Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебник

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 020300 «Социология»

Москва

ИНФРА-М

Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник).

ISBN 5-16-002113-2

В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их ана­лизу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в со­временном мире. Большое внимание уделяется формированию социоло­гических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным ме­тодам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной соци­ологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.

Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также пре­подавателям социологических факультетов. Она интересна не только уче­ным-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

Московский университет всегда славился своими профессора­ми и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студен­тов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служиттакже свидетельством того, что 250-летний юбилей Москов­ского университета — выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

Ректор Московского университета академик РАН, профессор В. А. Садовничий

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие..................................................................................13

Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. Виды социологического исследования............................25

1.1. Социальное и социологическое исследования...............25

1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35

1.3. Описательное и аналитическое исследования................41

1.4. Точечное исследование....................................................42

1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43

1.6. Повторные исследования.................................................44

1.7. Мониторинг.....................................................................48

1.8. Полевое исследование......................................................51

1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54

1.10. Оперативное исследование............................................60

1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67

1.12. Признаки научного опроса............................................70

1.13. Виды опроса....................................................................75

1Л4. Технические средства опроса.........................................78

Глава 2. Теория и методология выборки......................................81

2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81

2.2. Основные понятия и сущность выборочного

метода......................................................................................85

2.3. Типы и методы выборки..................................................92

2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95

2.4.1 Простой случайный отбор........................................96

2.4.2. Систематический отбор............................................99

2.4.3. Районированная и стратифицированная

выборки............................................................................102

2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105

2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108

2.5.1. Квотная выборка....................................................111

2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114

2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117

2.8. Расчет объема выборки..................................................121

2.9. Ошибка выборки............................................................129

2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135

2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140

2.12. Репрезентативность...................................................... 143

Глава 3. Программа социологического исследования.................147

3.1. Общее представление о программе...............................147

3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152

3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования....................................................................152

3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160

3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163

3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167

3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168

3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171

3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174

3.3. Методическая часть программы....................................177

3.3.1. Выборка...................................................................177

3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных .... 178

3.3.3. Методы сбора информации....................................179

3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180

3.3.5. Организационный план исследования..................183

3.4. Научный отчет................................................................ 184

Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187

4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188

4.2. Анализ одномерных распределений..............................193

4.2.1. Номинальная шкала...............................................194

4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199

4.2.3. Интервальная шкала...............................................200

4.3. Анализ двумерных распределений................................208

Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219

5.1. Табличное представление данных.................................219

5.2. Техника редактирования таблиц...................................227

5.3. Графическое представление данных.............................242

Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249

6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249

6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259

6.3. Клиенты и консультанты...............................................263

6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267

6.5. Качества консультанта...................................................272

6.6. Консультирование как карьера......................................276

Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281

1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281

1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288

1.3. Логическая структура вопроса.......................................291

1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294

1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297

1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307

1.7. Сложные вопросы..........................................................311

1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316

Глава 2. Композиция анкеты......................................................319

2.1. Структура или композиция?..........................................319

2.2. Общая композиция анкеты............................................322

2.3. Базисная часть анкеты...................................................324

2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327

2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330

2.6. Правила кодирования....................................................332

2.7. Разработка анкеты..........................................................334

Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337

3.1. Основные правила формулировки вопросов................337

3.2. Анализ качества анкеты.................................................344

3.3. Логический контроль анкеты........................................351

Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359

4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359

4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365

4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371

4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373

Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Глава 1. Методология и технология интервью..........................383

1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383

1.2. Интервью в качественной и количественной социологии............................................................................394

10 Содержание

1.3. Организация фокус-групп.............................................397

1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398

1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400

1.3.3. Процедура проведения...........................................401

1.3.4. Устройство помещения..........................................403

1.3.5. Функции и качество модератора...........................404

1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406

1.5. Эффект интервьюера......................................................411

Глава 2. Виды и типы интервью................................................415

2.1. Типология интервью......................................................415

2.2. Формализованное интервью..........................................422

2.3. Свободное интервью......................................................426

2.4. Фокус-группа.................................................................430

2.4.1. Из истории вопроса................................................430

2.4.2. Определение и особенности метода......................431

2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435

2.4.4. Сфера применения.................................................436

2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438

Глава 3. Маркетинговое исследование.......................................449

3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449

3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454

3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459

3.4. Бриф и брифинг.............................................................462

3.5. Методические и технические приемы исследования.........................................................................466

3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470

3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473

3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474

3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476

3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478

3.11. The VALS Survey...........................................................480

3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484

Глава 4. Экспертный опрос........................................................487

