Повествовательный характер научного описания
Акцент на субъективных переживаниях ученого и его респондента
Присутствие в тексте личного опыта ученого
Исследование основано на методах включенного наблюдения, то есть на тех методах, которые применяются ученым не как наблюдателем, а как лицом, включенным в сообщество.
В процессе этого наблюдения исследователь может по-разному определять свою исследовательскую позицию, в зависимости от целей и задач исследования, насколько полно он включен в группу, или, наоборот насколько он сохраняет дистанцию. 4 роли:
1.полного участника. Исследователь должен исключить возможность его идентификации как ученого.
Участник как наблюдатель
Наблюдатель как участник
Полный наблюдатель
(как правило, выбирают 2 и 3 вариант)
Ситуации вхождения в поле:
1.полевые импровизации («слоняется поблизости», выпить чаю, предложить сигарету, антрополог часто берет мешок подарков)
2.использование уже существующих социальных связей (родственных, профессиональных). Использование собственной идентичности исследователя для проведения работ в тех местах, где вырос исследователь (в этом случае его позицию характеризует двойственность).
В середине 20 века антропологи столкнулись с проблемой кризиса репрезентации - оказалось, что данные, собранные разными исследователями по одной и той же программе, были противоположными.
Одним из важнейших принципов работы антрополога в поле и интерпретации материалов является принцип контекстуализации, то есть изучение и учитывание всех аспектов, ситуаций, в которых было осуществлено наблюдение, проведено интервью. С этим принципом связаны основные особенности качественной методологии, такие как: погружение в мир иной культуры и стремление описать на первом этапе, а на втором интерпретировать социокультурные нормы с точки зрения категорий, присущих изучаемой группе. Этот принцип предполагает отказ от своей культурной идентичности, попытку осмысления изучаемой реальности, некоторый переход исследователя на позицию интервьюера – принцип понимания, стремление понять другую культуру. Этот подход сформулировал Гирц (описывать культуру через те категории, которые выявляются в поле).
Ричард Ли (американский антрополог) разграничил: 1.уровень этнографического описания; 2. Уровень описания структурных связей – изучение конкретных социальных отношений в определенном контексте – уровень этный, предполагающий классификацию, типологию, выявление существующих связей; 3. уровень – эмный, предполагающий понимание, интерпретацию, контекстуализацию.
Общие методы сбора первичной информации (помимо наблюдения)
1.Опросные методы – количественный метод. В анкете представлены вопросы, содержание которых отражает изучаемую проблему. Важна последовательность вопросов в анкете, надо учитывать специфику, уровень культуры, практический опыт опрашиваемых. Завершается паспортичкой (возраст, пол, профессия, образование и т.п.) 2.Интервью.
23. Основные механизмы изменений в культуре: инновация, диффузия, заимствование.
Эволюционизм – первый первая концепция в соц антроп. Датируется второй половиной 19 века. Здесь рассматривается такая область антропологии – доистория(геология, археология). Сочеталась этнография и археология. В каменном веке было выделено 2 стадии: неолит и палеолит. В работе Рудольфа Вирхова, «человек в истории: психическое единство человека».
Так же это связано с развитием сравнительного права, развивается антропология права, система родства. Баховин, Макленман, Эндогамия и экзогамия. Так же появляются работы по изучению тотемизма : «О почитанни животных и растений». Мэн «Антропология права». Льюис Генри Морган приминяет метод сравнения «Лига ирокезов», «Древнее общество». Он рассматривает родовую организацию, которая подтверждает идею первобытного коммунизма. Так же здесь устанавливаются стадии развития семьи: 1- смешенные отношения, 2- кровнородственная семься(запрет на инцест), 3- пулунеальная семья(группа братьев женится на группе сестёр), парная семья (обмен партнёрами), патриархальная и могорамная.
Эдворд Тайлор. «Антропология», «Первобытная культура». Он рассматривает всемирную историю как сложный процесс от простого к сложному. Культура – это историческое сходство на основе идей психического единства человечества. Изучаются следы прошлого в культуре, в частности теория анимизма в религии, ТАйлор утверждал, что у первобытных не было религии, но были верования. Сон, болезнь – имели анимистические объяснения. Тайлор усматривает эволюцию в развитии общества(религия): стадия верования, идея души, полетеизм, монотеизм. Они положили начало антрополгии религии.
Есть идея, что дикарь – это первобытный философ,
Теория Мейка: рассматривал верования примитивных народов, и теория прамонотеизм.
