Социальная ответственность спортсмена

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономи­ческие стимулы, защита чести страны, формирование патриотиз­ма и т.д. Из многообразия социальных функций сформировались следующие направления спорта:

массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает инди­видуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержат­ся в той или иной разновидности спорта.

Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возра­ста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственнос­ти, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортив­ную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необ­ходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры долж­ны не только заботиться о спортивной форме юных спортсменов,

но и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим — необходимые условия для формирования личности спортсмена.

Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне масте­ра спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Побе­ды на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Образ жизни спорт­смена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алко­голь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поко­ление, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих идолов. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто при­сутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона социальной ответственности спортсмена связа­на с противоречиями, которые обусловливаются личными и об­щественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорара­ми отказываются выступать даже на Олимпийских играх (как это было в Атланте с Евгением Кафельниковым).

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интере­сами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена со­циальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортив­ному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой, — заграничный клуб предоставляет спорт­смену новые возможности для спортивной карьеры.

Социальная ответственность в спорте должна не только форми­роваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Напри­мер, необходимо законодательно признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсме­нам, которые приносят славу российскому спорту, даются гаран­тии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные





гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.

Вопросы и задания

1. Дайте социологическое понятие личности.

2. Что является предметом исследования в социологии личности?

3. Что важно изучать с социологических позиций в личности спорт­смена?

4. Раскройте социологизирующую роль спорта для общества и лич­ности.

5. В чем суть «первичной» и «вторичной» социализации?

6. Раскройте содержание основных стадий социализации.

7. Обоснуйте взаимосвязь между этапами формирования спортивной карьеры и социализацией спортсмена.

8. В чем вы видите различие социальной ответственности спортсмена, занимающегося массовым спортом, спортом высших достижений и про­фессиональным спортом?

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная социология. — М., 1994.

2. Берне Э. Я-концепция и воспитание. — М., 1968.

3. Гуськов СИ., Гуськов С. С. Телевидение и спорт. — М., 2000.

4. Кон И. С. Социология личности. — М., 1979.

Глава VI

МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКРЕТНОГО

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,

МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЙ

В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Понятие о конкретном социологическом исследовании (КСИ), его методологии, методике и процедуре. Методологические основы со­циологического анализа. Общая характеристика методов КСИ: наблю­дение, документальный анализ, опрос, социальный эксперимент.

Понятие о конкретном социологическом исследовании (КСИ), его методологии, методике ипроцедуре

Прикладное социологическое исследование... Кому не знакомо это понятие? Оно на устах специалистов практически всех облас­тей обществознания. Им все чаще пользуются управленцы. Журна­листы и политологи обращаются к нему в своих материалах. С каж­дым годом увеличивается число социологических исследований, растет число социологов. Что это — дань моде или насущное веле­ние времени? Сама жизнь, логика социального развития дали отве­ты на эти вопросы, определили возможность социологических ис­следований. А возможности действительно широки и многогранны.

Социологическое исследование позволяет решить такие важ­ные социальные проблемы, как:

отражение реального состояния социальных процессов;

обновление планов и управленческих решений;

выяснение ведущих тенденций развития общественных отно­шений;

анализ и обобщение опыта и прогнозирования социальных си-туаций;

изучение противоречий и выработка рекомендаций по их пре­одолению;

обеспечение действенного социологического контроля.



Социологические теории опираются на КСИ, в том числе на результаты опросов, наблюдений, анализа документов. Таким об­разом, КСИ — это система теоретических и эмпирических проце­дур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения прикладных теоретических и социальных проблем.

В КСИ важно не только получить данные об объекте, но и про­вести анализ, который в конечном итоге мог бы служить основой принятия управленческих решений для эффективного развития социальных процессов.

Основная задача КСИ — это добывание фактов о социальной действительности, ее отдельных явлениях, сторонах, иначе гово­ря — социальных фактов, т. е. фактов, которые каким-то образом фиксируют, описывают фрагменты социальной действительности. Как показывает опыт, научному описанию и строгой фиксации поддаются следующие стороны социальной действительности:

поведенческие акты индивидов (что делают люди);

продукты человеческой деятельности (что сделали люди);

вербальные действия людей — мнения, взгляды, суждения (что высказывают люди).

В начале научного поиска исследователь стоит перед множе­ством социальных фактов. Как же выбрать те из них, которые мо­гут дать или помогут найти достоверный ответ на вопросы иссле­дователя?

Для отбора социальных фактов социологическая наука вырабо­тала целую систему научных процедур и понятий.

Рассмотрим наиболее часто употребляемые термины, понятия и процедуры КСИ.

Наши рекомендации