Методология гуманитарного знания как специфический ракурс истории гносеологии
Оглавление
Введение................................................................................. 11
Специфика и цели курса........................................................... 14
Обоснование тематики лекций и логика их последовательности. 20
Характеристика собственной гносеологической позиции при
составлении курса лекций: прагматистский релятивизм и
герменевтика............................................................................. 24
Лекция 1 Модель методического (научного) знания.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной,
философской и гуманитарной познавательных
установок............................................................................... 28
Разработка представления о формальных критериях качества
знания......................................................................................... 28
Декарт: сомнение, когито, доказательность............................ 31
Понятие методологической дистанции.................................... 33
Импликации декартовского представления о познании.......... 34
Ход мысли Декарта - «исходная логическая модель европейской
теории познания»...................................................................... 35
Понятия предметной стратегии, философского познавательного
интереса и гуманитарного знания............................................ 37
Лекция 2 Складывание модели новоевропейского
гуманитарного знания........................................................... 41
Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI -
XVIII веков................................................................................ 42
Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в
гуманитарном знании................................................................ 45
Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать
методологию специфического - нетождественного
естественнонаучному - гуманитарного знания.................................. 47
Лекция 3 Основные линии развития
западноевропейской гносеологии в XVIII веке..................... 52
Оформление основных направлений европейской философской
и гуманитарной мысли в XVIII веке......................................... 53
Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм............... 54
Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической
дистанции между исследователем и предметом..................... 55
Концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон
Гумбольдта: между Просвещением и романтизмом.............. 58
Иммануил Кант о возможности объективного познания........ 60
Лекция 4 Философски-спекулятивная составляющая
гуманитарного знания........................................................... 64
Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания
.................................................................................................................................... 64
Вариант ответа на кантианские сомнения - логическая гипотеза
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля...................................... 66
Характеристики теории Гегеля как модели «умозрительной
стратегии» гуманитарного исследования................................ 68
Теория Маркса как пример умозрительной стратегии (рассуждение «практика - критерий истины» и понятие
«отчуждения»).......................................................................... 71
Резюме: общая характеристика «умозрительной стратегии»
гуманитарного исследования................................................... 73
Лекция 5 Позитивизм............................................................ 75
Политический и социальный контекст первой половины ХГХ века
.................................................................................................................................... 75
Огюст Конт и его концепция знания........................................ 76
Рекомендации по технологии позитивистского исследования....... 78
Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации
позитивизма в XX веке............................................................. 79
Этика и социология позитивистского гуманитарного знания. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная)
характеристика позитивизма.................................................... 80
Лекция 6 Романтически-интуитивистская стратегия
гуманитарного знания........................................................... 82
Метафизика Артура Шопенгауэра - иррационалистическая
модификация ответов Гегеля на вопросы Канта..................... 83
Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология,
опирающаяся не (только) на разум.......................................... 84
Рекомендации к технологии герменевтического исследования.... 86 Почему при помощи герменевтической методологии могут быть достигнуты относительно объективные результаты: направленность на Другого, «техника личной гениальности»,
концепция конгениальности..................................................... 86
Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания....... 91
Лекция 7 Неокантианская модель гуманитарного
знания...................................................................................... 93
Неокантианство и «классические стратегии» гуманитарной
гносеологии............................................................................... 93
Исследовательская деятельность как субъективное полагание
смысла в хаосе материала........................................................ 94
Взаимосвязь конструкций «ценности» и «культуры»............. 97
Технология неокантианского исследования: различение культуры и
природы, идиографического и номотетического методов.................. 98
Лекция 8 Методологическая концепция Макса Вебера
(1864-1920).......................................................................... 101
Сильная черта методологии Вебера - осознание «односторонности» создаваемых конструкций и ее
инструментализация............................................................... 101
Вебер и его методология на фоне позитивизма и неокантианства
.................................................................................................................................. 102
Ключевая категория методологии Макса Вебера: идеальный тип
.................................................................................................................................. 103
Специфика теоретического статуса идеального типа........... 106
«Понимающая социология» Вебера. Понятие «социального действия» и разработка шкалы социальных действий при помощи
идеально-типической методологии........................................ 107
Переосмысление представления о науке............................... 109
Лекция 9 Прагматизм......................................................... 112
Прагматистская трансформация позитивистских принципов
