Основные виды властных отношений
Власть это любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается . Существует множество видов властных отношений; рассмотрим некоторые из них:
Согласно М.Веберу, власть можно разделить на 3 вида:
- традиционная (она же монархическая)
- харизматическая (основа на личных качествах лидера) ярким примером является власть Сталина.
- рационально-правовая (она же демократия)
Также популярна типология по Х. Хекхаузену, немецкому психологу.
Власть элиты. Незначительное число членов элиты, обладающие огромной властью и контролирующие поведение общества. Влиятельные общественные люди. Это может быть «богатая» элита, «умная» элита, «управляющая » элита или просто «влиятельная элита».
Власть организаций.Получения власти в результате борьбы организаций или фирм за место под солнцем. Имеют власть те ,кто выдерживают любую конкуренцию. Явное преимущество - это численность. Большая организация - большая поддержка со стороны её членов.
Власть неорганизованных масс- власть СМИ. На поведение индивида оказывает влияние множество факторов, таких как традиции, нравы, культура, что дает возможность оказывать влияние на поведение людей и изменять их сознание или отношение к новым нормам.
Власть разрушительного протеста. Один из способов принуждения.протест против поведения кого-либо индивида, неодобрение доминирующей культуры, отказ от прежнего образа жизни или части соц. стороны .
Власть закона - власть и принуждение. Принуждение как способ реализации власти. Склонна к возникновению конфликтов(соц).Используется специальный набор санкций. Узаконенный и признанный большинством членов общества.
Билет №4
Предмет и объект социологии
Социология – наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также процессы в этих структурах. Чтобы полно и точно определить предмет и объект изучения социологии, вспомним понятия предмета и объекта.
Объектом назовём определенную часть окружающего мира, которая существует вне зависимости от нас и нашего знания о ней.
Предметом изучения назовем конкретную часть объекта, которая представляет особый интерес для исследователя. Предмет исследования существует только в голове самого исследователя.
Итак, под объектом социологии мы понимаем общество с точки зрения поведения людей, как совокупность отношений людей.
Предметом социологии назовем систему связей между отдельными частями структуры общества.
Способы применения форм власти
Власть – это любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем мнении, даже при наличии сопротивления, не зависимо от того, в чем эта возможность выражается.
Форма власти – это
Любая форма власти применяется ситуационно. В одной ситуации подойдет власть принуждения: построена на ожидании индивидом наказания за неправильное поведение. Власть формируется через угрозу и демонстрацию.
- власть связей: используется 3-е лицо, чтобы добиться уступок. Власть связей – частный случай власти принуждения.
- власть эксперта: построена на приписывании властвующему лицу знаний, умений, навыков и интуиции
- нормативная власть: построена на подчинении нормам в интересах властвующего.
- референтная власть – построена на идентификации подчиненного с властвующим лицом.
- информационная власть – инф-я используется дозировано, часть всегда укрывается
- власть вознаграждения – построена на ожидании награды за свои действия. (теории мотивации)
Билет № 5
1.Основные подходы, применяемые в социологии. Законы социологии.
Известно 4 основных подхода к изучении социологии:
- личностный – на уровне психологии: изучение идет от личности к группе
- структурный – целое распределяется на части, изучаются не взаимосвязанные части структуры.
- системный – при воздействии на 1 элемент системы изменения касаются и других ее элементов.
- ситуационный – рассматриваются не элементы, а отдельная ситуация, чтобы вогнать ее в определенный стандарт, по которому можно будет действовать в аналогичных ситуациях.
Социальным законом назовем относительно устойчивые отношения между народами, группами, индивидами и т.д. Закон обязательно действует при наличии условий. Особенностями законов в социологии являются наличие условности и наличие установки , т.е. стремления, желания совершать какое-либо действие. Установка при этом является главным условием. К признакам социального закона относятся следующие:
- соц закон вступает в силу только при наличии строго оговоренных условий
-при этих условиях закон действует всегда без каких-либо исключений
- условия, при которых действует закон, реализуются частично и приблизительно, а не полностью.
С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо стараются следовать им, либо избегают их.
Формы власти
Понятие власть часто воспринимается интуитивно, и конкретного определения оно не имеет. Между тем, отношения власти имеют огромное значение в жизни человека, поскольку являются универсальными, то есть могут являться независимыми и могут входить как часть в другие соц отношения. Существует 2 подхода к изучению власти, и в каждом она определяется по-своему. Первый подход, связанный с именем Макса Вебера, определяет власть как отношения, поэтому власть это любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается. Второй подход называется системным, связан с именами Крозье и Парсонса. Тут власть представляет собой свойство системы. Власть – это особый ресурс, который необходимо передать, найти, обрести, потерять и тд.
К формам власти относятся:
- власть принуждения: построена на ожидании индивидом наказания за неправильное поведение. Власть формируется через угрозу и демонстрацию.
- власть связей: используется 3-е лицо, чтобы добиться уступок. Власть связей – частный случай власти принуждения.
- власть эксперта: построена на приписывании властвующему лицу знаний, умений, навыков и интуиции
- нормативная власть: построена на подчинении нормам в интересах властвующего.
- референтная власть – построена на идентификации подчиненного с властвующим лицом.
- информационная власть – инф-я используется дозировано, часть всегда укрывается
- власть вознаграждения – построена на ожидании награды за свои действия. (теории мотивации)