4.1. Методология экспертного опроса.................................487

4.2. Виды экспертного опроса..............................................490

4.3. Отбор экспертов.............................................................497

4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500

4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса....................................................................................501

4.6. Необычные эксперты.....................................................502

Глава 5. Методы политических исследований...........................505

5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505

5.2. Праймериз — выборы понарошку?................................508

5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?..................................510

5.4. Политический рейтинг..................................................515

Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ

Глава 1. Наблюдение в социальных науках...............................525

1.1. Сущность наблюдения....................................,..............525

1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529

1.3. Специфика социологического наблюдения..................531

1.4. Виды наблюдения..........................................................536

1.5. Формализованное наблюдение......................................542

1.6. Включенное наблюдение...............................................543

1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550

1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553

Глава 2. Анализ документов.......................................................555

2.1. Документальная база социологии.................................555

2.2. Анализа документов: общие положения.......................562

2.3. Методология и методика контент-анализа...................568

Глава 3. Научный эксперимент..................................................583

3.1. Сущность научного эксперимента................................583

3.2. Методология и методика эксперимента.......................586

3.3. Процедура экспериментирования.................................590

3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591

3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593

3.6. Классификация экспериментов.....................................595

3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..................4.....................................................604

Глава 4. Actionresearch..............................................................607

4.1. Определение и область применения.............................607

4.2. Философские основания................................................610

4.3. Методология...................................................................611

4.4. Процедура проведения...................................................614

4.5. Цикличность и итерация...............................................615

4.6. Методы AR..............................Л.....................................618

4.7. История вопроса............................................................619

4.8. Парадигмы AR................................................................621

4.9. Интервенционистская социология................................623

12 Содержание

Глава 5. Применение тестов в прикладнойсоциологии.............627

5.1. Методология тестирования............................................628

5.2. Классификация тестов...................................................636

5.3. Социометрические процедуры......................................642

5.4. Технология тестирования..............................................655

5.5. Компьютерное тестирование.........................................661

Глава 6. Исследовательские центры..........................................665

6.1. Институт Гэллапа...........................................................665

6.2. Институт Демоскопии...................................................669

6.3. ВЦИОМ..........................................................................672

6.4. ESOMAR.........................................................................678

6.5. NORC..............................................................................679

6.6. NatCen............................................................................680

6.7. ИНИОН РАН.................................................................681

6.8. GfK Group.......................................................................684

6.9. QUANTUM....................................................................687

6.10. Консалтинговые организации.....................................691

Приложения................................................................................697

Словарь терминов.......................................................................721

Литература..................................................................................735

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный читатель привычно встречает сообщения о соци­ологах. В очевидных и давно знакомых вещах они открывают са­мые неожиданные грани. В процветающей финансовой компании социологи неожиданно обнаруживают разъедающую ее соци­альную коррозию, атмосферу нетерпимости между начальниками и подчиненными, акционерами и менеджерами, рабочими и ад­министрацией. Применяя специальные методы исследования, они выявляют «больные» места: авторитарный стиль управления, бе­зынициативность подчиненных, равнодушие одних социальных групп к другим.

Социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населе­ния или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей. В правительственных кругах, как утверждает Г.А. Пашков, руководитель социологичес­кой службы «Мнение», ни одна сколько-нибудь заметная отставка, начиная с ухода премьер-министра Советского Союза Николая Ивановича Рыжкова, не обошлась без выяснения по этому пово­ду мнения населения. Некоторые законы, принятые у нас в стране, не работают потому, что они не приняты, хотя бы пассивно, боль­шей частью населения.

Ни один политик, ни один рекламодатель на Западе не решится на серьезное заявление, пока не узнает, что думают по этому воп­росу люди. Сейчас западные компании проводят опросы в нашей стране, выясняя отношение к жизни россиян, их тревоги и надеж­ды; по этим опросам определяются так называемые «инвестици­онные настроения».

Социологи способны показать, как колеблется рейтинг политического деятеля после его выступления по телевидению. Можно было даже заранее предсказать исход октябрьских событий 14

1993 г. в Москве: президентской командой было учтено, что Верховный Совет не поддерживается большинством населения, и даже было заранее подсчитано количество защитников Белого дома (http://whoiswho.ru/russian/Password/papers/15r/pashkov/stl.htm).

