Билет 17. Социальный порядок и конфликт, вклад М. Вебера.
Вебер утверждал, что теория абстракции всеобщего как равной свободы для всех (Маркс) несостоятельна; рост интереса к его работам после войны, история показывала, что теория классовой борьбы опровергается.
Для Макса Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так же амбиции и жизненные ориентиры.При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания.
Вебер ввёл понятие статусной группыкак наиболее отвечающее возросшей сложности социальной структуры (вместо индивида и класса). Согласно Веберу, любое общество может быть рассмотрено как составленное из статусных групп, имеющих разную степень доступа к богатству, власти и престижу, которые озабочены тем, чтобы упрочить своё влияние путём установления социальной дистанции.
Маркс Вебер
1) Большое внимание уделял развитию конфликтов в полит сфере
2) главной причиной соц. полит конфликтов являются как страх за жизнь и имущества, так и за религиозные и полит убеждения.
3) полагал что для современного буржуазного общества характерно развитое правовое и гражданское правосознание (что увеличивает степень сознания в обществе)
4)однако это согласие не исключает полит конфликта между классами. Стратами и группами, которые имеют разные материальные и духовные интересы
5) вслед за Аристотелем подчёркивал, что одним из главных источником конфликтов является развившаяся в нём бюрократия
6) она реализует через систему гос. учреждений не только интересы государства, но и свои собственные (они осуществляют бюрократический произвол, которые является причиной конфликта)
7) Анализируя специфику бюрократии подчёркивал, что конфликт, между теми обязанностями, которые должен выполнять чиновник и его психологией - это реальность, которую всегда необходимо учитывать.
8) рассматривал соц. религиозные конфликты, как следствие проявления различных религиозных установок и ценностей, которые выражены в разных типах религиозного мировоззрения.
Таким образом в центре внимания Вебера были конфликты различных статусных групп, которые отличаются эконом интересами, политическими амбициями и системами жизненной ориентации.
Для него основными субъектами конфликта являлись: статусные группы, а не личности, как это было у Гопса.
Среди социологов, в чьих теоретических построениях проблема социального конфликта занимает доминирующее положение при объяснении социальных процессов и изменений (Вебер входит в их число), приняты следующие постулаты: 1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи. 2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ. 3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение. 4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. Проблематика конфликта пронизывает все три главные направления творчества Макса Вебера: социологию религии, социологию политики и социологию экономической жизни, непосредственно связанные между собой: Проблематика конфликта в социологии политики. Наиболее очевидным образом проблематика конфликта проявляется в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства, подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной.