Проблемы социального поведения

1. Основные формы социального поведения.

2. Роль потребностей, интересов, ценностных ориентаций в структуре социального поведения.

3. Макс Вебер о социальном действии.

4. Девиантное и делинквентное поведение: понятие, виды (самоубийства, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д), критерии, причины.

Литература к теме

1. Гл. Девиация и социальный контроль//Н.Смелзер Социология.М.: Феникс. – 1994. – с.197-242.

2. Гл. Социология девиантного поведения и социального контроля//Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998.

3. Гл. Конформность и девиантное поведение//Э.Гидденс Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с. 118-151

4. Глава 3. Социальное действие и поведение и Глава 6 Социальный контроль// Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – стр. 60-86, 132-157.

Подготовиться к тестированию на семинаре (14.05.07.)

Вам будет предложен тест по социологии из 28 вопросов. Время заполнения – 30 минут. Проверка теста и получение баллов будет на семинаре.

Внимание! Пожалуйста, приходите вовремя на семинар!!!

За разговоры во время теста и подсматривание в лекции и книги – снижение баллов.

6. Подготовить сообщения (можно письменные или устные ) по следующим темам:

· Социальные движения: виды, особенности (экологические, молодежные, женские и т.д.)

Литература

Е.Здравомыслова. Социология общественных движений// Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. с. 545-568.

Яницкий О.Н. Социальные движения. 100 интервью с лидерами. –М.: Московский рабочий, 1991.

· Социология политики

В.Амелин, А.Дегтярев. Социология политики: становление и современное состояние// Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – с. 518-644

Политика, правительство и государство// Э.Гидденс Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с.288-328

· Особенности социальной стратификации современного российского общества

(см. статью Шкаратан в методических материалах Луковицкой Е.Г. на сайте университета)

· Социальные изменения: понятие, теории и их недостатки, факторы, влияющие на изменения.

Литература

Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее// Э.Гидденс Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с.590-609

Штомпка П. Социальные изменения

· Социологический подход к анализу глобализации

Литература

Глобализация социальной жизни// Э.Гидденс Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с.483-515

· Гендерная стратификация в российском обществе

Литература

Сексуальные роли и неравенство//Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. - с. 328-360

Социология пола и гендерных отношений// Социология в России. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – с.173-195.

Гендер и сексуальность// Э.Гидденс Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – с.164-171.

Социология гендерных отношений. Учебное пособие. М.:РОССПЭН, 2004. (есть в библиотеке Новгородского гендерного центра, Чудинцева 6, ауд.204)

www.gender.ru

Литературу ко всем темам можно также поискать на сайте www.sociolib.ru

Приложение 1. Тесты

1.

Опорой стабильности и порядка в государстве Аристотель считал

1. земледельцев

2. богатых людей

3. средний класс

4. рабов

2. Тип задания: 1

Признанным основоположником социологического позитивизма является

1. Э.Дюркгейм

2. Ф.Энгельс

3. Г.Спенсер

4. О.Конт

3. Тип задания: 1

Идеалом общественного развития в социологии Э.Дюркгейма является

1. развитие личности

2. нарастание солидарности

3. социальная справедливость

4. социальное равенство

4. Тип задания: 1

Характерными чертами отечественной социологии начала 19 века является

1. описательный характер социологии

2. ее прикладной, эмпирический характер

3. преобладание социологии личности

4. преобладание социологии культуры

5. Тип задания: 1

Видами наблюдения как метода социологического исследования являются

1. открытое и закрытое

2. прямое и косвенное

3. включенное и невключенное

4. целенаправленное и независимое

6. Тип задания: 1

Закрытыми называются такие вопросы анкеты, которые

1. дают возможность респонденту самому сформулировать ответ

2. раскрывающие содержание гипотезы социологического исследования

3. дают возможность получения дополнительной информации

4. предлагают сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответов

7. Тип задания: 1

Документом в социологии не является

1. кино и фотодокументы

2. лист бумаги

3. статистические документы

4. письменные документы

8. Тип задания: 1

По целям исследования бывают

1. фундаментальные и прикладные

2. сравнительно-панельные и комплексные

3. поисковые и пилотажные

4. долгосрочные и среднесрочные

9. Тип задания: 1

Понятие общество означает

1. большую совокупность людей, осуществляющую совместно социальную жизнь в пределах целого ряда социальных институтов и организаций

