Внутренняя среда организации, и ее основные элементы.
Становление и развитие российской системы менеджмента.
Организация как объект менеджмента. Классификация организаций.
Общество состоит из огромного количества организаций. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели. Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и прежде всего ее структуру. Управление осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации.
В основе функционирования организации лежит синергический эффект. Это означает, что потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов.
Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям. На основании критерия формализации выделяются:
· Формальные. Имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи (организации бизнеса, государственные институты и органы).
· Неформальные. Функционируют без четко поставленных целей, правил и структур (институты семьи, дружбы и т.д.).
Так же организации классифицируются по формам собственности:
· Государственные
· Муниципальные
· Частная
· Иные
По отношению к прибыли:
· коммерческие (преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели)
· некоммерческие (не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками).
По методам формирования:
· формируемые сверху вниз
· формируемые снизу вверх
· формируемые по диагонали
По типам предпринимательства:
· единоличные
· корпоративные (объединение лиц или объединение капиталов)
По формам присвоения капитала:
· индивидуальные
· коллективная
· государственная
По степени жесткости(мягкости):
· жесткие (иерархические). Не обладают самоорганизацией, адаптивностью, но имеющие обратную связь с другими клиентами;
· гибкие (программно-целевые). Имеют отдельные элементы адаптивности и обратные связи;
· мягкие (горизонтальные). Обладают самоорганизацией, адаптацией и игнорирующие административное соподчинение элементов.
По фазам жизнедеятельности:
· создаваемые (организуемые) организации
· растущие, развивающиеся организации
· зрелые организации
· стареющие (затухающие) организации.
По размерам: крупные, средние, малые.
Внутренняя среда организации, и ее основные элементы.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда также может быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внутренняя среда организации представляет собой совокупность, сочетание следующих основных составляющих:
· Структура
· Внутриорганизационные процессы
· Технология
· Кадры
· Организационная культура.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.
Технология, включающая в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией, является предметом самого пристального внимания со стороны менеджмента. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования.
Кадры являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
Организационная культура – совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
· Принятая система лидерства
· Стили разрешения конфликтов
· Действующая система коммуникации
· Положение индивида в организации
· Принятая символика (лозунги, организационное табу, ритуалы).
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме.
Выделяются 5 групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:
· Производство
· Маркетинг
· Финансы
· Работа с кадрами
· Эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Менеджмент осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.
- Цели и миссия организации.
Формулирование целевой функции начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов деятельности и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия - это причина существования предприятия. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. Генри Форд определил миссию своего предприятия как предоставление людям дешевого автотранспорта. Выбор миссии придает деятельности предприятия стабильность, так как определяются основные принципы его работы. Миссия позволяет организации быть гибкой и в случае необходимости изменить ее профиль. Для выбора миссии предприятию необходимо четко определить, кто будет являться его клиентами, и какие потребности покупателей оно будет удовлетворять. На основе миссии определяются цели деятельности.
Цель деятельности - это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От ее правильного формулирования зависит слаженность работы персонала. Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, чего на наших предприятиях зачастую не происходит из-за недостаточно развитой системы коммуникаций. Основная цель любого предприятия - это получение прибыли. Зачастую эта цель отождествляется с миссией, но в этом кроется огромный подвох для самой организации, так как в данном случае руководителю очень сложно выделить деятельность своей фирмы среди конкурентов и, как следствие, рассчитывать на долгое существование.
Цели устанавливаются на основе следующих принципов:
· конкретности и измеримости;
· достижимости и реальности. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников;
· наличия сроков исполнения;
· эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.
Цели предприятия могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные цели определяются не больше, чем на квартал или год. Среднесрочные цели устанавливаются на срок от года до трех лет. Долгосрочные цели определяются на срок от трех до десяти лет.