Порядок проведения сертификации услуг
(работ)
Сертификация услуг (работ) осуществляется в последовательности, аналогичной проведению сертификации продукции и предусматривает:
— подачу заявки на сертификацию;
— рассмотрение и принятие решения по заявке;
— оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям;
— принятие решения о выдаче сертификата;
— выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
— проведение инспекционного контроля сертифицированных услуг (работ).
При проведении сертификации услуг (работ) в силу их особой специфики используются следующие семь схем (табл. 2).
Схема1 — применяется для работ и услуг, качество которых предусматривает оценку мастерства исполнителя (образование, опыт работы, знание нормативной документации и т. д.), выборочную проверку результатов работы, а также инспекционный контроль. Схему рекомендуемся применять для сертификации услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями и небольшими предприятиями.
Схема 2—предусматривает оценку процесса оказания услуги (проведения работ) через проверку технологического процесса, мастерства исполнителя, условий обслуживания,
безопасность и стабильность процесса. Оценку процесса оказания услуги по схеме 2 можно осуществить также через оценку системы качества (схема 7).
Схема 3 — применяется при сертификации производственных (материальных) услуг, например, при ремонте и изготовлении изделий по индивидуальным заказам и т. п. Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной проверки результатов услуги.
Схема 4—предусматривает оценку (аттестацию) предприятия, организации. При этом оценивают не только качество выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории, класса, звездности. Инспекционный контроль может осуществляться с использованием социологических методов.
Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.
Схему 5— рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Схема предусматривает сертификацию системы качества (схема 7) и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Может применяться при сертификации всех видов услуг (работ).
Сертификация по схемам 6 и 7 осуществляется с использованием декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подобно сертификации продукции по схемам 9 и 10 (табл. 1). Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших предприятий, зарекомендовавших себя как исполнители работ и услуг высокого уровня качества. Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг при этом будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.
Учитывая специфику объектов сертификации, при проверке результатов работ и услуг кроме инструментальных и лабораторных методов широко используются социологические и экспертные методы (оценка качества через опрос клиентов; дегустация блюд; контроль знаний обучающихся и т. п.).