Эмпирические индикаторы
Удовлетворенность трудам — это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работникам к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. В социологии труда различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая — различными его аспектами и элементами производственной ситуации.
Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
1. В результате изучения отношения людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть прежде всего социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации.
2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут положительно и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая.
3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и считает их финансирование нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, правовых инстанций или масс (работников). Это происходит из-за недопонимания важности и значимости для производственной сферы такого показателя, как “удовлетворенность трудом”.
4. Удовлетворительные с точки зрения работника характер и условия труда — это важнейший фактор авторитета руководителя.
5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).
7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с работниками, т.е. различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных работников, управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.
Удовлетворенность трудом иногда рассматривается как интегральная характеристика, суммирующая самооценку удовлетворенности частными аспектами трудовой ситуации. Факторы, влияющие на нее, многообразны: уровень запросов работника к содержанию и условиям труда, объективное состояние последних и адекватность их субъективной оценки, мера собственных усилий субъекта в достижении желаемых условий труда и возможность воздействовать на эти условия. Связь удовлетворенности трудом с результатами труда не всегда прямолинейна. Иногда она бывает даже противоречива. Работник может быть удовлетворен трудом, но иметь низкие эффективность и качество труда.
Обычно удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индикаторов. В рамках предприятия, трудовой организации, фирмы и т.д. можно выделить следующие показатели:
Удовлетворительные 1. Хорошие отношения с коллегами по работе 2. Удобная сменность, ненормируемый рабочий день 3. Разнообразная работа 4. Работа требует знаний, смекалки 5. Хорошая техника безопасности 6. Высокий заработок 7. Работа не вызывает физическое переутомление 8. Работа дает возможность повысить квалификацию 9. Равномерное обеспечение работой | Неудовлетворительные 1. Плохие санитарно-гигиенические условия 2. Неравномерное обеспечение работой 3. Физически тяжелая работа 4. Низкий заработок 5. Плохое оборудование 6. Работа не дает возможность повышать квалификацию 7. Невнимательное отношение администрации 8. Однообразная работа 9. Неудобная сменность |
10. Внимательное отношение администрации 11. Популярность и важность продукции, которую выпускает цех (предприятие) 12. Современное оборудование 13. Хорошая организация труда 14. Хорошие санитарно-гигиенические условия и т.д. | 10. Плохая организация труда 11. Не вызывает интереса характер продукции, которую выпускает завод 12. Работа не заставляет думать 13. Плохая техника безопасности 14. Плохие отношения с коллегами по работе и т.д. |
Существует несколько принципов соотношения между общей и частичной удовлетворенностью трудом, которые необходимо учитывать при измерении удовлетворенности трудом:
• общая удовлетворенность возникает в результате значительного перевеса сумм положительных или отрицательных факторов друг над другом;
• один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, что определяет общую удовлетворенность;
• возникает относительное равновесие между положительными и отрицательными факторами, и общая неудовлетворенность оказывается неопределенной.
Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов. Они формируют оценочное отношение работников к их трудовой деятельности или существенно влияют на него. Среди них: объективные характеристики трудовой деятельности, субъективные особенности восприятия и переживания (притязания и критичность работника), квалификация и образование работника, стаж трудовой деятельности, этапы трудового цикла, информированность, особенная материальная или моральная мотивация труда (придают значение труду), административный режим в организации, поддержание положительной оценки и .самооценки, уровень ожидания (наличие или отсутствие, соответствие
•Реальности или несоответствие), официальное и публичное внимание к проблемам труда, общественное мнение и т.д. Практически все перечисленные факторы являются управляемыми и существуют реальные социальные технологии, позволяющие регулировать удовлетворенность трудом. Отношение к труду и удовлетворенность трудом являются как раз теми показателями, которые позволяют определять уровень и степень адаптации работника к условиям труда в самом широком смысле этого слова.
Резюме
Итак, отношение к труду характеризуют определенные качества человека, которые реализуются через проявление его физических и духовных сил. Основными компонентами отношения к труду являются: трудовые мотивы и установки работников, трудовая активность и их внутреннее состояние, вызванное выполняемой работой. Изучение данной проблемы позволило выделить объективные и субъективные факторы, формирующие отношение к труду, удовлетворенность им.
Удовлетворенность трудом рассматривается как состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда. Выделен целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении. Эти значения можно измерить с помощью социологических методов исследования, регулировать и управлять ими.
Вопросы для контроля и обсуждения
1. Дайте характеристику понятия “отношение к труду”.
2. Расскажите о трех элементах, характеризующих отношение работников к труду.
3. Раскройте объективные условия и субъективные факторы, влияющие на отношение работника к труду.
4. Дайте характеристику типов работников в зависимости от их отношения к труду.
5. Что представляет собой удовлетворенность трудом?
6. Какие основные значения имеет удовлетворенность трудом?
7. Перечислите возможные индикаторы (факторы, критерии) удовлетворенности и неудовлетворенности работника трудом на предприятии.
8. Расскажите о влиянии удовлетворенности на эффективность и качество труда работника. Приведите примеры из жизни.