Предмет и объект социологии массовой коммуникации

Интерес к социальным явлениям и процессам возник у человечества, видимо, одновременно с появлением общества. По крайней мере, в самых ранних из дошедших до нас источниках и текстах, относящихся к периоду Древнего мира, мы можем наблюдать интерес к социальной проблематике, выраженный в виде пристального внимания к проблемам государственного устройства, политики и этики. Однако социология как наука сформировалась сравнительно недавно. При этом не все сферы социальной действительности были одновременно включены в предметную область данной дисциплины. Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, стала объектом научного социологического интереса только в двадцатом веке. Истоками ее изучения послужили различные научные направления психологии, лингвистики, а также идеи социального конструктивизма, рассматривающие формирование социального знания как часть социальной деятельности людей. Несмотря на свою «молодость», социология коммуникации является одним из самых актуальных научно-исследовательских направлений, так как «научно обоснованное и эффективное управление социальным развитием через адекватным образом организуемое коммуникативное пространство-время выдвигается сегодня в число наиболее перспективных предметных областей фундаментальной социологии»[2].

Деятельность массовой коммуникации (МК) как сформировавшегося вида социальной деятельности привлекла внимание ученых в первой четверти двадцатого столетия. Впервые такой интерес был проявлен Максом Вебером, который с позиций понимающей социологии обосновал необходимость изучения прессы и ее роль в социальных

[8]

процессах. Позже, в середине 40-х гг., проблемы деятельности массовой коммуникации привлекли внимание довольно широкого круга зарубежных социологов, концепции которых мы рассмотрим позже. К настоящему времени эта отрасль социологического знания приобретает все большую актуальность как в междисциплинарной, так и во внутридисциплинарной матрице социологического знания.

«Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами»[3].

Массовая коммуникация как социальный процесс исследуется многими гуманитарными и социальными науками. Большой интерес к исследованию этого феномена проявляется политологией как наукой, которую интересует поведение больших масс людей и их отношение к процессам достижения и удержания власти в обществе. На формирование социологии массовой коммуникации существенное влияние оказали результаты исследований в области психологии (А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин), лингвистики (Дж. Р. Серль, Д. Вандервеккен, М. М. Бахтин), теории информации и кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир).

Рассмотренная со стороны внутридисциплинарной матрицы, социология представляет собой «совокупность отраслевых ее направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложную систему»[4].

Социология массовой коммуникации является одним из отраслевых направлений социологии и включает в себя все сквозные элементы, присущие структуре социологического знания. Последнее, как известно, имеет многоуровневую структуру: научная картина мира, общая теория, частная (специальная) теория, эмпирическое исследование, прикладное исследование, методология, методика и техника.

Научная картина мира задается всей совокупностью общетеоретических и философских категорий, описывающих ту реальность,

[9]

которая изучается социологией массовой коммуникации. Сюда относятся следующие представления и понятия:

♦ об обществе как целостной системе;

♦ о деятельности, объекте и субъекте деятельности;

♦ о потребностях и интересах, являющихся побудительными силами в деятельности людей;

♦ о сущности, явлении, содержании и форме, системно раскрывающих процесс массово-коммуникативного воздействия на большие общности людей;

♦ о функции и функционировании;

♦ о сознании, массовом сознании и общественном мнении.

Такая картина мира, лежащая в основе социологии массовой коммуникации, включает в себя:

♦ теоретические представления о психологических особенностях восприятия информации;

♦ об особенностях самой информации;

♦ о ценностях, лежащих в основе целей, которые реализуются в процессе массово-коммуникативной деятельности;

♦ о языке и тексте как средствах актуализации информации.

