Социологическое исследование восприятия аудиторией публикаций
Теперь, когда мы подробно рассмотрели социолингвистические переменные газеты «Пермские новости», а именно типологические признаки издания и его внутреннюю структуру, можно перейти непосредственно к восприятию публицистических материалов читателями газеты. Чтобы проследить эффективность воздействия стилистического единства рубрики (и тематической полосы), заголовка и текста, мы выбрал две статьи, противоположные на наш взгляд в своем семантико-стилистическом аспекте.
Для удобства мы взяли публикации с одной тематической полосы (рубрики) «Другое измерение» одного номера (№ 31) от 31.07.2009г.
Заранее проведенный контент-анализ этих статей, позволил нам определить, что статья «Не кадром единым. Фотоистория Перми – в объективе светописца» является грамотно стилистически оформленной, где заголовок, рубрика и текст друг другу соответствуют. А статья «Старик Шопенгауэр и арбузница» представляет яркую её противоположность.
В контент-анализе статей в первую очередь мы рассматривали на сколько стилистически единообразно оформлен заголовочный комплекс, его соответствие рубрике и тексту. Потому что именно заголовок является кратким анонсом, дающим читателю возможность определить степень необходимости прочтения всего материала. В статье «Не кадром единым. Фотоистория Перми – в объективе светописца» (Приложение№1), которую далее мы обозначим как статья №1, заголовок носит метафоричный характер. Но при этом, конечно, именно факт передачи смысла сочленением экспрессии и стандарта усугубляет ее специфически-условный характер. В заголовке статьи «Старик Шопенгауэр и арбузница» (Приложение №2), которая далее будет обозначена как статья №2, использована аллегория, которая не вполне соответствует тексту статьи. Это соответственно разрушает целостное восприятие материала. Сам заголовок, будучи завуалированным двусмысленностью толкования, будет труднодоступен для понимания многим читателя.
Помимо заголовочного комплекса нами детально было изучено соответствие единой стилистической направленности и самого текста. В результате этого анализа в тексте статьи №2 были выявлены явные нарушения: логические разрывы, неуместное употребление жаргонизмов, стилистические нарушения композиции и т.д.
Целесообразно учитывать также соответствие визуального сопровождения материалу. В статье №2 иллюстрация ярко подчеркивает отсутствие стилистического единства, тогда как в статье №1 фотография отражает и дополняет текст.
При анализе стилистического единства статей рассматриваемой нами газеты «Пермские новости» необходимо учитывать ее особенности. Так как газета краевая и в её публикациях преобладает информационный жанр, можно сделать вывод, что издание рассчитано на аудиторию от 20 лет до 55 лет, имеющие среднее, высшее или незаконченное высшее образование. Поэтому при опросе и анкетировании мы разделили участников по гендерному признаку, выделив в каждом сегменте три возрастные группы.
Были опрошены 200 человек для выявления статьи, оформление и текстовая составляющая которой привлекает большее внимание читателя и соответствует нормам стилистического единства рубрики, заголовка и текста статьи. При проведении опроса было много отказов, в основном отказывались мужчины, ссылаясь на занятость и нехватку времени. Анкета представлена в приложении №1. Анализ результатов опроса представлен в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
женщины | мужчины | Итого: | ||||||
16-25 лет | 25-40 лет | 40-55 лет | 16-25 лет | 25-40 лет | 40-55 лет | |||
Статья №1 | ||||||||
Статья №2 | ||||||||
Итого: | ||||||||
Рисунок 1
Рис. 1. Результаты опроса
Выводы по исследованиям: в основном активность в опросе проявили женщины в возрасте 40-55 лет со средним достатком. В результате анкетирования гипотеза о влиянии стилистического единообразия в материалах газеты полностью подтвердилась. Большинство респондентов сделали свой выбор в пользу статьи №1, отмечая наибольшую привлекательность заголовочного комплекса и иллюстрации, лаконичности текста и подачи информации. В статье №2 большинство опрошенных отметили несоответствие материала рубрике и иллюстрации, также респонденты отмечали сложность восприятия и понимания заголовка, текста и взаимосвязи между ними.
Заключение
В данной работе были проанализированы с точки зрения стилистического единообразия рубрики, заголовка и текста две статьи, опубликованные в одном номере и одной рубрике газеты «Пермские новости».
В соответствии с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрен социолингвистический анализ стилистического единства в журналистике и решены следующие задачи:
- раскрыты сущность, понятие и основные принципы социолингвистического анализа;
- показана социолингвистическая характеристика современной прессы;
- перечислены методики социолингвистического анализа.