Ленг. Фигура творца мира – бога. До богов существовала безличная сила- манна,
Преанимистический подход:1 рационалистический(интеллектуальный прогресс человека.Дж. Фрезер «Золотая ветвь», он строил схему так: первая стадия развития мира: магия, религия, наука. Сделал шаг в сторону социологического объяснения тотемизма. Тотемизм – форма контроля над животными и растениями первобытного человека. Есть работа «тотемизм и экзогамия». развития . 2. Психологический.здесь религия рассматривается как сфера аффективной деятельности. Маррот «преанимистическая религия». Религия выражается в культурных ретуалах, аффектах, танцах и мифах. Религия выплясывается, т.е через танцы можно понять сущность религии.
Вывод. В эволюционизме признают универсальные законы. Схема развития человечества: дикость-варворство-цивилизация. Процесс развития человечества познаётся сравнительно-историческим методом.
Диффузионизм. Начало 20го века. – это проникновение культурных элементов. Происходит в процесс еторговли, завоеваний, переселения народов, аккультурации и межкультурного взаимодействия. Существуют 2 школы диффузионизма: британская и германская.
Германская. Ратцель, Гребнер, Фробениус.
Британская: Уильям Риверс, У. Перри.
Диффузия – это основное содержание культурно-исторического процесса, пространственное перемещение культуры из определённых центров и её укоренение в определённом пространстве. В отличии от эволюционизма, диффузионизм принимает фактор пространства, а не времени. Это премещение культурных элементов в пространстве не подчиняется действию общих законов. Относится историческая школа.
Ратцель. Его концепция состоит в том, что он пыталя проследить развитие культуры. Его метод исследования – распределение исследования по разным странам. Теория культурных кругов, или ареалов. Т.е в каждой стране свой культурный круг с четкими границами. Распределение культуры он понимает как данность. Предметы материальной культуры лучше деффузионируются, чем духовность.
Лео Фробениус. «Морфология культуры», «происхождение африканских культур». Он автор таких теоретических разработок в культуре как- исследовал западно африканский культурный круг,который определял как элемент материальной культуры. Так же пытался выделять слои культуры, например, в африканской культуре выделял нигридский слой. В 20е годо 20 века Шпенглер ссылался на Фробениуса. На идею культуры, как живого существа. Из этих идей выросла морфология культуры. Также представлена органистическая теория, т.е она гласит о том, что культуры рождаются и умирают. Но когда культура умирает, её внутренние формы являются её душой.
Гребнер.использует метод этнологии. Т.е история культуры – это история культурных элементов, т.е. изобретения рождаются в определённое время и в определенной культуре.
Культурный круг – это ареал отдельного набора элементов. Он объяснял миграцией культуру элементов или идеографическим и историческим методами. Нга эту тему он прочёл доклад в 1924году. Использовал метод картографирования, с обозначением на карте культурных кругов.В австралии отмечал от 6 до 8 кругов. «Культура бумеранга» - когда одна культура проходит через другие народы, и потом возвращается.
Уильям Риверс соединяет этнологию с психологией. Рассматривает посредством каких континентов сформировалась Меланезия. Выдвинул теорию панегиптизма. «Происхождение цивилизаций», «дети солнца».
24. Основные подходы у изучению социальной коммуникации (информационный,
Стр206-209
17. Семиотический подход к коммуникациям: модель Ч. Пирса.
Семиотика - (от греческого знак, значение) наука, изучающая общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.
Главная специфика подхода - изучение процесса понимания знаков и значений.
Происхождение знаков Пирс связывал с процессом воплощения божественной воли и божественного сознания в материальный мир.
Принцип прагматизма (по Пирсу) - “Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение. Совокупность значений - это совокупность различных практических использований”. Пирс использует знак как треугольник.
Знак (смысл)
/ \
Сознание (субъект) -- Палка (объект)
Знак (по Пирсу) - функция некоего объекта, который является в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (субъекту). Знак называется иногда Пирсом “означающее”, а объект - “означаемое”.
Типология знаков Ч. Пирса, социальные функции знаков.
Пирс выделял 3 типа знаков (на основе разного соотношения между означающим и означаемым):
Иконические (от греческого изображение / эти знаки основаны на фактическом подобии между знаком и объектом)
Индексные (от латинского указатель / эти знаки основаны на реальной смежности означающего и означаемого / объект сигнализирует о себе миру посредствам знака-индекса) (чихание, насморк -> болезнь).
Символы (от греческого знак / основан на условной, установленной по соглашению, связи между означающим и означаемым)
Символам может стать и иконический и индексный знак, если они являются общезначимыми в определенном сообществе.
По мнению Пирса иконические знаки - самые простые, поскольку они принадлежат прошлому опыту.
Индексные знаки - более сложные, поскольку существуют в настоящем опыте и могут сигнализировать об объекте.
Символические знаки - наиболее сложные, поскольку они, благодаря своей конвенциональной природе, могут определять социальное поведение людей.