Чарльзом Сандерсом Пирсом................................................. 113
Уильям Джеймс и снятие жестких границ между данными органов
чувств, сомнениями и «ясным теоретическим знанием»...... 114
Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для
(гуманитарного) исследования............................................... 117
Лекция 10 Неопозитивизм.................................................. 122
Теория познания в начале XXвека. «Карта гносеологии» и удобство выделения определенных «полюсов» - например,
аналитической (неопозитивистской) программы.................. 122
Технологические рекомендации неопозитивизма................. 124
Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических
противоречий.......................................................................... 127
Распространение неопозитивистской методологии на
гуманитарное исследование: пример «теории охватывающих
законов» Карла Густава Гемпеля........................................... 128
Лекция 11 Теория фальсификации Карла Поппера........... 131
Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель
сравнения теорий и критерий погрешимости........................ 132
Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от
ненаучного............................................................................... 133
Лекция 12 Социология знания............................................. 136
Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии
середины XX века................................................................... 136
Исходная модель социологии знания - конвенционализм. Две
основные логики социологии знания..................................... 137
Концепция «этоса науки» Роберта Мертона.......................... 138
Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания
.................................................................................................................................. 140
Социология знания Томаса Куна: понятия «научной революции» и
«парадигмы»............................................................................ 142
Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее
понимание парадигмы и научного сообщества..................... 145
Лекция 13 Интуитивистская стратегия в XX веке.......... 147
Общая характеристика герменевтической методологии...... 147
Герменевтика - изучение не «бытия» и «законов», но феноменов,
экзистенции и языка................................................................. 149
Ханс-Георг Гадамер: «вечно длящаяся традиция интерпретации»
.................................................................................................................................. 151
Переосмысление в герменевтике представлений о характере
получаемого знания................................................................ 153
Лекция 14 «Эра подозрения». Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном
знании: психоанализ............................................................. 155
История критической установки в методологии гуманитарного
знания в XVIII - ХЕХ веках..................................................... 156
Специфика «эры подозрения» как установки гуманитарной
методологии............................................................................ 157
Марксистские конструкции «идеологии» и «инструментального
разума».................................................................................... 160
Фридрих Ницше: проект переоценки морали........................ 163
Фрейдистская конструкция бессознательного и ее использование
при анализе индивида и культуры.......................................... 164
Психоанализ как мировоззрение или инструмент преобразования
общества.................................................................................. 168
Методологические импликации психоанализа как стратегии эры
подозрения............................................................................... 169
Лекция 15 Структурализм.................................................. 772
Общая характеристика структурализма................................ 172
Распространение структурализма на антропологию. Технология
структуралистского исследования................................................. 175
Лекция 16 Мишель Фуко (1926-1984) и дискурсивный
анализ................................................................................... 779
Специфика Фуко в истории «гуманитарного подозрения»... 181
Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция
непроницаемости дискурсов.................................................. 182
Надежда на освобождение от принудительности смысла.... 186
Лекция 17 Постструктурализм......................................... 189
«Структура - это поломка». «Размыкание структуры в контекст»
................................................................................................. 191
Постструктурализм и традиция критики власти................... 194
«Насыщенное описание»: зависимость значения от контекста и
отказ от монистических объяснений...................................... 197
Антирепрезентационизм Жака Деррида................................. 202
История литературы Ролана Барта........................................ 204
Лекция 18 Постмодернизм.................................................. 208
«Концентрическая» характеристика постмодернизма.......... 209
Кластеры постмодернистской идеологии: деконструктивизм и
интертекстуальность............................................................... 210
Постмодернистская чувствительность.................................. 212
Постмодерн: ситуация в обществе и науке............................ 216
Приложения к тексту лекций курса «История науки:
Введение в методологию гуманитарного знания»............ 222
Приложение 1 Планы лекционных занятий........................ 225
Приложение 2 Планы семинарских занятий...................... 259
Приложение 3 Список литературы к курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт:
www.aperlov.narod.ru).......................................................... 279
Приложение 4 Указатель терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций «История
науки: введение в методологию гуманитарного знания». 294
Приложение 5 Схемы.......................................................... 306
Введение
Этот курс лекций читался и дорабатывался на протяжении нескольких лет преподавания в Институте Европейских Культур1 - учебном заведении, специализирующемся на предоставлении второго высшего образования. Студенты ИЕК, как правило, уже имеют диплом, защищенный по одной из гуманитарных специальностей, определенные знания в области философии, а также самостоятельные исследовательские интересы. Особенности работы с такой аудиторией повлияли на постановку задач, которые решались в этом курсе, на выбор приоритетных сюжетов и на способы представления материала2.