Во второй главе проведен анализ и социологический опрос с целью определения влияния стилистического единства рубрики, заголовка и текста на качество восприятия аудиторией материалов газеты на примере издания «Пермские новости» и решены следующие задачи:
- представлена общая характеристика и внутренняя структура краевой газеты «Пермские новости»;
- проведен контент-анализ публикаций газеты «Пермские новости»;
- проведено социологическое исследование восприятия аудиторией публикаций газеты «Пермские новости».
В результате проведенного нами исследования, была доказана прямая взаимосвязь между стилистическим единообразием газетных публикаций и качественным восприятием аудиторией материалов газеты, т.е. нашу гипотезу о семантико-стилистическом единстве в газетных материалах удалось подтвердить.
Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы.
На сегодняшний день газета «Пермские новости» имеет ряд публикаций несоответствующих единообразному стилистическому оформлению и содержанию. Основной целью издания является привлечение как можно большего круга читателей, что в свою очередь требует от материалов газеты доступности изложения информации, информативности. Также наше социологическое исследование показало, что стилистическое единство рубрики, заголовка и текста – неотъемлемое условие для привлечения внимания читателей и качественного восприятия ими материалов газеты.
Таким образом, цель исследования - изучить зависимость качества восприятия публикаций газеты аудиторией в зависимости от наличия стилистически единообразно публикуемых материалов – достигнута, поставленные задачи выполнены.
Библиографический список
1. Аникеев В.Е. Критика концепций информационной прессы и статистических методов ее анализа. - М.: Наука, 1980. – 160 стр.
2. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. – Ростов н/Дону.: Изд-во Ростовского ун.-та, 1964. – 315 стр.
3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.: Художественная литература, 1988. – 525 стр.
4. Бахмутова Е.А. Культура речи. Изд.-е 2 испр. И доп. – Казань, изд.-во Казанского ун.-та, 1964. – 200 стр.
5. Вопросы культуры речи. / Под ред. С.И. Ожегова. – М.: Наука, 1965. – Выпуск 6. – 241 стр.
6. Вопросы стилистики устной и письменной формы речи. / Под ред. О.Б. Сиротинина. – Саратов, изд.-во Саратовского ун.-та, 1989. – 183 стр.
7. Гладышев В. Не кадром единым // Пермские новости. – 2009. - № 31. – с. 19
8. Головин Н.Г. Культура речи. – М.: Просвещение, 1979. – 280 стр.
9. Дерягин В.Я. Беседы о стилистике. – М.: Знание, 1978. – 96 стр.
10. Кожин А.Н. Лексико-стилистические процессы в русском языке. / Под ред. Вомперского В.П. – М.: Наука, 1985. – 382 стр.
11. Корконосенко С. Г. Социология журналистики. - М.: Аспект пресс, 2004. – 318 с.
12. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. – М.: Изд.-во Моск. Ун.-та, 1971. – 271 стр.
13. Костомаров В.Г. Стилистические смешения в языке газеты.// Вопросы культуры речи. – 1967. – вып. 8.
14. Лившиц В.А. Практическая стилистика русского языка. М. Высшая школа, 1964
15. Литвинов Н.Г. Вопросы стилистики русского языка (В помощь работникам печати). Изд.-е 2. – М.: Мысль, 1965. – 271 стр.
16. Лысакова И. П. Социолингвистический анализ журналистского текста. - http://www.textfighter.org/text9/53_gazetyi_yazyika_rechi_13.php
17. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике для студентов-журналистов. – Свердловск.: изд.-во Урал. Ун.-та,1987. – 182 стр.
18. Ноговицын А. Старик Шопенгауэр и арбузница // Пермские новости. – 2009. - № 31. – с. 19
19. Одинцов В.В. Стилитика текста. М.: Наука, 1980. – 263 стр.
20. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект пресс, 2007. – 351 с.
21. Солганик Г.Я. О языке газеты. - М.: Изд-во МГУ, 1968. – 187 стр.
22. Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникационный аспект стилистики текста. / Под ред. В.Н. Виноградовой, Л.И. Ереминой, Т.Г. Винокурской. – М.: Наука,1987. – 236 стр.
23. Стилистические исследования. / под ред. В.Д. Левина. – М.: Наука, 1972. – 318 стр.
24. Чижик-Полейко А.И. Стилистика русского языка. – Воронеж.: изд.-во Воронежского ун.-та, 1964. 127 стр.
