Виды и объем самостоятельной работы
Нормы трудоёмкости, отводимые на самостоятельную работу, определены учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Вид учебной работы | Всего часов (зачетных единиц) 9 семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 108 (3) |
Самостоятельная работа: | |
Изучение теоретического курса (ТО) | |
Подготовка и защита реферата (Р) | |
Подготовка докладов с мультимедийными презентациями (ПД) | |
Подготовка к тестированию по БМ 2 (Т) | |
Выполнение письменных заданий (аннотирование, составление тезисных планов научных работ) (ПЗ) | |
Подготовка проекта (П) | |
Вид итогового контроля | зачет |
В курсе социолингвистики используются следующие виды контроля за СР:
· Собеседования на консультации;
· Терминологические минидиктанты перед началом лекции;
· Защита реферата;
· Ответы на контрольные вопросы на практических занятиях;
· Проверка письменных работ (аннотаций, тезисных планов, рецензии);
· Защита проекта;
· Тестирование.
Контроль за выполнением индивидуальных графиков самостоятельной работы при дистанционных формах обучения(в случаях отсутствия студента в университете по уважительной причине). Общение с таким студентом по электронной почте и посредством системы Скайп в заранее оговоренное время;
· Устный зачет.
Содержание и методика внеаудиторной самостоятельной работы учебного, научного и творческого характера
Теоретический курс излагается в лекционной форме, а также осваивается в процессе подготовки к практическим занятиям (основная форма освоение теоретического курса – вдумчивое чтение литературы, указанной в рабочей программе)и выполение всех заданий, предусмотренных рабочей программой и планом самостоятельной работы.
Трижды в семестр перед началом лекции проводятся терминологические минидиктанты, цель которых – проверить степень усвоения основных понятий социолингвистики. Изучение базового модуля № 1 завершается защитой рефератов.
Изучение базового модуля № 2 завершается защитой проекта.
Изучение базового модуля № 3 завершается итоговой лекцией в диалоговом режиме, предполагающей активное участие студентов в обсуждении и подведении итогов курса (вопрос – ответ), а также тестированием (40 мин.).
Для подготовки к терминологическим диктантам и тестированию необходимо не только внимательно перечитать записи в рабочих тетрадях, но и выполнить задания для самостоятельной работы с теоретическим курсом (см. ниже).
3.1. Задания для самостоятельной работы к темам лекционного курса
Лекция 1. Социолингвистика как междисциплинарная отрасль научных знаний (2 часа)
Вводная лекция-визуализация
Объект и предмет исследования социолингвистики. Области (направления) социолингвистических исследований. Адгерентная социолингвистика, вариационная С., интеракционная С., контрастивная С., синхроническая С., диахроническая (ретроспективная) С., теоретическая С., экспериментальная С., прикладная С., макросоциолингвистика, микросоциолингвистика, лингвистическая контактология и др. Приоритеты социально ориентированной лингвистики. Дискуссионные проблемы современной социолингвистики: соотношение спонтанного и сознательного начал в социальной обусловленности языкового развития, формы отражения социальной действительности в структуре языковых единиц и др.
Природа социального фактора. Социальные факторы и внутренние законы развития языка.
Социолингвистика и другие науки: социология, философия, социальная психология, культурная антропология, этнография, демография. Социолингвистика и другие отрасли внешней лингвистики (коммуникативная лингвистика, этнопсихолингвистика, прагмалингвистика и др.).
Социолингвистика и другие науки: социология, философия, социальная психология, культурная антропология, этнография, демография.
Задание для самостоятельной работы по теме лекции:
1.Выделите в тексте лекции новые для вас термины, обратите внимание на их дефиницию. При необходимости впишите недостающие сведения, используя «Словарь социолингвистических терминов» под. ред. В.Ю. Михальченко [Эл. ресурс. URL: http://www.iling-ran.ru/library/sociolingva/slovar/sociolinguistics_dictionary.pdf].
Терминологический минимум к теме: Адгерентная социолингвистика, вариационная С., интеракционная С., контрастивная С., синхроническая С., диахроническая (ретроспективная) С., теоретическая С., экспериментальная С., прикладная С., макросоциолингвистика, микросоциолингвистика, социальный фактор.