С помощью анкет, если они составлены по правилам науки, можно изучить ценностные ориентации и установки людей, мо-тивационное ядро их трудовой деятельности, поведенческие, вер­бальные аспекты. Социолог задает вопросы, иногда очень тонко сформулированные и хитро расположенные на анкетном листе, и предполагает, что получит от опрашиваемых (респондентов) ис­кренние ответы. А чтобы не было сомнения в правдивости, уче­ный использует достаточно сложную технику отбраковывания ложной информации, проверки оставшейся на достоверность и на­дежность. Совокупность этих приемов плюс техника составления анкеты, организации полевого исследования, определения выбор­ки, кодирования документов, обработки их на ЭВМ и таблично­го представления данных составляют методику социологическо­го исследования.

Если добавить не менее сложные процедуры разработки теоре­тической части программы исследования, операционализации по­нятий, интерпретации эмпирических данных, т.е. все то, что при­нято называть методико-методологической сферой науки, мы убе­димся, что профессиональная социология — вещь весьма сложная.

Методы играют в построении научного знания исключительно важную роль. Это правила и процедуры, с помощью которых уста­навливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Они являются теми «алгоритмами», которые позволяют от эмпиричес­ких объектов перейти к построению теории, отражающей явления, определяющие свойства этих объектов. Эти «алгоритмы» сложны, многоступенчаты и не могут мыслиться в отрыве от понимания фактов и конструктов. Именно с помощью методов происходят сбор и интерпретация фактов. Методы должны быть адекватны свой­ствам конструктов, лежащих в основании выбранной модели.

В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен определенный эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, мо­жет быть определена в терминах того метода, которым она пре­имущественно пользуется.

Методы (в социологии) — это правила и процедуры, с помо­щью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Психологи убеждены, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи меж-

ду различными сторонами поведения людей, исчерпывает все возможности социального исследования. Многие из тех, кто за­нимается конкретной экономикой, до сих пор уверены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым на­дежным мерилом экономического поведения. Психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчувствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверно­го и глубокого метода изучения человеческого поведения, его интимных сторон и скрытых мотивов. А специалисты по мар­кетингу не признают иных средств, кроме изучения того, ка­ким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведени­ем. В отличие от них некоторые антропологи продолжают ду­мать, будто самым надежным способом познания остается не-включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей. Для антропологии тради­ционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Но иногда антропологи пользуются методом, который зовется участвующим наблюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регистрирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экспедицию, отправля­ется в заброшенные регионы земли понаблюдать за обычаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями, наполняющи­ми жизнь примитивных племен.

Для символических интеракционистов любимым методом со­циологического исследования всегда было включенное наблюде­ние, когда социолог в течение какого-то периода живет, работа­ет, действует вместе с теми, кого он изучает. Постигая изнутри жизнь социальной группы, он, наряду с другими ее членами, ус­ваивает всевозможные роли и учится определять различные ситу­ации так, как принято в этой группе. Чтобы объяснить процесс формирования значений и конструирование действия, исследова­тель должен его понять. А для понимания следует принять роль действующего индивида. Нельзя изучить процесс интерпретации, наблюдая поведение со стороны, оставаясь «объективным» наблю­дателем, склонным включать в процесс интерпретации свои до­гадки вместо того, чтобы понять его изнутри1.

Однако чаще всего социологию отождествляют с применением анкетного опроса. Анкетный опрос — самый массовый и продук­тивный вид деятельности в социологии. Не будет преувеличением сказать, что с его помощью собирается до 80% социологической информации. Правда, далеко не весь «урожай» идет в переработку: значительная его часть (примерно 80%) безвозвратно оседает на «складе» в табуляграммах и не доходит до заказчика.

Психологу, оперирующему сложными тестами, анкетная про­цедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Но давно известно, что представители соперничаю­щих дисциплин смотрят на методы своих коллег часто весьма пре­небрежительно. Например, описательные методы антропологов, с точки зрения психофизиолога, могут показаться крайне прими­тивными. Хотя хороший психофизиолог вовсе не пренебрегает описанием. Так же и антрополог, если это потребуется, восполь­зуется лабораторными экспериментами для проверки теории, как делает это психофизиолог.

Как пишет Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы ис­следования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969), в каждой на­уке, изучающей поведение людей, сложились свои научные тра­диции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каж­дая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимуществен­но пользуется. Хотя науки различаются также кругом изучаемых проблем.

В социологии при сборе первичных данных используют четы­ре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности (они указаны в скобках):

♦ опрос (анкетирование и интервьюирование);

♦ анализ документов (качественный и количественный [кон­тент-анализ]);

♦ наблюдение (невключенное и включенное);

♦ эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Опросом называется метод сбора первичной вербальной (т.е.