Общесоциологическая теория, базирующаяся на научной картине мира, заданной философией и всем спектром других существующих в обществе наук, объясняет крупный фрагмент реальности, изучающийся социологией массовой коммуникации. Таким фрагментом является массовая коммуникация (МК) как социальный процесс, рассмотренная как подсистема в системе общества в целом, в ее отношении как к обществу, так и к другим его подсистемам. Данная теория, создавая модели абстрактных объектов исследования, объясняя их связи с другими подобными объектами и предсказывая возможные изменения этих связей, объясняет особенности социальной структуры и социальной дифференциации, которые являются чрезвычайно важными понятиями при изучении МК, ее субъектов и объектов, а также вводит понятие массовой коммуникации как социального института.

Частная (специальная) социологическая теория, основываясь на общей теории как методологии научного познания, создает модели конкретных, реально существующих в пространстве общества явлений и процессов, объясняет, существующие между ними связи, а также выполняет прогностическую роль, предсказывая возможные изменения данных связей. Выступая как частная теория, социология массо-

[10]

вой коммуникации разрабатывает соответствующий категориальный аппарат, при помощи которого исследует весь спектр деятельности массовой коммуникации:

♦ определяет и изучает субъектов и объекты конкретных уровней массово-коммуникативного процесса;

♦ анализирует средства деятельности, свойственные последнему;

♦ исследует влияние и взаимосвязь массовой коммуникации с конкретными подсистемами общества;

♦ определяет роль массовой коммуникации для различных этапов общественного развития.

Частная социологическая теория определяет место и роль МК в развитии социальных общностей, социальных ситуаций, социальных процессов и отношений.

Эмпирические исследования, использующие в качестве методологии положения специальной социологической теории, предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, проведенный по заранее выработанной программе. По отношению к массовой коммуникации они представляют собой исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса:

♦ коммуникатора;

♦ самих информационных сообщений;

♦ каналов распространения информации;

♦ массовой аудитории как объекта массово-коммуникативного воздействия;

♦ обратной связи как необходимого условия для осуществления информационного воздействия на массовую аудиторию;

♦ эффектов как результатов воздействия массовой коммуникации.

Обработка данных производится на основании определенных правил научного вывода. Результаты эмпирических исследований представляют собой репрезентативную информацию, имеющую двоякое значение:

♦ во-первых, она служит проверке теоретических положений, сформулированных на уровне специальной социологической теории;

♦ во-вторых, служит эмпирической базой для дальнейшей разработки вышеназванной теории.

Прикладное исследование, служащее решению конкретной практической проблемы, в рамках социологии МК проводится как изуче-

[11]

ние отдельного фрагмента массово-коммуникативной деятельности, отдельного канала или передачи, реакции аудитории на ту или иную конкретную информацию, а также целевой аудитории с перспективой распространения рекламы и т. д. Задачей прикладного исследования является определение причин данного конкретного явления, процесса или ситуации и выработка соответствующих практических рекомендаций по оптимизации функционирования массовой коммуникации в исследуемой ситуации.

Уровень методологии как системы принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в социологии массовой коммуникации рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности. Такими теориями являются теория деятельности, теория структурно-функционального анализа, а также системный анализ в исследовании массовой коммуникации. Методологический уровень включает в себя ряд вопросов относительно выработки и построения гипотез, разработки методов эмпирических подтверждений, концептуализации и операционализации понятий, определения выборочных совокупностей и т. д.

Уровень методики и техники предполагает:

♦ разработку конкретных приемов и методов формирования выборочной совокупности;

♦ составление анкет;

♦ определение методов количественного и качественного исследования всех звеньев массово-коммуникативного процесса: коммуникатора, информационного содержания сообщений;

♦ разработку оптимальных методов исследования каналов, передач, а также массовой аудитории.

Уровень методики и техники в структуре социологического знания ориентирован на применение новейших методик, учитывающих специфику массово-коммуникативной деятельности и способствующих оптимизации исследований массово-коммуникативного процесса.

