В социальном измерении
Впервые опубликована на немецком языке в журнале Internationale ZS für Theorie und Wissenschaft der Architektur в сентябре 2006 года. Опубликовано: Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социол. исслед., 2008, № 10. – C. 113–121. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-10/Delitts_15.pdf Перевод: Вильковский М.Б., кандидат социологических наук, исполнительный директор Фонда содействия сохранению культурного наследия «Русский авангард»
Имея чуть более столетия от роду, социология является достаточно молодой наукой об «обществе», более того, о «современном» обществе, которое с середины XIX века становится все более и более проблемным. Сформировавшись во Франции и Германии в эпоху расцвета индустриализации, урбанизации и зарождения индивидуализма, эта наука в качестве объекта изучения избрала законы общества, жадно впитывая в себя реалии нового мира, который, все сильнее ускоряя темпы, дробился и пытался получить свободу от церковного влияния. Возможно ли поддержание социального порядка после того, как такие традиционные понятия как мораль, нравственные устои и религия были преданы забвению и появилось новое понятие – «социальный вопрос»? По мнению Эмиля Дюркгейма (Париж) и Фердинанда Тённиса (Гамбург/Киль), это составля
ет основную проблему социологии. Таким образом, существует определенная теория общества (так сказать «диагноз современного общества»). Согласно учению Тённиса, общество – это явление, характеризующееся разделением труда, договорными отношениями и неестественностью в противоположность традиционной сельскохозяйственной органичной «общине». Благодаря учению Дюркгейма, социология стала изучать также доминирующую функциональную дифференциацию современного общества в противоположность сегментарной дифференциации. Макс Вебер (Мюнхен), а также Георг Зиммель и Вернер Зомбарт (Берлин) продолжили развивать классическую теорию и сформировали европейскую концепцию социологии. Одновременно в Чикаго развивалась американская социологическая школа (под влиянием немецкой теории – в первую очередь, учений Зиммеля), которая рассматривала миграцию и пространственные перемещения как толчок к формированию социального порядка.
Сегодняшнее общество – объект исследования современной социологии – можно лучше всего изучать на примере больших городов, которые являются местом скопления всего современного, наглядно представляя «социальный вопрос», а также новые типы восприятия и образа взаимодействия, индивидуализации и растущего сознания контингентности. Ограниченные пространства, высотки, здания банков, парламенты, магазины, вокзалы, жилые дома формируют город – первичную ячейку в структурах современного общества: капитализма, денежной экономики, потребительства, рационализации и бюрократизации. Они демонстрируют особенности общества, разделенного на классы. Архитектура и города ХХ столетия, а также люди, живущие в этих городах, становятся объектами изучения социологии (также как статистики, идеологии, филосо
фии) при попытках понять особенности современного общества.
Социология до сегодняшнего момента не была сопоставлена с архитектурой, как, например, была сопоставлена с литературой, религией, искусством, техникой и урбанистикой. Кроме того, ни одной из теорий общества в рамках социологии не предпринимались попытки сформулировать проблематику и разработать специальные методы социологии архитектуры.
Концепция региональной социологии и социологии города стала развиваться в Германии с 1945 года под влиянием эволюционистской теории «экологии города», разработанной в Чикаго и рассматривавшей проб лемы «городских конфликтов», урбанизации, сегрегации и т.п.
В противовес социологии города начала развиваться социология архитектуры1, объектом изучения которой стали непосредственно здания и постройки как феномен параллельно с развитием других новых направлений теории архитектуры и изучением пространства по отношению к социологии и культурологии в целом2. Сегодня все большее количество социологов, занимающихся различными направлениями этой науки, пытаются выделить основной вопрос, изучению которого должна быть посвещена социология архитектуры. Кроме того, только недавно стали появляться такие разделы науки как социология пространства3 и социология ландшафтной архитектуры4. Стали предприниматься попытки систематически проанализировать теорию архитектуры при помощи социологии5. Наконец, социологи всего мира, кажется, начали интересоваться социологией архитектуры6. Однако, стоит отметить, что и классиков социологии, по меньшей мере Мориса Хальбвакса и Георга Зиммеля, занимала проблема архитектуры в современном обществе. Вальтер Беньямин, Мишель Фуко, Норберт Элиас и Эрнст Блох в первую очередь известны тем, что предметно пытались сопоставить современное общество и архитектуру с ее формами и содержанием7. Примеру этих теоретиков последовали
другие, менее известные ученые-одиночки, однако ни те (ставшие в некотором роде классиками социологии), ни другие не смогли определить основной вопрос социологии архитектуры и развить соответствующую систематическую теорию.
Вопрос об отношении социологии к архитектуре и теории архитектуры может рассматриваться под несколькими углами зрения. (А) Прежде всего необходимо вспомнить об особом положении социологии, которая породила целый ряд междисциплин, среди других дисциплин в целом. С этой точки зрения социология архитектуры является подразделом социологии, в центре которого находятся архитектура и теория архитектуры, определяющиеся как объекты выражения и изучения общества. Особенность социологии состоит в ее мультипарадигматийном характере8. Как и все социальные явления, архитектуру и теорию архитектуры можно проанализировать при помощи множества несводимых друг к другу, зачастую диаметрально противоположных теорий общества. Данные возможности изучения в каждом конкретном случае обосновываются в эксплицитных или имплицитных социальных теориях в зависимости от того, какие отношения выбираются в качестве основы социологизации в качестве первичного явления (обмен, коммуникация, одобрение, конфликт). Учитывая это положение, спектр теорий, применимых для изучения архитектуры и теории архитектуры, расширяется (А1). Чтобы получить представление, о чем идет речь, нужно ознакомиться с работой 2004 года, которая
Undisziplinierte Architekturtheorie(n), in: Wolkenkuckucksheim 9. Jg., Heft 2, März 2005); раньше все было иначе. Социология архитектуры в понимаемом и предлагаемом здесь смысле является общественно-аналитическим подходом к изучению архитектуры (а впоследствии и критики); кроме того, ею предпринимаются попытки рассмотреть теорию архитектуры.
Сопоставление теорий.
изучает особенности Потсдамской площади с точки зрения семи различных подходов в теории социологии9. Спектр подразделов социологии, которые связаны с архитектурой (А2), может быть расширен. С другой стороны, наряду с вышеуказанными подходами, мы предлагаем собственный более системный подход: рассмотрение архитектуры в качестве главного «средства отражения социальных процессов»10 (В). И, наконец, на основе примеров мы рассмотрим, каким образом при помощи социологии архитектуры можно анализировать архитектуру общества и что может быть выявлено благодаря этому анализу (С).