словесной) информации, применяемый в социологии, психоло­гии, экономике, демографии, этнографии и других науках. Опрос активно используется в маркетинговых исследованиях, которые ныне выступают одной из важных сфер трудоустройства, в том числе выпускников социологических факультетов.

К неопросным методам исследования можно отнести социоло­гическое фотографирование, которое конституировалось ныне в самостоятельную отрасль — визуальную социологию. Мы ежеднев­но открываем утренние газеты и обнаруживаем там десятки фо-

тографий, часть которых может вполне служить сырьем для ви­зуальной социологии. Здесь ученые используют технику фотогра­фирования для более глубокого раскрытия социальной реальнос­ти. Долгое время фото- и фильмоматериалы использовались в со­циологии лишь в технических целях — как средство иллюстрации текста. Как следствие длительного пренебрежения фотоматериа­лами визуальную социологию начали развивать люди, получившие профессиональное журналистское образование и перешедшие за­тем в сферу академической социологии. Немало усилий было по­трачено на то, чтобы убедить себя и других в том, что фотогра­фии — это не «картинки», иллюстрирующие текст, а серьезное занятие профессионального социолога2.

Специалист подбирает нужный метод для решения своей про­блемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод. Иссле­дователь свободен в изобретении способов непрямого измерения социального поведения. Поскольку в этих приемах имеется мало общего, наилучшим способом обучения их использованию явля­ются примеры. Так, исследователи изучали семейные портреты, относящиеся к разным историческим эпохам, чтобы посмотреть, как отражаются тендерные отношения в характере поз сидящих моделей. Антропологи, исследующие особенности урбанизиро­ванной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни по тому, что выб­расывается (например, количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков). Исследователи определя­ли, что обычно слушали водители, отмечая, на волну какой ра­диостанции были настроены приемники в машинах, доставлен­ных на ремонт. Интерес к музейным экспонатам замеряли, фик­сируя различную степень стоптанности пола в разных отделах музея. Сравнивали содержание граффити в мужских и женских туалетах с целью обнаружения тендерного различия в их тема­тике. Анализировали зачетные книжки студентов высших учеб­ных заведений, чтобы выявить, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера. По изменениям напора воды в ту­алетах во время телевизионной трансляции рекламы делали вы­воды об особенностях поведения зрителей и их предпочтениях. К примеру, если исследователь желает проанализировать пере­движения покупателя в магазине, то средством измерения могут

быть следы грязи и влаги на полу. Вначале он проясняет, что собственно представляет собой «передвижение покупателя» (на­пример, есть ли пространство для перехода к другому отделу? Позволяет ли оно хорошо видеть витрину?). Далее, он система­тически фиксирует следы грязи или влаги на полу, сравнивает их со следами в других местах и регулярно (например, каждый месяц) записывает результаты. Наконец, он отмечает также и другие основания для наблюдений (например, половицы более низкого качества, загрязняющиеся быстрее, или же расположе­ние секции ближе к входной двери).

Особенность применяемых средств исследования — анкеты, интервью, наблюдения — в социологии такова, что социальные процессы, происходящие в социальной организации, отражаются через зеркало общественного мнения, высказывания простых лю­дей о том, что их окружает. Результаты социологического иссле­дования имеют не только управленческую ценность, но и диагно­стическое значение, они служат своеобразным увеличительным стеклом, в фокусе которого отчетливо видны как достигнутые успехи, так и имеющиеся недостатки.

Кажется, что в этой науке все понятно и доступно любому не­посвященному: составляй анкету, опрашивай желающих и, обоб­щив собранные данные, выдавай руководству практические ре­зультаты. Однако такое впечатление обманчиво, оно не проника­ет за поверхность явления. Внутри же него скрыт сложный мир научной деятельности — анализ проблемы, выдвижение гипотез, построение концептуальной модели, сбор данных, разработка практических рекомендаций. И все это покоится на прочном фун­даменте теоретической социологии. Это значит, что научные по­нятия должны соотноситься с категориями, описывающими зако­номерности общественного развития. Нельзя забывать и о значе­нии научной логики как метода развертывания теоретического знания. Действительно, к эмпирической реальности общие поня­тия непосредственно неприложимы, они должны быть доведены до нее методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Социологические исследования становятся все более сложны­ми и дорогостоящими. Резко возрастает объем научной информа­ции, которую необходимо освоить, прежде чем приступить к по­исковой или внедренческой деятельности. Подсчитано, например, что за период с 1973 по 1979 г. объем публикаций только по со­циологии в стране возрос в 3,1 раза, а с 1979 по 2002 г. он увели­чился еще приблизительно в 10—12 раз. Иногда бывает проще пов­торить исследование и заново найти практическое решение, чем перерыть горы литературы.