2. совокупность действующих личностей

3. совокупность различных пересекающихся групп людей

4. действительные методики, применяемые для изучения социального мира

10. Тип задания: 1

В типологию современных обществ по уровню развития техники и технологий входит ________ общество

1. традиционное

2. общество охотников и собирателей

3. постиндустриальное

4. культурное

11. Тип задания: 1

Теория социальной эволюции впервые обоснована в теории

1. К.Маркса

2. П.Сорокина

3. Э.Дюркгейма

4. Г.Спенсера

12. Тип задания: 1

Одной из глобальных проблем современного общества является

1. анархия

2. проблема «Войны и мира»

3. демократия

4. социальные улучшения

13. Тип задания: 1

Любая религия характеризуется обязательным наличием

1. магии

2. священнослужителей

3. символов и ритуалов

4. священных книг

14. Тип задания: 1

Семья в социологии понимается как

1. объединение индивидов для биологического воспроизводства населения

2. государственная структура, основанная на браке и законах, регулирующих семейные отношения

3. союз двух лиц

4. социальный институт, основанный на браке

15. Тип задания: 1

Трудовой коллектив – это

1. социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно-значимых и личных целей деятельности

2. коллективы, занятые трудом в семейном производстве

3. государственная структура, основанная на законах, регулирующих трудовые отношения

4. организация, использующая имущество профсоюзных и других общественных организаций

16. Тип задания: 1

Потребность в специализированных школах возникла в связи с

1. использованием печатных материалов

2. появлением светского образования

3. необходимостью повышения личных навыков

4. процессом индустриализации и расширения городов

17. Тип задания: 1

По количественному признаку все общности делятся на два наиболее широких вида

1. случайные и закономерные

2. официальные и неофициальные

3. массовые и групповые

4. гражданские и государственные

18. Тип задания: 1

Малая группа отличается

1. открытостью

2. межличностным взаимодействием

3. закрытостью

4. официальным признанием

19. Тип задания: 1

Членов клана связывает

1. пожизненная принадлежность к клану

2. открытость клана

3. закрытость клана

4. официальное признание клана

20. Тип задания: 1

Группа людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом, называется

1. формальной организацией

2. социальной группой

3. социальным агрегатом

4. малой группой

21. Тип задания: 1

Социальная структура общества - это

1. неиерархическая связь элементов социальной системы

2. набор элементов социальной системы

3. устойчивая связь элементов социальной системы

4. социальный состав общества

22. Тип задания: 1

Субъективным, дополнительным критерием стратификации является

1. власть

2. доход

3. образование

4. престиж

23. Тип задания:

Социально-классовая структура общества является основной в теории

1. фрейдизма

2. марксизма

3. О.Конта

4. М.Ковалевского

24. Тип задания: 1

Изменение статуса детей по отношению к статусу родителей называется __ мобильностью

