А.С. Звоницкая: концепция «социальной связи»
В основе предложенной А. С. Звоницкой структуры групповой жизни лежит ее концепция "социальных кругов".
Согласно этой концепции, если взаимной эективации достаточно для появ ления
"социальной связи", то каждая личность представляет собою сосредоточение разных "социальных связей". Причем различные группы - профессиональные, сословные, национальные, политические, научные - выступают в виде "концентрических и пересекающихся между собой социальных кругов", на которых основана вся структура общества. Каждый индивид "знает в настоящем и предвидит в будущем суждение других членов группы. Причисляя себя самого к данной социальной среде, он становится в положение другого представителя данной группы и приписывает самому себе тот же взгляд, что и другим членам группы". Чем мельче группа - секта, семья, друзья, соседи - тем чаще обнаруживается более уверенная эективация и более тесная "социальная связь". Чем шире социальный круг, тем чаще пересечения с другими кругами, тем больше неопределенность "социальной связи". А. С. Звоницкая заявляла, что сознание себя как личности, сознание своей психической жизни "является логически неизбежной предпосылкой закона социальной структуры".
А. С. Звоницкая полагала, что у человека нет врожденной передачи полезных для вида культурных приобретений. Но у него существует особый регулирующий механизм сохранения и аккумуляции "социальной связи" по мере смены поколений в виде традиций, которые выполняют несколько функций. Прежде всего традиция отвечает за приспособительную реакцию новых поколений к среде. Не требуя полного рационально-логического обоснования, она превращается в автоматическое, почти бессознательное действие, что позволяет сознанию сосредоточиться на других, более важных явлениях. Традиция также уравновешивает содержание сознаний людей, принадлежащих к разным социальным группам или находящихся на разных стадиях индивидуального развития. В результате создается то, что О. Конт называл консенсусом. Со временем позитивное значение традиций испаряется, что вызывает инерцию и закостенелость, резко сужается "социальная связь". Выход из этого состояния находится в нововведениях и творчестве. Но часто социально необходимые нововведения вызывают такое сопротивление людей, что это ведет к разрыву "социальной связи".
Нарушение требований "безусловно связывающих императивных норм", обращенных к каждому члену общества, А. С. Звоницкая определяла как преступление. Если преступление совершается отдельным индивидом, то возникает конфликт между личностью и обществом. В зависимости от того, кто является инициатором: общество или личность и в зависимости от характера его разрушения она строила типологическую классификацию социальных конфликтов. Когда преступление и конфликт охватывают межгрупповую сферу, то возникает особое состояние общества и социальной связи - социальный кризис.
А. С. Звоницкая предложила новую трактовку проблемы социального кризиса. По ее мнению, социальный кризис, особенно крупномасштабный, возникает в результате тотального падения нравов, крушения доверия к нормам общества. Она перечисляет широкий ряд последствий такого рода нарушений: массовое негодование и ожесточенность, рост преступности и социальной дезорганизации, апатии и подавленности, вакханалия жестокости, уничтожение граней между дозволенным и недозволенным, человечным и бесчеловечным, неумение различать "своих" и "чужих", рост подозрительности и отчуждения среди прошлых соратников, увеличение числа злоупотреблений властью со стороны господствующих клик, волны самоубийств, прежде всего, среди молодых поколений, гнетущее чувство общей неудовлетворенности и жажда покаяния.
С точки зрения А. С. Звоницкой, кризис отличается от "социальной смерти" общества, цивилизации или культуры тем, что оп содержит возможность восстановления прерванной "социальной связи", в которых значительную роль играют эмоции. В деле восстановления "социальной связи" эмоция симпатии выступает решающим фактором. Симпатия определялась А. С. Звоницкой как чувство самосохранения и ограждения себя от страданий, пролонгированное на других. Она прямо пропорциональна степени сознания сходства. Симпатия может направляться и на чисто биологические объекты (домашние животные), а в обществе она проявляется в механизме эективации, формами которой являются "любовь к ближнему" и "любовь к дальнему". Первым шагом в разрешении кризиса должно стать восстановление взаимных симпатий. Отсюда общим законом истории является восстановление на чувстве симпатии широкой системы "социальных связей".
В предложенной и незавершенной концепции А. С. Звоницкой много не устоявшихся положений с запутанной логикой. Но это был лишь начальный этап разработки теоретической концепции. Остается сожалеть, что социология в России не получила продолжения интересного теоретического начинания.