систематических ошибках.
Типы шкал: номинальная (шкала наименований, категорий), порядковая (определенный порядок между классами), интервальная (расстояния между границами переменных). Требования: валидность (правильности выбора индикатора), полнота, чувствительность.
Вопрос 36. Анкетирование и интервьюирование: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Типология вопросов, структура анкеты.
Предназначение опросных методов – получение информации о мнениях людей, мотивах их поведения, оценках социальных явлений, состояниях общественного, группового сознания. Данные, полученные опросными методами, отражают субъективные мнения опрошенных. К опросным методам относятся анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование – письменная форма опроса. Анкета – наиболее широко распространенный инструмент социологического исследования. Состоит из следующих элементов: преамбула, главная часть, паспортичка. Вопросы: 1.открытые, закрытые и полузакрытые; 2.прямые и косвенные; 3.основные и контрольные; вопросы-фильтры; наводящие вопросы; шкальные вопросы; табличные вопросы. Этапы подготовки анкеты: разработка ее проекта, пробный опрос, массовый опрос. Анкетирование м/б заочное и очное; индивидуальное и групповое; уличное, домашнее, на рабочем месте. Достоинства: массовость, первичная, достоверная информация, оперативность, самозаполнение (интимность). Недостатки: иная интерпретация вопросов, трудность обработки данных (открытые вопросы), состояние человека, коллективное заполнение анкеты. Один из видов анкетирования – почтовый опрос (простота организации, выбор респондентами наиболее удобного для них времени заполнения анкеты: неполный возврат).
Интервьюирование - целенаправленная заранее запрограммированная беседа с респондентом. Виды: 1.свободное, нестандартизированное, формализованное; 2.групповое, индивидуальное; 3.ненаправленное, нарративное; 4.уличное, домашнее, на рабочем месте, специальное место опроса. Основной инструментарий: бланк интервью. Достоинства: непосредственный контакт, возможность наблюдать за реакцией, оперативность, экономичность. Недостатки: эффект интервьюера.
Вопрос 37. Традиционный анализ, контент-анализ: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, этапы контент-анализа, инструментарий.
Документ – это специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации. Анализ документов делится на: традиционный (неформальный) и контент-анализ.
Традиционный анализ документов. Этапы: 1.внешний анализ (авторство, анализ исторического контекста, выявление цели создания документа, выявление подлинности документа, выявление степени надежности или достоверности документа); 2.внутренний анализ (выявление фактографических данных в документе, соотношение описанных в документе фактов с изучаемой реальностью, анализ субъективизма автора).
Контент-анализ – 1.количественно-качественный метод анализа текста. Суть в сочетании количественного подсчета в анализируемом тексте частоты повторения признака и качественного анализа полученной информации. 2.перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Применяется для изучения о.м. (в периодике), для интерпретации открытых вопросов, для проверки гипотез исследования (теоретический анализ литературы). Этапы: 1.разработка программы; 2.отбор документального материала и определение выборочной совокупности; 3.операционализация понятий (смысловые единицы, единицы анализа, единица счета, кодификатор); 4.сводная таблица; 5.подсчет индикаторов; 6.анализ полученной статистической информации. Инструментарий - кодификатор, сводные таблицы. Достоинства: экономичность. Недостатки: требуется высокий уровень квалификации исследователя, рутинность.
Вопрос 38. Наблюдение, социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий.
Наблюдение – сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют мест; простейший метод сбора первичной информации лежащий в основе других методов. Научное наблюдение отличается от обыденного планомерностью, систематичностью, последующей проверкой полученного результата. Виды: 1.формализованное и неформализованное; 2.включенное (открытое, скрытое) и невключенное; 3.полевое и лабораторное; 4.констатирующее и оценивающее; 5.систематическое и несистематическое; 6.сплошное и выборочное; 6.однократное, периодическое, лонгитюдное. Этапы научного наблюдения: 1.программа исследования, 2.проведение наблюдения, 3.интерпретация полученной информации. Типичные ошибки: преждевременность выводов, повышенное значение первому впечатлению, смешение случайного и закономерного и др. Достоинства: простота, экономичность, объективность, большой объем информации, использование различных технических средств, естественные условия, согласие необязательно. Недостатки: трудно охватить большое количество явлений, ошибки интерпретации, субъективность толкования фактов, невозможность повторить ситуацию дважды, невозможность контролировать ситуацию, длительное время, обеспечение репрезентативности.