Итак, структура социологии массовой коммуникации является «многоэтажной», строящей свои этажи от самой практики, то есть от преобразовательной деятельности, поднимаясь по ступеням абстракции, вплоть до философских обобщений. Ее элементами, «этажами», являются уровни, соответствующие общей структуре социологического знания.

[12]

Используя метафорический образ — «этажи», можно сказать, что на первом этаже социологии массовой коммуникации происходит непосредственный контакт с практикой (если угодно, с жизнью).

Здесь соприкасаются так называемые инженерные исследования, социальная инженерия в виде конкретной эмпирической социологии журналистики и средств массовых коммуникаций, а также социологии общественного мнения — социологические опросы, анкетирование, дающие для науки и практики первичные эмпирические обобщения, служащие, в свою очередь, исходным материалом для более высокого уровня теорий. При этом сам термин «более высокий уровень» в данном случае не несет никакой оценочной нагрузки, не имеет оценочного характера. Речь идет просто об оперировании более широкими абстракциями, давая возможность перейти от рассуждений, связанных с конкретным объектом (скажем, «аудитория города Таганрога», как в случае с известным исследованием под руководством Б. А. Грушина) к суждениям о городской аудитории вообще.

Дальнейший этап, второй этаж— собственно социология массовой коммуникации как частная теория (или специальная теория, или теория среднего уровня) — оперирует понятиями «аудитория вообще», «аудитория как таковая».

Поднимаясь в уровне абстрагирования еще на ступеньку выше (третий этаж), мы приходим к понятию «объект массово-коммуникативной деятельности». Это — уровень социологической науки о массовой коммуникации, который является уровнем общей теории массовой коммуникации.

И наконец, предельный уровень теоретизирования в рамках науки о массовой коммуникации (четвертый этаж)— это область, пограничная с теоретической социологией и даже с философско-социологической теорией. Этот уровень — так называемые философско-социологические проблемы теории массовой коммуникации, или уровень так называемой картины мира.

Какова цель такого восхождения по ступеням абстракции?

Эта цель — вовсе не удовлетворение любопытства не в меру любознательных теоретиков. Цель подобного абстрагирования — возвращение к практике, но уже с выверенным научным инструментарием, имя которому — «понятийный аппарат», организованный как методология. Теперь теоретическому знанию предстоит обратный путь — к практике.

Зададимся простым вопросом: как провести прикладное социологическое исследование, что для этого нужно?

Очевидно, что, кроме материально-технического обеспечения (бумага, средства обработки анкет), специалистов-социологов, проводящих опросы и обрабатывающих ответы, крайне необходима гипотеза

[13]

исследования, базирующаяся на некоторой теории и дающая возможность сформулировать вопросы, определить выборку и т. д.

Именно формулировка гипотезы исследования является наиважнейшей составляющей любого конкретного исследования. Поэтому отчет об уже упоминавшемся исследовании в Таганроге (впрочем, как и любой другой отчет о социологическом исследовании) начинается с главы (раздела), посвященной теоретической части, основания исследования. Такое основание невозможно получить в прикладной науке.

С другой стороны, конкретные социологические исследования дают эмпирический материал не только и не столько науке. Выводы и результаты этих исследований важны для дальнейшей оптимизации деятельности, которая стала объектом исследования. Поэтому мы можем сказать, что любой акт научной деятельности (как прикладной, так и.теоретической), в конечном счете, направлен на оптимизацию практики.

Другое дело, что связь различных этажей науки с практикой различна. Для эмпирического уровня социологических исследований эта связь непосредственна, для других этажей — опосредованна. И чем выше уровень абстракции, тем длиннее цепочка опосредовании.

