Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал.

Проблема измерения в социологии.

Социальные явления и процессы могут быть измерены лишь с количественной стороны. Причем условием их из­мерения и соизмерения, т.е. предпосылкой приложения к ним коли­чественных форм, является безразличие их качественных различий и подход к ним как качественно однородным явлениям. «Что является предпосылкой всякого липа количественного различия вещей?», — спрашивал К. Маркс и отвечал: «Одинаковость их качества. Стало быть, количественное измерение работ предполагает однородность, одинаковость их качества».[8] Поэтому различные в качественном от­ношении вещи соизмеряются не со стороны их качества, а лишь с позиций того общего основания, к которому они должны быть сведе­ны, когда их качества одинаковы. Только как выражение этого общего основания вещи выступают одноименными и соизмеримыми величи­нами.[9] Отсюда понятно, что сведение явлений к однородному в ка­чественном отношении состоянию предполагает абстрактный подход к ним, и, следовательно, количественное измерение осуществляется абстрактными формами, которые с самого начала относительно без­различны к качеству измеряемых объектов, его эмпирическим инди­каторам. В противном случае невозможно их измерение и соизмерение.

Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым этало­ном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Измерением называют также однозначное отобра­жение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, состояниями, свойствами и т. д.) в числовую систему с соответствующими отно­шениями между числами. В итоге формируется число­вая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон. По­скольку получить точный аналог (изоморфную модель) практически не удается, разрабатывают приблизитель­ный аналог (гомоморфную модель), в числовом выра­жении условно соответствующий оригиналу. Соци­альные измерения часто называют квалиметрическими, т.е. условно количественными аналогами качественных отношений.

Проблема первичного измерения — лишь частич­но математическая. Чтобы по определенным прави­лам приписать числа свойствам социального объекта, надо обстоятельно уяснить их. содержательную струк­туру и найти соответствие между нею и инстру­ментом измерения, т. е. это задачи качественно-коли­чественного анализа.

В принципе изменению подлежат любые свойства социальных объектов: качественные и количественные. С количественными (такими, как возраст в числе испол­нившихся лет, заработок в денежных единицах, образо­вание в годах обучения и т. п.) дело обстоит сравнитель­но просто. Для них уже есть общепринятые эталоны из­мерения: один год для возраста или образовательной подготовки, один рубль для исчисления заработка, один человек для исчисления размера семьи.

Качественные характеристики (социальная принад­лежность, мнения людей и т. п.) не имеют установлен­ных эталонов измерения.

Их приходится конструиро­вать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования.

Установочные и оценочные шкалы

Установочными называют шкалы, с помощью которых числа приписываются самим респондентам (а не оцениваемым ими объек­там). При использовании такой шкалы речь чаще всего идет об измерении установки последних. Правда, под установкой здесь может пониматься не совсем то, для обозначения чего используется этот термин в социальной психологии (здесь мы отвлекаемся от разных нюансов его понимания, отождествляя, например, установку с аттитюдом и т.д.; об упомянутых нюансах см. [Андреева, 1994, с. 254; Дилигенский, 1996, с. 154]). Скажем, мы будем полагать, что по ус­тановочной шкале измеряется возраст респондента.

В социологии часто используются некорректные установоч­ные шкалы. Так, не всегда позволяют достичь порядкового уров­ня измерения традиционные шкалы -пятичленки типа описан­ной выше шкалы для измерения удовлетворенности работой: нетрудно понять, что соотношение вида 3 < 5 иногда не может интерпретироваться как соответствующее различие эмоцио­нального отношения к работе "стоящих" за числами респондентов. Причины подобных явлений могут быть разными — например, обусловленная национально-культурными особенностями респон­дентов разница их восприятия анкетных вопросов [Ермолаева, 1990].

Оценочными называют такие шкалы, итогом "действия" ко­торых является приписывание чисел не респондентам, а неко­торым объектам (суждениям, ценностям, проблемам и т.д.); при этом предполагается, что полученные числа отражают усреднен­ное мнение интересующей исследователя совокупности респон­дентов об этих объектах.