Не знание социально-обусловленных значений или ошибочная интерпретация символа ведет не только к затруднению в коммуникации, но и к коммуникативному конфликту.
Социальный знак (в социологии) - символ, который может быть представлен в предмете, в слове, в жесте, в действии или образе. Он сообщает информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определенной группе, движению, организации.
18. Три уровня семиотического анализа коммуникаций.
Три уровня семиотического анализа коммуникации Морриса (отражают анализ систем знаков):
1) Семантика (изучает отношения между знаком и обозначаемыми объектами действительности)
2) Синтактика (от греческого построение, порядок / изучает соотношение знаков друг с другом внутри знаковой системы)
3) Прагматика (изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия их использования в типовой ситуации)
Прагматическая матрица - следует употреблять только те сочетания знаков, которые понятны и приняты в данной социальной группе.
20. Деннотация и коннотация.
Денотат переводит обозначение (то, что обозначается знаком и что имеет объективную основу).
Коннотация (“соозначение” / свойство, независимое от объекта, но зависимое от эмоциональной, личной или социальной оценки).
В языке коннотация создается посредствам использования: синонимов (дом – лачуга); прилагательных (светлая, душная); суффиксов и приставок.
Деннотация составляет общее языковое сознание социума, а коннотаты относятся к групповому сознанию и приводят к образованию социолектов (социолекты обладают либо собственным лексическим запасом, связанным с профессией или видом деятельности, либо строятся путем переосмысления общеязыковых понятий и выражений).
Наличие социолектов расслаивает национальные языки, отражая социальную неоднородность, что ведет к непониманию представителей различных групп, но развивает язык, внося в него новые значения.
5. Информационная модель коммуникации К.Шеннона и Г.Лассвелла. Линейная,
интеракционная и трансакционная модели коммуникации.
Коммуникация – процесс передачи информации.
Окружающая среда
(субъективные(физ и эмоц сост,опытожидание) и объективные(кол-во людей,освещение))
|
|
Коммуникатор-источник информация коммуникатор реципиент
(выбирает код и канал, (должен раскодировать сообщение)
Посылает сигнал)
код |
Канал |
| шум
<- Обратная связь <-|
1) код (код - правило сочетания знаков, выражающих содержание сообщения)
2) каналы:
· Презентационные (естественные) – голос, лицо, мимика.
· Репрезентационные (искусственные) – письмо, записка, фотография.
· Технические – телефон и т.д.
3) шум (внутренние или внешние помехи в коммуникации)
· Технический
· Семантические:
В окружающей среде
Физические повреждения(плохой слух)
Сигматические (непонятные слова, многозначность)
Синтаксические (неправильный порядок слов)
Организационные (перескакивание с темы на тему)
Социальные ( несоответствие сообщения тем или иным социальным нормам)
4) обратная связь (реакция на сообщение, посылаемая назад источнику, свидетельствующая о понимании или непонимании, согласии или несогласии и может вызвать дополнительное сообщение)
вопросах:
Кто говорит?
Что cообщает?
Кому?
По какому каналу?
Что?
Достоинства информационной модели:
Отражает первичный акт коммуникации
Отражает аутентичность коммуникации (степень восприятия коммуникации)
1) Отражает процесс социального воздействия элиты
Недостаток модели:
Представляет манипулятивный характер коммуникации(Такой характер коммуникации имеет линейный характер)
В рамках информационной модели есть подмодели:
линейная (сообщение направлено в одну сторону без обратной связи с реципиентом, реакция существует, но она либо отсрочена, либо опосредована)
(реклама, ТВ передачи).
интеракционная (идет смена ролей / каждый и передает и принимает информацию, что позволяет корректировать сообщение).
трансакционная (смена ролей источника и реципиента является постоянной и многоразовой, что приводит к более эффективной коммуникации).
Системно-кибернетический подход к коммуникативным системам (классическая модель).
Норберд Винер - основоположник подхода.
Он вводит понятие кибернетики - науки об управление информационными процессами.
Кибернетика изучает информационно-коммуникативные системы и законы управления ими.
Информационно-куммуникативные системы - системы, регулирующие сообщения для достижения своих целей на основе применения принципы обратной связи.
2 типа обратной связи:
Отрицательная (исправляет отклонения и ошибки, поддерживая гомеостаз (поддержание того что есть) системы).
Положительная (усиливает прежнее состояние системы, делать его более интенсивным).
Главная цель классической кибернетики - добиться гомеостаза, устойчивости системы, сократить положительные связи и усилить отрицательные.
Система тем более эффективна, чем лучше она борется с нежелательными с точки зрения оператора или управленца внешними случайными воздействиями.