Параархитектура группы «обледенение архитекторов». в. седов
Заслуживает также внимания и творчество московской группы «Обледенение архитекторов», которая существует уже более 15 лет. Кроме «большой архитектуры» для группы характерна так называемая параархитектура, по аналогии с паралитературой. Это все «жанры» архитектурного творчества, которые не ведут впрямую к созданию того или иного конкретного архитектурного объекта, а сопровождают архитектуру, отражая ее как зеркало.
Одним из жанров параархитектуры группы «Обледенение архитекторов» известный искусствоведархитектор Владимир Седов считает визионерские и футуристические проекты. «Они рождаются во множестве, они вполне серьезны, они вписываются в мировую традицию авангардного проектирования. Среди работ группы «Обледенение архитекторов» сюда можно причислить «Мост в Москве ХХI века», «Мост через Берингов пролив», «Стена поперек», «Проект гипермаркета» (с силуэтом и фактурой кучи фекалий), «Новая Москва». (В отличие от Нью-Йорка, где материковая часть земной коры выходит практически на поверхность, и в связи с этим строительство небоскребов не составляет проблемы, в Москве базальтовая плита находится на глубине сотен метров. Проект предусматривает, освободив фундаменты зданий от мягкого грунта (песковплавунов), «достроить» город вниз до базальтового материка, сохранив существующий исторический облик). Это отчетливая вершина иерархии. Это то, что может рассматриваться как лабораторные опыты по «подталкиванию» современной российской архитектуры вперед [45]. Количественным пределом «социальности»
параархитектуры группы «Обледенение архитекторов» можно считать работу «Условия обитания». «Согласно распространенной теории, замысел космического пространства принадлежал утопическому философу, полагавшему главной целью человечества физическое воскрешение предков. Чтобы избежать перенаселения земной поверхности, он предлагал расселить восстановленную расу в космическом пространстве. Его последователь Константин Циолковский разработал теорию жидкотопливного ракетного двигателя, а в 1961 году конструктор Сергей Павлович Королев открыл человечеству дорогу в космос. Так вот, Федоров ошибся. В случае всеобщего воскрешения каждому из нас придется всего лишь расселить у себя в квартире еще четверых с небольшим. Это пустяковое уплотнение вполне можно обеспечить архитектурными средствами, а в космос больше не летать. Человечеству пора уже поискать бесконечность в складках собственных одеял» [45].