2.Письменное задание. Составьте тезисный план статьи: Лабов Уильям. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика. М., 1975. Эл. ресурс/ URL: http://www.superlinguist.com/index.php?option=com_content&view=article&id=644:2010-06-19-22-39-19&catid=17:2009-11-23-13-41-08&Itemid=0000
Рекомендуемая литература: Бондалетов, 2012;Беликов, Крысин, 2001; Вахтин, Головко, 2004; Мечковская, 2009, Михальченко, 2006; Швейцер, 2011; Fasold R. The Sociolinguistics of Society. Oxford UK; Cambridj; Нudson R. A. Sociolinguistics -2nd. Ed. Б.м., 2005.
Лекция 2. Владение языком как социолингвистическая проблема (2 час.)
Лекция в диалоговом режиме
Учение Н. Хомского о языковой компетенции (competence) говорящего и языковом употреблении (performance). Развитие идей Хомского в трудах Делла Хаймса. Исследования социального контекста речевой деятельности в трудах У. Лабова, С. Эрвин-Триппа, Ч. Филлмора, Дж. Гамперца. Понятие контекстуализации (англ. contextualisation). Переключение кода, повышение или понижение тона, изменение скорости речи, изменение позы говорящего и др. Собственно лингвистический уровень (способность к перифразированию, способность понимать сказанное на данном языке и умение отличать правильные высказывания от неправильных). Национально-культурный уровень. Знание культурно и социально обусловленных коннотаций. Энциклопедический уровень. Знание "мира слова".
Задание для самостоятельной работы: Подготовьте краткие сообщения об исследованиях социального контекста речевой деятельности в трудах У. Лабова, С. Эрвин-Триппа, Ч. Филлмора, Дж. Гамперца.
Рекомендуемая литература: Беликов, Крысин, 2001; Карасик, 2001; Вахтин, Головко, 2004; Мечковская, 2009; Нudson, 2005.
3.2. Работа с первоисточниками. Правила написания аннотации и тезисного плана
Планами аудиторных занятий № 1, № 2, № 7 и № 13 предусмотрена подготовка аннотаций и тезисных планов (См. учебно-методическое пособие к лекционным и практическим занятиям по социолингвистике О.В. Фельде).
Правила составления аннотации[1]
Аннотация – сжатая, краткая характеристика текста, её содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений.
Аннотация состоит их двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: 1) композиция, структура первичного текста; 2) иллюстративный материал, представленный в первоисточнике.
Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.
1. Характеристика содержания текста:
В статье (книге) рассматривается….
В статье изложены…
Статья посвящена…
В статье даются..
В основу работы положено…
Автор останавливается на следующих вопросах…
Автор затрагивает проблемы…
Цель статьи – показать…
Цель автора – объяснить (раскрыть)…
Целью статьи является изучение…
Автор ставит своей целью проанализировать…
2. Композиция работы
Книга стоит из глав (частей)…
Статья делится на… части
В книге выделяются… главы
3. Назначение текста
Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому)…;
Предназначается широкому кругу читателей…
Для студентов, аспирантов…
Тезисный план
Работа над тезисным планом предполагает осмысление текста, выделение в нем структурно-смысловых блоков, в каждом из которых следует выделить информационный центр (тезис). Тезисы (с синтаксической точки зрения – это двусоставные предложения) следует нумеровать для сохранения логики авторских суждений, а при записи стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого.
3.3. Подготовка докладов и сообщений
Рабочей программой по социолингвистике предусмотрена подготовка докладов с компьютерными презентациями. При выполнении данного задания необходимо: 1. Подбрать и изучить основные источникипо теме (рекомендуется использовать не менее 4 источников); 2. Составить библиографию; 3. Обработать и систематизировать материал. 4. Разработать план доклада; 5. Написать текст; 6. Подготовить компьютерную презентацию доклада (см. критерии мультимедийной презентации); 7. Выступить с результатами исследования, соблюдая требования к устной научной речи.
При оценке доклада (сообщения) учитываются три качества: умение выбрать из рекомендованной литературы актуальную информацию, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Критерии оценивания мультимедийных презентаций