Общие сведения о науке и научных исследованиях
ББК 72.5я73
Т58
Рецензенти:
Поперечний А.Н. -докт. техн. наук, профессор кафедры оборудования пищевых производств
Заремба П.А. -докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой организации и управления качеством ресторанного хозяйства
Топольник, В. Г.
Т Т 58 | Основы научных исследований [Текст] : учеб. пос. для студ. спец. 6.140101 «Гостинично-ресторанное дело» дневн. и заочн. форм обучения / Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Каф. гостин. и ресторан. дела; Топольник В. Г. – Донецк : ДонНУЭТ, 2015. – 114 с. |
В учебном пособии приведены сведения об организации научных исследований в стране, о научных кадрах, направлениях и задачах НИРС в ВУЗе. Изложены методологические основы организации и проведения научных исследований, рекомендации по изучению научной информации, применению эмпирических методов исследования, правила оформления результатов исследования. Особое внимание уделяется исследованию социально-экономических процессов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 6.140101 «Гостинично-ресторанное дело», выполняющих научно-исследовательские работы, может быть полезно аспирантам, преподавателям и научным работникам.
УДК 001.8(075.8)
ББК 72.5я73
© Топольник В.Г., 2015
© Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………. . . . . . . . . | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1 ОБШИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
1.1 Организация научно-исследовательской работы в стране ................... | |
1.2 Состав и подготовка кадров для научно-исследовательской работы . | |
1.3 Понятие науки. Классификация наук ………………………………… | |
1.4 Теоретические основы научных исследований ……………………… | |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ……………………………………………… | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2 ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. . . | |
2.1 Содержание и этапы выполнения научно-исследовательской работы | |
2.2 Сбор научной информации, ее виды. Библиографическое описание научных документов …………………………………………………… | |
2.3 Обработка научной информации и представление результатов научного исследования ………………………………………………… | |
2.4 Оформление результатов научного исследования …………………… | |
2.5 Организация труда исследователя …………………………………….. | |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ……………………………………………… | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3 ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОМ ХОЗЯЙСТВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
3.1 Особенности научных исследований социально-экономических процессов ……………………………………………………………… | |
3.2 Теоретический и эмпирический уровни исследования. Методы исследования проблем социально-экономических процессов ……… | |
3.3 Выбор темы, объекта и предмета исследования. Задачи исследования …………………………………………………………… | |
3.4 Составление программы исследования. Разработка регистрационной документации. Шкалирование ……………………. | |
3.5 Обнародование результатов исследования …………………………… | 106 108 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ……………………………………………… | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди главнейших требований к подготовке кадров в современных условиях - требования развития творческого, инициативного специалиста, который имеет организаторские навыки и умение направлять деятельность своего подразделения на усовершенствование производственного процесса путем внедрения в практику новых достижений научной и технической мысли. Непременным условием выполнения этого требования является широкое привлечение студентов высших учебных заведений к научно-исследовательской работе, непосредственное включение их в сферу научной жизни, начиная с младших курсов обучения.
Система обучения в высшей школе – многогранный процесс, включающий целый ряд взаимосвязанных элементов. Среди них важное место занимает умение работать с научной информацией, необходимой для усвоения предусмотренных учебным планом дисциплин – выполнения лабораторных и практических работ, подготовки к семинарам, выполнения индивидуальных заданий как реферативного, так и экспериментального характера.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса.
Изучение учебного курса «Основы научных исследований» направлено на переход от «интуитивной» к осмысленной, правильно организованной работе по формированию системы научных фактов в соответствии с поставленной целью.
В процессе изучения дисциплины «Основы научных исследований» студенты должны
знать: определение науки, ее предмет, классификацию наук, организацию научно-исследовательской деятельности в стране и вузе; этапы научного исследования, методы научных исследований; правила работы с научной литературой, правила оформления результатов научно-исследовательской работы;
уметь: подготовить и оформить реферат, научную статью, доклад, тезисы доклада; провести исследование и оформить его в виде научной статьи, доклада, курсовой, дипломной работы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАУКЕ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