Социометрия - качественно-количественный метод. Основатель – Якоб Морено. Микросоциологический метод, используется при изучении малых социальных групп. Задачи: выявление структуры малых групп, степени сплоченности, характера психоэмоциональных отношений. Этапы: 1.разработка программы, 2.социометрический опрос, 3.графический этап (построение социограммы: круговая, мишень, звезда, произвольная, локограмма), 4.табличный этап (построение социоматрицы), 5.индексологический этап (социометрические индексы: персональные и групповые), 6.разработка выводов и рекомендаций. Социометрический критерий – это вопрос, который задается участникам малой группы. Количество выборов определяется размером группы (5-7 человек – 1 выбор; 8-11 человек – 2 выбора; 12-16 человек – 3 выбора). Требования к формулировке вопросов: вопрос должен нацеливать участника выбрать или отвергнуть другого участника, вопрос должен быть понятен и интересен, вопросы не должны быть сформулированы так, чтобы в реакции участников можно было выявить эмоциональное отношение. Социометрические индексы: 1.социометрический статус – отношение членов группы к каждому участнику; 2.эмоциональной экспансивности – как человек относится к окружающим; 3.индекс объема взаимодействия; 4. социометрической когерентности характеризует меру связанности группы по выделенному критерию; 5.индекс взаимности (измеряет сплоченность группы); 6.индекс референтности (характеристика сплоченности и взаимности). Достоинства: экономичность, оперативность, выявление реальной структуры, отработанная методика. Недостатки: необходим высокий уровень квалификации, соблюдение этики, жесткие требования к условиям проведения, не до конца вскрываются мотивы, нельзя сравнивать данные разных групп, применяются только в устойчивых группах, где люди хорошо знают друг друга.
Вопрос 39. Эксперимент: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Этапы анализа данных социологического исследования.
Эксперимент –1.общенаучный метод получения нового знания в контролируемых и управляемых условиях, метод, позволяющий установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект; 2. выявление причинно-следственных связей, активный способ познания (планомерное вмешательство в ситуацию, управление ей). « функции: проверка рабочих гипотез, получение практического опыта управления социальными процессами. Переменные: зависимые (фактор, изменяющийся в ответ на ввод зависимой переменной), независимые (те, которые измеряет экспериментатор), промежуточные (не поддающиеся строгому контролю, но учитывающиеся, опосредуют влияние зависимых и независимых переменных), контролируемые (которые не должны меняться в ходе эксперимента). Виды эксперимента: 1.традиционный (меняется 1 независимая переменная) и нетрадиционные (несколько независимых переменных); 2.полллевой и лабораторный; 3.поисковый, уточняющий, критический (опровержение теорий и фактов), воспроизводящий; 4.управляемый (контроль всех экспериментов, которые могут оказать влияние на ситуацию) и неуправляемый (контроль только 1 важной составляющей); 5.констатирующий и формирующий. Квазиэксперимент – «как-будто эксперимент». Этапы: 1.разработка программы исследования, 2.экспериментальный, 3.интерпретационный. Инструментарий: протоколы, дневники наблюдений, карточки, анкеты. Достоинства: происходит не только описание, но и устанавливается причинно-следственная связь, четко ориентирован на задачи исследования, обратная связь с участниками эксперимента, позволяет воспроизводить экспериментальную ситуацию через регулирование тех или иных факторов и контроль. Недостатки: искусственность ситуации, локальность выводов.