Многие традиционные способы получения оценочных шкал тоже не являются корректными. Так, при разных способах опро­са объекты, указываемые респондентами как самые значимые, могут быть различными. Приведем пример. Авторы статьи [Согомонов, Толстых, 1989], пытаясь выявить, какие социально-эко­номические проблемы более всего волнуют респондентов, об­ратились к ним в анкете несколько раз, по-разному сформули­ровав соответствующий вопрос (просили отметить одну, самую острую проблему, несколько наиболее актуальных проблем и т.д.) и... получили противоречащие друг другу результаты.

Рассмотрим более подробно еще один очень популярный спо­соб построения оценочной шкалы. Предположим, что мы хотим получить рейтинги 4-х лиц, претендующих на то, чтобы быть избранными на какой-либо руководящий пост. Условно обо­значим претендентов буквами Е, Ж, 3, Я. Анализируемый спо­соб опирается на результаты ранжировки респондентами рас­сматриваемых лиц. На примере покажем, каким образом в соот­ветствии с традицией каждому претенденту приписывается чис­ло, отражающее его рейтинг.

Пусть результаты ранжировки имеют вид, отраженный в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Результаты ранжировки гипотетических претен­дентов на должность несколькими респондентами

№ респондента Ранжируемые претенденты
    Е   Ж     Я  
         
         
         
………………..……. ……... …….…………. ……….………. …………

Мы видим, что претенденту Е наши респонденты приписывали ранги 4, 3, 1, ..., 4. Искомая рейтинговая оценка VE этого претен­дента равна среднему арифметическому значению таких рангов:

Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал. - student2.ru

Аналогично,

Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал. - student2.ru

и т.д.

Мы утверждаем, что такой подход некорректен. Он может увести нас весьма далеко от реальности. Приведем пример.

Предположим, что респонденты какой-либо одной совокуп­ности думают совершенно одинаково и твердо уверены в одном: претендент Е не должен занять вакантную должность. Претен­денты же Ж, 3, Я, с точки зрения этих респондентов, примерно одинаково пригодны на должность, и наши респонденты с боль­шим трудом их ранжируют, скорее отдавая дань вежливости ис­следователю, чем в действительности отражая свои пристрастия.

Тогда на упомянутом выше гипотетическом психологическое континууме точки, отвечающие оцениваемым претендентам, займут примерно следующее положение (рис. 1.1).

Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал. - student2.ru

Рис. 1.1. Расположение претендентов на числовом континууме респондентами первой совокупности

Предположим также, что респонденты к какой-то другой со­вокупности, рассуждая одинаковым образом, уверены в том, что вакантный пост должен занять З и что остальные претенден­ты одинаково непригодны для занятия этой должности. Но и эти респонденты, хотя и с трудом, все же ранжируют всех претен­дентов (рис. 1.2).

Вопрос № 32. Социологические измерения. Типы социологических шкал. - student2.ru

Рис. 1.2. Расположение претендентов на числовом континуу­ме респондентами второй совокупности

Нетрудно проверить, что для респондентов первой совокуп­ности средние ранги претендентов Я и Ж будут равны соответ­ственно 2 и 3, а для респондентов второй совокупности — 3 и 2.

Предположим теперь, что мы должны дать ответ претенденту Ж на вопрос о том, среди какой из двух рассматриваемых совокупностей респондентов он пользуется большей популярнос­тью. Наш ответ однозначен — среди второй (соответствующий рейтинг не только относительно выше, но и в абсолютном пла­не приличен: представители второй совокупности ставят этого претендента на второе место, представители первой — на третье). Ж организует встречу с респондентами рекомендованной сово­купности и вместо "любви" наталкивается на "гнилые помидоры".

В чем же наша ошибка? Нетрудно понять, что неоправданным было наше приписывание претендентам чисел. Мы как бы подме­няли истинное мнение респондента тем, о чем он не говорил, "додумывали" за него: респондент просто отмечал, что ставит З на первое место, Ж — на второе, Я—на третье, а мы полагали, что он приписывает 3 число 1, Ж— число 2, а Я — число 3. Сделав это предположение, естественно, мы полагали, что с точки зрения этого респондента различие между Ж и З равно различию между Я и Ж (ведь 2 - 1 = 3 - 2). А это могло быть совсем не так.

Наши рекомендации