Эта подборка лекций и сопровождающих их ресурсов адресована людям, начинающим осуществлять собственные гуманитарные исследования, студентам и аспирантам, — тем, кто знаком с философией как дисциплиной, но не собирается заниматься ею профессионально. Для таких читателей «подробное» или «правильное» философское знание менее актуально, чем умение в нем самостоятельно ориентироваться. Основная цель курса — помочь им выработать это умение, которое становится более эффективным, если сопровождается еще и желанием думать «философски» и «методологически». Подобная «сверхзадача» выполнима только при соблюдении ряда условий и нуждается в параллельной «настройке» курса лекций и читательского внимания. За годы преподавания мне много раз приходилось объяснять самым разным студентам, какие цели преследует этот курс и почему он построен именно так. Самими удачными, с моей точки зрения, из этих накопленных предуведомлений и оправданий я бы и хотел сейчас поделиться.
См. сайт Института: http://www.iek.edu.ru
С некоторыми изменениями курс читался также студентам факультета музео-логии РГГУ, слушателям Академий и блок-лекций в университетах — членах Международного Консорциума по изучению Европейских Культур (см. http://www.iek.edu.ru/info/consort.htm).
Введение___________________________________________________ 12
Предлагаемое Введение состоит из двух совершенно не одинаковых по размеру и содержанию «версий». «Краткая версия» (отсюда и, скажем так, - до первого подзаголовка) обращается к потенциальному читателю / студенту и предваряет основной текст курса лекций самым лаконичным и, по возможности, простым образом. Этому не встречающемуся в живой природе, но якобы неискушенному (в методологии гуманитарного знания) читателю я хочу сказать только следующие несколько фраз:
• ..Я обещаю. Цель предлагаемого курса - научиться говорить
о теоретических (чаще всего, философских и методологических) тек
стах; овладеть теми словами и способами их связывать, которые по
могают понимать содержание этих текстов и сопоставлять их друг с
другом. Умение на основе анализа смыслов, как выраженных, так и
подразумеваемых в чужих сложных работах, опознавать некоторые
наиболее характерные способы переходить от одного тезиса к следую
щему, от данных к теории, очень полезно. Оно пригодится как для того,
чтобы создать в своем сознании определенную карту методологии гу
манитарного исследования (которая непременно будет впоследствии
исправляться и уточняться), так и для того, чтобы начать прокладывать
или хотя бы осознавать на этой карте свой собственный маршрут.
• ..Я предупреждаю и приношу свои извинения. Этот курс лек
ций, с одной стороны, похож на многочисленные учебные тексты
по истории философии и, с другой стороны - отличается от них. По
хож, прежде всего, словарем и материалом: одиннадцать лет назад,
когда я начинал преподавать этот курс, я понимал его как «историю
философии для гуманитариев». Не похож — тем, что я разрешал себе:
1) пренебрежение некоторыми историко-философскими деталями ради
создания более последовательной схемы, в которую можно было бы
уложить историю гуманитарной гносеологии; 2) по временам довольно
свободное обращение с терминами и объяснительными конструкциями.
