Специфика проведения процедуры интервью, виды интервью
Интервью характеризуется степенью формализации, стандартизации и структуризации.
Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов: унифицируется перечень вопросов, который задается респондентам. Опросник – стандартный, одинаковый для всех участников исследования.
Формализация – это придание вопросам определенной формы, облика. Это значит использование закрытых вопросов с готовыми ответами.
Структурирование – это установление связи между элементами интервью: вопросами, темами. Высокая степень структурирования означает жесткую последовательность этих элементов, неструктурированность означает свободу перехода, ее незапланированность.
Различное сочетание этих составляющих и определяет облик конкретного интервью.
Почти все виды интервью, используемые в социологическом исследовании можно представить в виде континуума, шкалы, на одном полюсе которой расположено стандартизованное (формализованное) интервью, на другом – свободное.
Стандартизованное интервью характеризуется: максимальной унификацией, формализацией жесткой заданностью структуры интервью.
Свободное интервью характеризуется: уникальностью, минимальной формализацией, недирективностью поведение интервьюера.
Полуформализованное интервью. Фокусированное интервью занимают промежуточное положение между двумя точками континуума.
Нарративное интервью. В этом виде интервью процедурой интервью управляет скорее не интервью, и информант.
В литературе часто используются такие термины-метаформы: «жесткие» – «мягкие» методы. Однозначного толкования этой оппозиции нет.
Ряд социологов полагает, что эти понятия воспроизводят противопоставление качественного и количественного подходов на методическом уровне. Т.Е. термин «мягкие» методы является синонимом качественных методов, а соответственно «жесткие» методы синонимом количественных методов.
При таком подходе формализованное интервью – жесткий метод, в свободное, нарративное, лейтмотивное – мягкие методы.
Фокусированное групповое и полуформализованное интервью могут быть отнесены к полумягким методам.
Однако, в основе деления методов на качественные и количественные должны лежать различия в методологических посылках двух подходов, включающие в себя не только:
в фокусах анализа социального явления;
исследовательских ориентациях;
характере получаемой информации;
способах ее обработки.