1. внутрипоколенной

2. горизонтальной

3. межпоколенной

4. вертикальной

25. Тип задания: 1

Несоциальным признаком личности является

1. индивидуальность

2. духовность

3. деятельность

4. темперамент

26. Тип задания: 1

Процесс социализации личности исключает

1. изоляцию личности

2. воспитание личности

3. обучение личности

4. культурное развитие человека

27. Тип задания: 1

Милиционер является агентом ____ социализации

1. первичной

2. неформальной

3. формальной

4. вторичной

28. Тип задания: 1

Приобретенный статус личности выражается в

1. характере профессии

2. социальном происхождении

3. месте жительства

4. социальном положении родительской семьи

29. Тип задания: 1

Обмен информацией посредством мимики, жестов и движений называется

1. вербальной коммуникацией

2. физическим контактом

3. невербальной коммуникацией

4. деятельностью

30. Тип задания: 1

В основе конфликта лежит

1. противоречие сторон

2. кооперация

3. спор

4. сотрудничество

31. Тип задания: 1

Коллективное поведение – это

1. поведение, которое проявляется спонтанно, неорганизованно, непредсказуемо

2. опосредованная социальная связь

3. фокусированное взаимодействие

4. физический контакт

32. Тип задания: 1

Социальные движения могут быть определены как

1. форма массовых пристрастий

2. коллективный акт насилия

3. большая социальная группа

4. коллективная попытка добиться общей цели посредством коллективного действия

33. Тип задания: 1

Методы и стратегии, определяющие поведение людей в рамках общества, называются

1. групповым взаимодействием

2. физическим контактом

3. социальным контролем

4. деятельностью

34. Тип задания: 1

Предписания о том, как надо вести себя в обществе называются

1. санкциями

2. социальными нормами

3. табу

4. совестью

35. Тип задания: 1

Развитое общественное мнение выступает эффективным институтом _________ общества

1. любого

2. современного

3. демократического

4. тоталитарного

36. Тип задания: 1

Отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое, называется

1. общением

2. поведением

3. девиацией

4. взаимодействием

37. Тип задания: 1

Генетические определения культуры представляют культуру с позиции

1. социального наследования

2. ее структурной организации

3. ее происхождения

4. полного охвата культуры

38. Тип задания: 1

Культурное многообразие показывает

1. идентичность культур

2. закрытость культур

3. разнообразие человеческих культур

4. наличие человеческих культур

39. Тип задания: 1

К культурным универсалиям относится

1. общественное сознание

2. законодательство

3. стереотипное сознание

4. институт брака

40. Тип задания: 1

Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному называется

1. культурной революцией

2. культурной реформой

3. культурной эволюцией

4. культурным взаимодействием

41. Тип задания: 1

Характерная черта взглядов на общество эпохи средневековья

1. техноцентризм

2. гуманизм

3. космоцентризм

4. теоцентризм

42. Тип задания: 1

Трактат «Государь» написал видный представитель эпохи Возрождения

1. Н.Кузанский

2. Дж.Бруно

3. Н.Макиавелли

4. Г.Галилей

43. Тип задания: 1

Теорию происхождения государства через общественный договор обосновал

1. Ш.-Л.Монтескье

2. Т.Кампанелла

3. Ф.Аквинский

4. Т.Гоббс

44. Тип задания: 1

Социологическая концепция Г.Спенсера основывается на

1. ведущей роли общества по отношению к личности

2. ведущей роли личности по отношению к обществу

3. распространении законов эволюции природы на общество

4. базе взаимодействия общества и личности

45. Тип задания: 1

Термин «социология» ввел

1. Г.Спенсер

2. М.Вебер

3. Дж.Локк

4. О.Конт

46. Тип задания: 1

В своей социологической теории Г.Спенсер

1. перенес теорию эволюции Ч.Дарвина на человеческое общество

2. основал «понимающую» социологию

3. придавал значение изучению причин порядка и беспорядка в обществе

4. основал первую теорию конфликта

47. Тип задания: 1

В XX веке центр мировой социологической мысли перемещается в(во)

