Начало формы Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане? | | 1) | политический | | 2) | территориальный | | 3) | профессиональный | | 4) | социально-классовый | | Конец формы | |
Начало формы По территориальному признаку выделяют такую социальную общность, как | | 1) | немцы | | 2) | горожане | | 3) | рабочие | | 4) | предприниматели | | Конец формы | |
Начало формы По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты? | | 1) | территориальному | | 2) | этническому | | 3) | социально-классовому | | 4) | конфессиональному | | Конец формы | |
Начало формы Великий философ Н. Кузанский родился в рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел более престижный социальный статус. Какое социальное явление иллюстрирует этот исторический пример? | | 1) | социальное неравенство | | 2) | социальную мобильность | | 3) | социальную коммуникацию | | 4) | социальные движения | | Конец формы | |
Начало формы Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? | | 1) | социально-классовый | | 2) | этнический | | 3) | демографический | | 4) | территориальный | | Конец формы | |
Начало формы Какому виду норм соответствует следующая характеристика: «они закрепляют представления о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту»? | | 1) | политическим нормам | | 2) | правовым нормам | | 3) | обычаям и традициям | | 4) | эстетическим нормам | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. | Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями. | Б. | Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это | | 1) | этнос | | 2) | община | | 3) | государство | | 4) | класс | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. | Свобода человека является синонимом вседозволенности. | Б. | Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются) | | 1) | физические данные | | 2) | особенности темперамента | | 3) | умственные способности | | 4) | профессия | | Конец формы | |
Начало формы К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся | | 1) | нации | | 2) | классы | | 3) | общественные движения | | 4) | сословия | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология | «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг). | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социальная психология | «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин). | | Конец формы | |
Начало формы Исторически установившийся порядок поведения социальной группы в конкретной ситуации называется | | 1) | обычаем | | 2) | статусом | | 3) | этикетом | | 4) | привычкой | | Конец формы | |
Начало формы Какой статус относят к предписанному статусу? | | 1) | водитель | | 2) | студент | | 3) | мужчина | | 4) | депутат | | Конец формы | |
Начало формы Социальное неравенство выражается в | | 1) | изменении социального статуса человека | | 2) | разном доступе к социальным благам | | 3) | многообразии социальных норм | | 4) | особенностях поведения людей | | Конец формы | |
Начало формы За добросовестный многолетний труд гражданин Т. был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится(-ятся) | | 1) | вручение грамоты | | 2) | комплименты | | 3) | аплодисменты | | 4) | слава | | Конец формы | |
Начало формы Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится | | 1) | вручение грамоты | | 2) | лестный отзыв товарища | | 3) | премирование | | 4) | вручение памятного подарка | | Конец формы | |
Начало формы Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером? | | 1) | экономическая | | 2) | социального контроля | | 3) | эмоционально-психологическая | | 4) | социально-статусная | | Конец формы | |
Начало формы Молодежь как социальную группу отличает | | 1) | общность быта | | 2) | общность социального происхождения | | 3) | социально-психологические особенности | | 4) | единство политических взглядов | | Конец формы | |
Начало формы Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует | | 1) | социальную мобильность | | 2) | социальную стратификацию | | 3) | социальное неравенство | | 4) | социализацию личности | | Конец формы | |
Начало формы Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, – это | | 1) | род | | 2) | сословие | | 3) | семья | | 4) | элита | | Конец формы | |
Начало формы По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность? | | 1) | демографическому | | 2) | этносоциальному | | 3) | территориальному | | 4) | классовому | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. | Получение образования является средством социальной мобильности. | Б. | Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это | | 1) | престиж | | 2) | статус | | 3) | авторитет | | 4) | роль | | Конец формы | |
Начало формы По итогам переписи населения было установлено, что большая часть жителей региона – марийцы. Это определяет их принадлежность к общности | | 1) | конфессиональной | | 2) | демографической | | 3) | территориальной | | 4) | этносоциальной | | Конец формы | |
Начало формы В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это – проявление | | 1) | социальной мобильности | | 2) | социализации | | 3) | социального кризиса | | 4) | социального неравенства | | Конец формы | |
Начало формы Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется | | 1) | малой группой | | 2) | большой группой | | 3) | формальной группой | | 4) | референтной группой | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения об этносе? А. | Естественная предпосылка формирования того или иного этноса – общность территории. | Б. | Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения об этнических общностях? А. | На основе усиления межплеменных связей складываются народности. | Б. | Люди, принадлежащие к одной нации, говорят на одном языке, объединены общностью исторических и культурных традиций. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социализации? А. | Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка. | Б. | Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Молодежь как социальную группу отличает(-ют) | | 1) | общность быта | | 2) | сходные черты сознания и поведения | | 3) | однородность, отсутствие дифференциации | | 4) | единство политических взглядов | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека? А. | Социальные роли человека определяются его социальным статусом. | Б. | Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуется | | 1) | реальными контактами между членами | | 2) | родственными отношениями | | 3) | устойчивыми связями | | 4) | общими традициями | | Конец формы | |
Начало формы К формальным позитивным санкциям относят | | 1) | ученую степень | | 2) | аплодисменты | | 3) | славу | | 4) | почет | | Конец формы | |