В силу многих объективных и субъективных причин сложилось так, что значительная часть науки о массовой коммуникации представляет собой уровень эмпирических и прикладных исследований. Однако представлять дело так, что наука о массовой коммуникации — только прикладная и эмпирическая, было бы не совсем правильно, этот вывод следует из определения объекта и предмета социологии массовой коммуникации. К возможному неудовольствию сторонников идеи о сугубо прикладном характере социологии массовой коммуникации И иных теорий, необходимо заметить, что к практике можно прилагать только теорию, ибо больше — нечего. В дихотомии действительности на практику и теорию просто не остается других альтернатив, и если кто-то делит действительность на практику и еще что-то, то этим «чем-то» может выступать только теория. Стало быть, теория и есть то самое искомое «что-то», которое только и можно приложить к практике.

Объектом исследования социологии массовой коммуникации, как и многих других гуманитарных и социальных наук, является массовая коммуникация как социальный процесс.

Под социальным процессом мы будем понимать повторяющуюся устойчивую модель социального взаимодействия, поддающуюся идентификации и характеризующуюся последовательным изменением состояний при условии сохранения и воспроизводства определяющего качественного состояния объекта (системы).

[14]

Итак, выделив место социологии массовой коммуникации в многоуровневой структуре социологического знания, представляется необходимым определение ее объекта и предмета.

Однако в отличие от всех других наук, каждая из которых имеет свой, отличный от других, предмет, в социологии массовой коммуни­кации предмет— это совокупность основных понятий и проблем, способствующих обнаружению общих закономерностей вышеуказанной социальной деятельности, исследование которых определяет структуру социологии массовой коммуникации как науки и включает в себя все уровни — от теоретического до уровня эмпирических исследований, распространяющихся как на исследование объекта массово-коммуникативной деятельности — массовую аудиторию, так и на исследова­ние субъектов данной деятельности, а также структур непосредственно самих массовых коммуникаций и способов их функционирования.

Социология МК как научная теория, имеющая характерную для социологического знания многоуровневую структуру, играет большую роль в общей системе наук об обществе.

Во-первых, она описывает объект исследования, то есть мас­совую коммуникацию как социальный процесс во всей полноте его функционирования. Это начальный этап развития и применения со­циологии массовой коммуникации, на этом этапе она отвечает на во­прос: «Чтоесть исследуемый объект, каким он нам видится?»

Во-вторых, обобщая данные описательного этапа, она вскры­вает сущностные характеристики самого объекта исследования, ины­ми словами, объясняет собственно феномен массовой коммуникации и отвечает на вопрос: «Почемуисследуемый объект является именно таким, какими закономерностями общественного развития определе­на его качественная специфика?»

В-третьих, на основе знания сущностных характеристик объ­екта, особенностей его содержания, форм и проявлений она выраба­тывает рекомендации по оптимизации его функционирования. Дан­ный этап является не менее важным, нежели два предшествующие, ибо таит в себе опасность предписывания объекту исследования несвой­ственных ему способов функционирования. Такая ситуация может возникнуть в результате перехода от первого этапа к третьему, то есть в результате недостаточно полного использования знаний о сущност­ных характеристиках объекта исследования, или в результате отсут­ствия таких знаний. Иными словами, переход от описания объекта к рекомендациям влечет за собой ситуацию, когда объекту предпи­сывается некое долженствование (то есть предполагается, что массо-

[15]

вая коммуникация должна себя вести тем или иным образом) без теоретических обоснований такого предписания. Исходя из этого, следует помнить, что МК как объект исследования никому и ничего не должна, что этап рекомендаций предполагает фиксирование того, что может и чего не может исследуемый объект, и, соответственно, какие есть способы использования его возможностей, а также чего в принципе нельзя ожидать от исследуемого объекта.

В-четвертых, выступая как одна из областей социологического знания, она имеет возможность реализации прогностической роли социологии, то есть на основе анализа массовой коммуникации как объекта исследования социология массовой коммуникации дает прогноз как возможностей и путей его дальнейшего развития, так и прогноз развития общества как целостной системы. Следует отметить, что такое возможно только при условии развитой научной теории, в качестве которой в нашем случае выступает социология массовой коммуникации.

[16]

Тема 2

Наши рекомендации