1. Францию

2. Германию

3. США

4. Англию

48. Тип задания: 1

Социология З.Фрейда базируется на признании ведущей роли

1. бессознательного у людей

2. культурных ценностей

3. сознания

4. волевых усилий

49. Тип задания: 1

До середины 60-х гг. XX века социология в Советской России развивалась как

1. часть научного коммунизма

2. часть марксистско-ленинской философии

3. самостоятельная наука

4. часть политической экономии

50. Тип задания: 1

Марксистско-ленинская социология в России характеризовалась

1. теоретическим плюрализмом

2. научной объективностью

3. классовым характером

4. практической направленностью

51. Тип задания: 1

Сильной стороной включенного наблюдения является

1. возможность получения более полной информации

2. возможность проведения исследования в небольших группах

3. отсутствие возможности сделать обобщенное исследование относительно всего общества

4. возможность контролировать влияние тех или иных переменных

52. Тип задания: 1

Слабой стороной включенного наблюдения является

1. возможность проведения исследования только в небольших социальных группах

2. возможность получения более богатой информации

3. собранный материал может оказаться поверхностным

4. возможность контролировать влияние тех или иных переменных

53. Тип задания: 1

Наблюдение будет является включенным, когда исследователь

1. сам становится участником события и наблюдает его изнутри

2. наблюдает событие со стороны

3. создает ситуацию искусственно

4. задает вопросы непосредственно респонденту

54. Тип задания: 1

Методом наблюдения можно изучать только

1. номинальные социальные группы

2. относительно небольшие социальные группы

3. большие сообщества

4. социальные организации

55. Тип задания: 1

Особенность интервью заключается в том, что

1. возможность обратиться к событиям исторического прошлого

2. воспроизводится событие, редко встречающееся в жизни

3. имеется прямой контакт исследователя и респондента

4. собирается богатая информация

56. Тип задания: 1

При составлении опросников необходимо избегать

1. наводящих вопросов

2. контрольных вопросов

3. косвенных вопросов

4. вопросов - фильтров

58. Тип задания:1

Сильной стороной социологических опросов является

1. получение большего объема информации

2. необходимость обработки данных

3. необходимость непосредственной беседы с респондентом

4. необходимость контроля переменных

59. Тип задания: 1

Видами письменных документов являются

1. архивы, пресса, косвенные документы-справочники, учебно-методическая литература

2. произведения изобразительного искусства

3. кино и фото документы

4. аудио документы

60. Тип задания: 1

Слабой стороной документального исследования является

1. возможность контроля нескольких переменных

2. возможность использования косвенных вопросов

3. возможность точного сравнения ответов

4. отсроченность во времени, субъективность

61. Тип задания: 1

Дневники в социологии используются в том случае, когда

1. социологам необходимо проследить повторяющиеся день за днем действия индивида в данном социальном окружении

2. исследователь непосредственно управляет соответствующими переменными

3. необходимо провести социальный эксперимент

4. необходимо исследовать большую социальную группу

62. Тип задания: 1

Жизнеописание, как метод социологического исследования состоит из

1. анализа биографического материала индивидов в их собственном изложении

2. информации о повторяющихся изо дня в день действиях индивида

3. информации, собранной методом опросов

4. информации, полученной методом наблюдения

63. Тип задания: 1

Стратегия социологического исследования означает

1. планирование и проведение исследования в целом, выбор методологии исследования, разработку способа ее применения

2. логику интерпретации результатов

3. специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации

4. действительные методики, применяемые для изучения социального мира

64. Тип задания: 1

Самым распространенным методом исследования в России является

1. наблюдение

2. интервью

3. анализ документов

4. опрос

65. Тип задания: 1

Первой стадией социологического исследования является

1. интерпретация результатов

2. отчет по результатам

3. постановка проблемы исследования

4. проведение исследования

66. Тип задания: 1

На стадии разработки исследовательского проекта

1. анализируется собранный материал

2. составляется письменный отчет по результатам исследования

3. изучается литература

4. необходимо решить, с помощью каких методов будет полученаинформация

67. Тип задания: 1

Признаком общества не является

1. отсутствие интегрирующей силы

2. автономность и высокий уровень саморегуляции

3. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей

4. наличие базовых, фундаментальных ценностей

68. Тип задания: 1

Одной из основных сфер жизнедеятельности общества является

1. внутренний мир человека

2. совесть

3. социальная

4. индивидуальные черты человека

69. Тип задания: 1

Понятие социальной структуры означает

1. способ связи индивидов, занимающих конкретные социальные позиции и выполняющих социальные функции