Начало формы Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций | | 1) | неформальных позитивных | | 2) | формальных позитивных | | 3) | неформальных негативных | | 4) | формальных негативных | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. | Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания. | Б. | Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Что характеризует досуговую функцию семьи? | | 1) | опека над малолетними | | 2) | социализация молодого поколения | | 3) | организация семейного отдыха | | 4) | укрепление дружеских основ брачного союза | | Конец формы | |
Начало формы Что характеризует эмоциональную функцию семьи? | | 1) | формирование личности ребенка | | 2) | организация рационального досуга | | 3) | удовлетворение потребности в личном счастье | | 4) | осуществление моральной регламентации поступков | | Конец формы | |
Начало формы Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память? | | 1) | профессиональной | | 2) | этнической | | 3) | демографической | | 4) | территориальной | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология | «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер). | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология | «Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер). | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология | «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг). | | Конец формы | |
Начало формы К этническим общностям относятся | | 1) | общины | | 2) | элиты | | 3) | маргиналы | | 4) | народности | | Конец формы | |
Начало формы Одним из признаков нации как этнокультурной общности является | | 1) | единое гражданство | | 2) | единство убеждений | | 3) | общность социального статуса | | 4) | общность языка | | Конец формы | |
Начало формы Репродуктивная функция семьи проявляется в | | 1) | организации потребления | | 2) | моральной регламентации поведения | | 3) | воспитании детей в традициях семьи | | 4) | биологическом воспроизводстве | | Конец формы | |
Начало формы Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Социология | «Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил). | | Конец формы | |
Начало формы В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице: Старость начинается в возрасте | Число выбравших это мнение (в %) | мужчин | женщин | 25 – 39 лет | | | 40 – 49 | | | 50 – 54 | | | 55 – 59 | | | 60 – 64 | | | 65 – 90 | | | Затрудняюсь ответить | | | Среднее значение возраста старости | 57 лет | 59 лет | Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице данных? | | 1) | Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от 25 до 54 лет. | | 2) | Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся. | | 3) | Менее 1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет. | | 4) | Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет. | | Конец формы | |
Начало формы Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. | | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | ПОНЯТИЯ | А) | поведение человека, соответствующее его социальному положению | Б) | предписание, определяющее рамки поведения | В) | перемещение из одной социальной группы в другую | Г) | разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение | | | 1) | социальная мобильность | 2) | социальная стратификация | 3) | социальная роль | 4) | социальная норма | | | | Конец формы | |
Начало формы Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят | | А) | фактический характер | Б) | характер оценочных суждений | | | | Конец формы | |
Начало формы Пианистка К. получила почетную грамоту на конкурсе молодых исполнителей. Это пример | | 1) | социального статуса | | 2) | социальной роли | | 3) | социальной нормы | | 4) | социальной санкции | | Конец формы | |
Начало формы Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семьи? А. | В последние годы наметилось сокращение числа семей партнёрского типа. | Б. | Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере. | | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | Конец формы | |
Начало формы Правила политического поведения и воздействия на общество относятся к политическим | | 1) | коммуникациям | | 2) | нормам | | 3) | соглашениям | | 4) | процессам | | Конец формы | |
Начало формы Что является примером вертикальной социальной мобильности? | | 1) | переезд на новое место жительства | | 2) | получение титула баронета мелкопоместным дворянином | | 3) | получение рабочим водительских прав | | 4) | переход банковского служащего на ту же должность в другой банк | | Конец формы | |
Начало формы Моральные нормы | | 1) | возникли позднее правовых норм | | 2) | фиксируются в нормативных актах | | 3) | устанавливаются и поддерживаются государством | | 4) | отражают представления о добре и зле | | Конец формы | |
Начало формы Какая функция семьи проявляется в продолжении рода? | | 1) | воспитательная | | 2) | рекреационная | | 3) | эмоционально-психологическая | | 4) | репродуктивная | | Конец формы | |
Начало формы В стране Н. после долгих лет диктаторского режима, когда власть принадлежала одной партии, начались политические реформы, стала формироваться многопартийность. Службы изучения общественного мнения провели опросы среди населения, поставив вопрос: «Как вы оцениваете появление в стране многопартийной системы?». Полученные результаты представлены в гистограмме. Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения населения к проводимой реформе? | | 1) | Доля граждан, отрицательно оценивающих введение многопартийности, возрасла. | | 2) | Доля сторонников многопартийности за истекший период несколько возросла. | | 3) | Наблюдается устойчивый рост тех, кто не определил свое отношение к многопартийности. | | 4) | Доля негативно оценивающих многопартийность не изменилась. | | Конец формы | |
Начало формы По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции. | Конец формы | |
Начало формы В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (отдельно по ответам разных социальных групп) представлены в таблице. Сделайте три вывода о том, как принадлежность респондентов к разным социальным группам влияет на их представления о приоритетах молодого возраста. Вариант ответа | Пожить в свое удовольствие (% от числа опрошенных) | Сделать карьеру, получить хорошую работу (% от числа опрошенных) | Создать семью и родить детей (% от числа опрошенных) | ПОЛ РЕСПОНДЕНТА | мужской | | | | женский | | | | ВОЗРАСТ | 18-24 года | | | | 25-39 | | | | 40-54 | | | | 55 и старше | | | | | Конец формы | |
Наши рекомендации