Приложение №1
№ | Вопрос | Статья №1 «Не кадром единым Фотоистория Перми – в объективе светописца» | Статья №2 «Шопенгауэр и арбузница» |
Пол | |||
Национальность | |||
Образование | |||
Социальный статус | |||
Семейное положение | |||
Какую из статей Вам бы хотелось прочесть в первую очередь? | |||
Какая из статей наиболее легко читалась? | |||
Какая из статей читалась с наибольшим интересом? | |||
В какой из статей на Ваш взгляд информация изложена более доступно? | |||
В какой из статей на Ваш взгляд информация изложена более лаконично? | |||
Вам понятен смысл статьи? | |||
Соответствует ли содержание статьи заголовку? | |||
Нравится ли Вам графическое оформление статьи (шрифты, выделения, абзацы)? | |||
Соответствует ли иллюстрация заголовку статьи? | |||
Соответствует ли иллюстрация содержанию статьи? | |||
Соответствует ли иллюстрация статьи общему оформлению полосы и газеты? | |||
Соответствует ли статья рубрике? | |||
Соответствует ли заголовок статьи рубрике? | |||
Соответствует ли статья общему оформлению полосы и газеты? | |||
Соответствует ли статья Вашему представлению о материалах, характерных для газеты «Пермские новости»? |
Приложение №2
е |
|
31 1526 31.07.2009
Приложение №3
е |
31 1526 31.07.2009 | |||
Пожелтевшие страницы Старик ШопенгаШопенгауэр и арбузница Философ Шопенгауэр как-то ляпнул, что «страдание есть величина реальная, а довольство жизнью – фикция, обман чувств, временные галлюцинации». Смысл ясен. Тоскливо живётся на белом свете. Особенно если ты философ. А если не философ, то ничего. Даже если заработанные посильным трудом деньги месяцами не получаешь, нормального лета не видишь, страдаешь от разных начальников и прочих вредителей. 27 июля 1899 года «Пермские губернские ведомости» сообщают, что некоторыми пермскими домохозяевами придумано новое средство от мышей. Под пол они кладут шишки репейника, которые сильно пристают ко всему волосяному. По отзывам домохозяев, средство это оказывается настолько радикальным, что в домах, где оно используется, мыши, крысы и хомяки совершенно отсутствуют. Правда, смотреть на местных кошек или гладить их не рекомендуется. Зато рекомендуются самые точные прогнозы погоды. 28 июля 1900 года «Ведомости» сообщают, что «распорядитель облачных явлений г-н Демчинский на 27 июля повелел быть ливню, назначив для него местом северо-восток. Обыватели Перми – по крайней мере, те из них, которые верят в науку, – предусмотрительно надели калоши, пальто и вооружились зонтами. Раздался гром, полил дождь». Впервые в истории города Перми ученому-метеорологу поверили! А в июле 1905 года, как сообщают «Ведомости», Пермь охватила страшно весёлая эпидемия – ягодная: «Как только подвернётся свободный от занятий и солнечный день, все от мала до велика – мужья и жёны, дети и старцы – хватают корзинки и наберухи и устремляются кто пешком, кто на поезде поближе к лесам – за земляникой, малиной, грибами и другими щедрыми дарами природы. В особенности движение заметно по субботам и в предпраздничные дни». При этом на Чёрном рынке города открылся первый фруктовый базар, где продаются яблоки, дыни, дули-груши, сливы, но не видно ни лимонов, ни апельсинов. Между прочим, в конце июля до нашего города добиралась первая арбузница. В тот год она остановилась на обычном месте, у устья реки Медведки. «Арбузов, – сообщают «Ведомости», – на этой барке до 40 тысяч штук. Продаются они здесь от 15 до 17 рублей за сотню». «А на днях на ярмарке, – это из «Ведомостей» от 28 июля 1905 года, – началась паника, вызванная следующими обстоятельствами. На Старо-самокатской площади в карман одному рабочему залез крестьянин Коптелкин. Тут же спохватившийся рабочий нанёс вору удар палкой и с криком погнался за ним. К нему присоединились несколько прохожих. Вор, в свою очередь, быстро лавируя, вопил благим матом: «Спасайся, кто может! Режут!!!». Толпа бегущих и отчаянные крики взбудоражили как торговцев, так и встречных. Первые стали поспешно запирать лавки, а вторые – бежать в разные стороны. Кто-то крикнул: «Казаки»! Это ещё более усилило панику, и публика, охваченная стадным чувством, бежала вперёд, ничего не осознавая…». А потом историки напишут скучные диссертации о первой русской революции и забудут о первом НЛО над нашим краем. «Из Чердыни сообщают, – пишут «Ведомости» в конце июля 1907 года, – что там в 3 часа 35 минут 17 июля в направлении с юго-запада на северо-восток был усмотрен быстро плывущий по воздуху предмет. Предмет этот блестящий, с ясно обозначенными двумя боковыми крыльями и с каким-то подобием хвоста сзади. Наблюдался пролёт этого предмета в течение 12 минут, причём он трижды проходил выше облаков, а затем скрылся…». И правильно скрылся. Не было ещё в начале прошлого века людей, верящих в НЛО, барабашек и демократию. А вот в приход арбузницы в конце июля верили истово и никогда не раскаивались. 31.07.2009 Алексей НОГОВИЦЫН |