2. организацию отношений между людьми

3. образец поведения

4. способ взаимодействия

70. Тип задания: 1

К уровню макросоциологии относится

1. социология труда

2. эмпирическая социология

3. социология общества

4. социология города

71. Тип задания: 1

Теорию общественно-экономических формаций разработал

1. М.Вебер

2. Э.Дюркгейм

3. К.Маркс

4. О.Конт

71. Тип задания: 1

Закрытое общество – это общество,

1. в котором существует анархия

2. которое пронизано духом критики, легко изменяется и приспосабливается и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды

3. в котором закрыты границы

4. которое не взаимодействует с другими обществами

72. Тип задания: 1

Информационное общество характеризуется

1. развитием сферы услуг и узкой специализации

2. неприятием инноваций во всех сферах

3. низким уровень социальной мобильности

4. развитием промышленности

73. Тип задания: 1

Теория общественно-экономических формаций основана на

1. культуре

2. уровне образования

3. способе производства и форме собственности

4. способе организации

74. Тип задания: 1

Появление индустриального общества связано с

1. неолитической революцией

2. одомашниванием животных

3. одомашниванием растений

4. промышленной революцией

75. Тип задания: 1

Теория социальной революции наиболее глубоко обоснована в социологии

1. К.Маркса

2. М.Вебера

3. Э.Дюркгейма

4. промышленной революцией

5. О.Конта

76. Тип задания: 1

Революция предполагает

1. кардинальное изменение всех сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя

2. внутренне направленный процесс появления все более сложных форм социальной структуры

3. частичное изменение, затрагивающее не все общество

4. постепенное изменение общественного строя

77. Тип задания: 1

Последствиями социальных изменений могут (может) быть

1. революция и реформа

2. эволюция и стагиация

3. прогресс и регресс

4. появление новой религии и атеизм

78. Тип задания: 1

Социальный прогресс – это

1. форма развития общества, когда осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и развитию свободы личности

2. некоторые улучшения

3. процесс негативных изменений общества

4. всесторонне развитие общества

79. Тип задания: 1

Общество развивается прогрессивно, если

1. происходят позитивные социальные изменения

2. социальные изменения оптимально решают определенную социальную задачу

3. значительно понижается уровень производительности труда

4. изменяются все стороны жизни личности

80. Тип задания: 1

Социальная модернизация предполагает

1. контрольные изменения

2. незначительные изменения

3. повторные изменения

4. обновление современного общества

81. Тип задания: 1

Основной формой существования социальных общностей является

1. толпа

2. публика

3. социальная группа

4. объединение

82. Тип задания: 1

Одной из форм малой группы является

1. триада

2. публика

3. официальная группа

4. толпа

83. Тип задания: 1

Руководит малой группой

1. аутсайдер

2. толпа

3. лидер

4. организация

84. Тип задания: 1

Стиль лидерства, при котором все решения принимаются исключительно руководителем, называется

1. тоталитарным

2. либеральным

3. авторитарным

4. попустительским

85. Тип задания: 1

Диада основывается на

1. социально-психологических переживаниях

2. законодательстве

3. официальном признании

4. мнении большинства

86. Тип задания: 1

Племя объединяет

1. кровные связи, единые нормы и система управления, единая территория проживания