Для меня более важно, «как много студент будет думать во время ос
воения этого курса», чем «что именно он будет знать к экзамену». По
этому моей целью было пытаться создавать и поддерживать регулярное
напряжение: между непониманием или недопониманием при чтении
отдельных сюжетов (заставляющими задавать вопросы и самостоятель
но выбирать между разными вариантами ответов) и непременным по-
Введение___________________________________________________ 13
ниманием предлагаемой концепции в конце каждой лекции. Я прошу прощения за то, что предлагаю студенту (напомню, «неискушенному») совершать регулярное мыслительное усилие и верить, что у внешне непонятного фрагмента (моего текста или текста первоисточника) есть смысл. Однако я обещаю, что этот смысл есть и до него можно добраться — хотя с ним совершенно не обязательно соглашаться.
Развернутая версия Введения, скорее, полезна для преподавателя, ведущего аналогичный курс, или для читателя, обладающего собственной картиной истории философии в перспективе гуманитарного знания. Я чувствую себя обязанным объяснить такому читателю, почему моя соответствующая картина, может быть, отличается от той, которую он для себя уже выработал. Кроме того, мне хочется предвосхитить множество наиболее вероятных (из тех, которые я уже слышал или могу себе представить) возражений и упреков и, собрав мои ответы на них в одном блоке и поставив этот блок в начало курса лекций, получить возможность сказать: «Вас же об этом предупреждали!». Гипотетический студент или коллега при желании может пропустить предлагаемое развернутое Введение. Однако для тех, кого не будет отпугивать ни моя оправдывающаяся интонация, ни сложность синтаксиса, в этой более подробной версии я собираюсь:
1) обосновать специфику данного курса по отношению к другим
программам по истории и философии науки и истории философии;
2) обозначить основные учебные цели;
3) объяснить некоторые специфические черты курса — прежде
всего, намеренное «легкомыслие» в обращении с философским языком;
4) пояснить логику выбора тем и последовательность лекций;
5) указать на концептуальные ограничения собственной позиции
и на возможные направления использования данного текста исследова
телями-гуманитариями .
Введение___________________________________________________ 14
Специфика и цели курса
Методология гуманитарного знания как специфический ракурс истории гносеологии
Подзаголовок курса — «Введение в методологию гуманитарного знания» — не утверждает самостоятельное существование нового предмета исследования и преподавания. С его помощью лишь обозначается специфический угол видения традиционного материала учебных курсов: истории социально-гуманитарных наук и истории философии.
Придумывая и подготавливая свои лекции, я задавал себе простой вопрос: что мне как исследователю-гуманитарию полезнее и интереснее всего из знакомого мне корпуса истории философии? Поэтому подбор имен в лекциях вполне привычен для читателя, изучавшего историю философии Европы Нового времени; сам же способ рассуждения о содержании и предпосылках концепций ориентирован на то, чтобы балансировать между «Историей западной философии» Б. Рассела, «Идеей истории» Р.Дж. Коллингвуда и «Словами и вещами» М. Фуко. Логика, стремящаяся связать Р. Декарта, И. Канта и А. Шопенгауэра с К.Г. Гемпелем, Х.-Г. Гадамером, Р. Рорти или Ж.-Ф. Лиотаром, не может не быть (историко-) философской логикой. Однако в этом курсе не ставилась задача целостной интерпретации взглядов каждого автора в контексте его времени. Скорее, любой из них дорог мне как персонификация выбора определенного маршрута на «вечной» карте проблем познания.
Ради изображения панорамной картины «диалога абстрактных позиций» приходится жертвовать детальной проработкой промежуточных звеньев или даже полемикой с напрашивающимися и законными возражениями. Упомянутый образ «вечной философии» чрезвычайно условен: созданный в определенных культурно-исторических обстоятельствах, он является результатом предпочтения одной гносеологической позиции другим. Ниже будут более подробно освещены координаты, в которых методология гуманитарного знания и история философии выглядят примерно так же, как и в предлагаемом курсе лекций. Но перед этим я обращу внимание на то, что отличает данный учебный курс от более традиционных программ изучения истории фи-
Введение___________________________________________________ 15
лософии и социально-гуманитарных наук. Это отличие связано не с содержанием и акцентами в концепции, но с пониманием самих целей преподавания.
Методология как осознанный выбор исследователя —