2. единая территория

3. единый вождь

4. отсутствие кровных связей

87. Тип задания: 1

В отличии от других видов этической общности, в народности

1. появляется государство

2. появляются общие нормы и правила поведения

3. появляется мнение большинства

4. доминируют культурные компоненты

88. Тип задания: 1

Скопление людей, преследующих сиюминутные цели, называется

1. активной толпой

2. случайной толпой

3. реальной группой

4. семьей

89. Тип задания: 1

Активная толпа – это

1. любая толпа в действии

2. реальная группа

3. публика

4. физическое скопление

90. Тип задания: 1

Чем дольше человек находится в толпе, тем слабее становится

1. физический контакт

2. духовная общность

3. рациональный контроль

4. официальное признание

91. Тип задания: 1

Социальное неравенство представляет собой

1. закономерность общественного развития

2. случайное явление

3. вероятностное явление

4. исторически преходящее явление

92. Тип задания: 1

Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал

1. П.Сорокин

2. Н.Михайловский

3. М.Ковалевский

4. К.Маркс

93. Тип здания: 1

Наиболее открытой является __________ стратификационная система

1. сословная

2. рабство

3. классовая

4. кастовая

94. Тип задания: 1

Классическая кастовая система существовала в

1. Греции

2. Японии

3. Индии

4. Риме

95. Тип задания: 1

Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется

1. сословием

2. классом

3. профессией

4. кастой

96. Тип задания: 1

Власть – это

1. критерий уважения статуса

2. денежная сумма, получаемая индивидом за определенный период времени

3. способность подчинять себе людей

4. социальный статус

97. Тип задания: 1

Большая группа людей, отличающаяся своей ролью в системе общественного производства и отношением к средствам производства, называется

1. сословием

2. кастой

3. классом

4. стратой

98. Тип задания: 1

Высший класс современных индустриальных обществ состоит преимущественно из

1. представителей влиятельных и богатых династий, аристократии

2. «синих воротничков»

3. учителей

4. маргиналов

99. Тип задания: 1

Синие воротнички – это

1. технические специалисты

2. маргиналы

3. рабочие

4. пенсионеры

100. Тип задания: 1

Средний класс включает в себя

1. рабочих

2. безработных

3. наемных работников, состоятельных профессионалов, управляющих

4. маргиналов

101. Тип задания: 1

Высший слой современного российского общества составляют

1. элитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления

2. служащие

3. рабочие

4. программисты

102. Тип задания: 1

Высший слой современного российского общества объединяет

1. возможность влиять на духовную сферу общества

2. возможность влиять на людей

3. факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования

4. работа в органах власти

103. Тип задания: 1

Высший слой советского общества составляла

1. богатые династии

2. партийная номенклатура

3.

4. аристократия

5. рабочие

104. Тип задания: 1

Социальная мобильность представляет собой

1. проживание в одном месте

2. сохранение престижа

3. изменение места в социальной структуре общества

4. работу в одной должности

105. Тип задания: 1

Перемещение человека внутри социальной группы с сохранением статуса называется

1. вертикальной мобильностью

2. групповой мобильностью

3. горизонтальной мобильностью

4. миграцией

106. Тип задания: 1

Перемещение по вертикальной лестнице целого слоя или группы называется

1. индивидуальной мобильностью

2. горизонтальной мобильностью

3. миграцией

4.групповой мобильностью

107. Тип задания: 1

Групповой замкнутостью называется

1. миграция

2. горизонтальная мобильность

3. социальная группа

4. процесс создания групповых барьеров

108. Тип задания: 1

Одним из каналов вертикальной мобильности является

1. армия

2. театр

3. публика

4. толпа

109. Тип задания: 1

Теорию иерархии потребностей личности впервые разработал

1. А.Маслоу

2. О.Конт

3. П.Сорокин

4. Т.Парсонс

110. Тип задания: 1

По термином «личность» понимается

1. каждый человек, живущий в обществе и соблюдающий его нормы

2. всякий человек с момента рождения

3. биологический индивид

4. изолированный человек

111. Тип задания: 1.

Какая из характеристик человека отражает его социальную сущность

1. личность

2. индивид

3. человек

4. индивидуальность

112. Тип задания: 1

Первым жизненным циклом в жизни человека является

1. старость

2. юность

3. детство

4. зрелость

113. Тип задания: 1

Совокупность биологических черт, отличающих одного индивида от другого, называется

1. классом

2. индивидуальностью

3. профессией

4. личностью

114. Тип задания: 1

В социологии выделяются два уровня социализации личности

1. первичная и вторичная социализация

2. основная и неосновная социализация

3. официальная и неофициальная социализация

4. формальная и неформальная социализация

115. Тип задания: 1

Социализация – это

1. обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам

2. процесс воспитания детей

3. процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит

4. внутренне направленный процесс

116. Тип задания: 1

Процесс утраты старых социальных норм называется

1. десоциализацией

2. ресоциализацией

3. мобильностью

4. образованием

117. Тип задания: 1

Процесс усвоения новых социальных норм называется

1. ресоциализацией

2. десоциализацией

3. мобильностью

4. образованием

118. Тип задания: 1

Агентами первичной социализации являются

1. школа

2. средства массовой информации

3. родители

4. работа

119. Тип задания: 1

Институты социализации – это

1. формальные организации

2. богатые династии

3. аристократия

4. депутаты

120. Тип задания: 1

Агенты первичной социализации – это

1. родители

2. официальные институты власти

3. правоохранительные органы

4. учителя

121. Тип задания: 1

Наибольшее влияние семьи приходится на

1. зрелость

2. старость

3. детство

4. юность

122. Тип задания: 1

Предписанный социальный статус личности включает

1. место рождения

2. профессию

3. квалификацию

4. престиж

123. Тип задания: 1

Главным является статус

1. определяющий общественное положение человека

2. данный человеку от рождения

3. занимаемый человеком в малой социальной группе

4. достигнутый самим человеком

124. Тип задания: 1

К предписанному статусу относится

1. принц королевской крови

2. глава католической церкви

3. муж

4. свекор

125. Тип задания: 1

Статус «Китаец американского происхождения» относится к __________ статусу

1. главному

2. достигаемому

3. смешанному

4. главному

126. Тип задания: 1

Социальной ролью называется

1. ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемым им статусом

2. социальное поведение человека

3. выполнение социальных функций

4. вертикальная мобильность

127. Тип задания: 1

Фокусированное взаимодействие возникает в момент, когда

1. индивиды обращают внимание непосредственно на то, что каждый из них говорит и делает

2. люди дают понять, что они замечают друг друга

3. происходит физический контакт

4. происходит повседневное взаимодействие

128. Тип задания: 1

Обмен информацией посредством языка, речи является

1. вербальной коммуникацией

2. открытым столкновением индивидов

3. невербальным общением

4. физическим контактом

129. Тип задания: 1

Нефокусированное взаимодействие чаще всего происходит в

1. тихом месте

2. общественном транспорте

3. малой группе

4. местах скопления на оживленной улице

130. Тип задания: 1

Открытая борьба сторон с ярко выраженной враждебностью называется

1. конфликтом

2. конкуренцией

3. спором

4. сотрудничеством

131. Тип задания: 1

Конкуренция – это

1. индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями

2. сотрудничество нескольких индивидов или групп ради решения общей задачи

3. попытка устранить конкурирующие стороны

4. открытое столкновение индивидов

132. Тип задания: 1

Кооперация – это

1. сотрудничество нескольких индивидов или групп ради решения общей задачи

2. открытое столкновение индивидов

3. борьба индивидов за обладание ценными ресурсами

4. попытка устранить конкурирующие стороны

133. Тип задания: 1

Конфликт между двумя индивидами называется

1. внутриличностным

2. внутригрупповым

3. межличностным

4. межгрупповым

134. Тип задания: 1

Конфликт в Чечне относится к

1. межгрупповым конфликтам

2. внутриличностным конфликтам

3. межэтническим конфликтам

4. межличностным конфликтам

135. Тип задания: 1

Быстро распространяющееся по неформальным каналам сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличатся по содержанию от этого факта, и несет в себе оттенок нереальности называется

1. сплетней

2. погромом

3. слухом

4. социальным движением

136. Тип задания: 1

Паника – такая форма массового поведения, когда

1. люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции

2. происходит медленная передача состояния беспокойства

3. происходит коллективный акт насилия

4. осуществляется работа

137. Тип задания: 1

Формами бунта являются

1. погром, паника

2. кооперация и конкуренция

3. мятеж, волнение, смута, восстание

4. социальные движения

138. Тип задания: 1

Манеры – это

1. долговременные увлечения

2. нефокусированное взаимодействие

3. простые по содержанию, недолговечные вариации и особенности речи, одежды, обстановки или поведения человека

4. массовые пристрастия

139. Тип задания: 1

Революционные движения стремятся к

1.кардинальному изменению существующих норм и ценностей

2. изменениям в духовной сфере общества

3. частичному изменению существующих норм и ценностей

4. изменениям в экономике

140. Тип задания: 1

Утопические движения выступают за

1. построение идеального государства

2. частичное изменение существующих норм и ценностей

3. отмену или запрещение чего-либо

4. кардинальные изменения существующих норм и ценностей

141. Тип задания: 1

Социальные движения, ориентированные на частичные преобразования, не стремящиеся к изменению основополагающих принципов общества, называются

1. реформаторскими

2. революционными

3. экспрессивными

4. общими

142. Тип задания: 1

Консервативные движения ориентируются на

1. будущее

2. кардинальные изменения

3. прошлое

4. частичные изменения

143. Тип задания: 1

Наличие социального контроля в обществе предполагает

1. воспитание людей

2. осуждение негативного поведения

3. социальный порядок и нормативное поведение людей

4. принуждение людей к правовому поведению

144. Тип задания: 1

Элементами социального контроля являются

1. права и обязанности

2. обряды и ритуалы

3. нормы и санкции

4. мораль и нравственность

145. Тип задания: 1

Основной задачей социального контроля является

1. создание условий для устойчивости социальной системы, сохранение стабильности

2. сокрытие истинного смысла сказанного

3. дача дополнительной информации

4. выделение способа взаимосвязи индивидов

146. Тип задания: 1

Санкции – это не только система наказаний, но и система

1. правил

2. обычаев

3. поощрений

4. норм

147. Тип задания: 1

Дружеская похвала – это пример

1. формальной позитивной санкции

2. неформальной позитивной санкции

3. неформальной негативной санкции

4. формальной негативной санкции

148. Тип задания: 1

Административный штраф – это пример

1. формальной негативной санкции

2. неформальной позитивной санкции

3. неформальной негативной санкции

4. формальной позитивной санкции

149. Тип задания: 1

Социальные нормы – это

1. свод правил поведения

2. разветвленная система вознаграждений и наказаний за формы социального поведения

3. предписания о том, как надо вести себя в обществе

4. внутренние убеждения индивида

150. Тип задания: 1

Усмешка – это пример

1. неформальной негативной санкции

2. формальной позитивной санкции

3. неформальной позитивной санкции

4. межличностного конфликта

151. Тип задания: 1

Социология изучает общественное мнение как

1. форму индивидуального сознания

2. сознание больших групп людей

3. состояние массового сознания

4. сознание человека

152. Тип задания: 1

Средства массовой информации как институт формирования общественного мнения принято называть четвертой ветвью власти в ___________ обществе

1. любом

2. тоталитарном

3. традиционном

4. демократическом

153. Тип задания: 1

Делинквентное поведение – это

1. нарушение закона

2. изменение статуса

3. соответствие норме

4. изменение поведения

154. Тип задания: 1

Гениальность – это ___________ отклонение

1. культурно осуждаемое

2. экспрессивное

3. культурно одобряемое

4. общее

Наши рекомендации