При опросе общественного мнения, как и при любом другом виде социологического исследования, существует масса нюансов, которые знакомы профессионалам и неведомы новичкам. От того, как ведет себя анкетер (интервьюер), как он одет, держится, реа­гирует на ответы, в какой степени расположен к доверительной беседе респондент, в каком порядке расположены вопросы и как они сформулированы, зависит в конечном итоге качество соци­альной информации. Люди, например, по-разному отвечают жен­щине-интервьюеру и мужчине-интервьюеру, предпочитают корот­кие анкеты длинным, чаще выбирают тот ответ или «подсказку», которая расположена первой в системе альтернатив. Еще больше истинность информации зависит от разрешающих способностей инструмента, его надежности и соответствия строгим научным принципам.

Во всех науках — естественных и социальных — инструменты играют одну и ту же роль, разной может быть лишь их эффектив­ность. Физический прибор или иной инструмент — это материа­лизованная теория. В социологии в качестве инструментов исполь­зуют анкету, бланк интервью или наблюдения и т.п. Но инстру­мент не просто служит мостиком, т.е. выполняет некую пассивную функцию. Он выступает средством конкретизации теории, пере­водчиком с одного языка на другой. А значит инструмент должен трудиться «в поте лица».

Инструмент — это совокупность средств, при помощи которых социолог пытается проверить, подтвердить или опровергнуть выд­винутые гипотезы. К инструментам социологии относятся: анке­та, бланк интервью, статистическая таблица, протокол о проведе­нии эксперимента и т.д. В естественных науках существуют свои инструменты — от скальпеля до микроскопа.

Однако телефон и компьютер, которые широко применяются сегодня при опросах, инструментом научного познания не явля­ются. Это всего лишь технические средства осуществления быст­рой связи с респондентом или анализа данных. Они не несут в себе ничего социологического. Это посторонние для социологии уст­ройства, которые были изобретены вовсе не для ее нужд.

Инструменты имеют разную сложность и устроены по-разно­му, в зависимости от чего выполняют разные познавательные Функции. Для того чтобы изобрести скальпель, создавать специ­альную теорию не надо. Просто на опыте надо убедиться, что скальпель — это остро заточенный инструмент, не вносящий за­ражение в рану, при помощи которого можно приоткрыть ранее скрытое место. А чтобы создать микроскоп, нужна соответствую­щая теория, описывающая прохождение лучей, которые фокуси-

руются на линзе, какое расстояние должно быть между линзой и наблюдаемым объектом, и т.д.

Несмотря на функциональное различие, у всех методов, при­меняемых в социологии, есть общая внутренняя структура. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструмен­тальную и процедурную. Исходные элементы-нормы, задающие направление в регуляции действий, служат средством ориентации. Нормы функционируют как в виде общих принципов организа­ции деятельности, так и в форме конкретных требований. Их со­держание исходит из теоретических положений и является, по существу, выводом, ориентированным на практическое действие. В нормативном содержании метода можно выделить три группы требований: первая — раскрывает возможные области и условия применения метода (где, в каких условиях, в каких целях может быть применен); вторая — содержит правила действий, выделяет в них операционное содержание, которое в дальнейшем может быть развернуто в программу действий; третья — задает необхо­димые свойства используемых средств, инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необхо­димые для достижения поставленных целей. В методе происходит инструментализация используемых средств. Они специально кон­струируются, приобретают более четкую функциональную направ­ленность на достижение определенных результатов, вводятся в технологический процесс. У каждого социологического метода есть особые, специально созданные для него инструменты. Так, в опросе им является анкета; в наблюдении — карта, дневник. Ин­струментарий метода составляют также технические средства сбора данных, соответствующий логико-математический аппарат их обработки и анализа.

Основное содержание метода — его процедуры, представляю­щие собой строго заданную последовательность действий. Каждое отдельное действие — операция — несет определенный смысл, функцию в структуре процедуры. Есть простые процедуры, напри­мер регистрация событий в ходе наблюдения, и более сложные — проектирование анкеты, беседа в ходе интервью.

Чтобы обеспечить установленное выполнение процедуры, со­циологу нужны навыки работы с инструментами, техническими средствами, требуется умелое управление как своими собственны­ми действиями, так и действиями других лиц, участвующих в процедуре, очень важна педагогическая, социально-психологичес­кая подготовка.

В процедурном отношении применение метода можно разде­лить на три этапа. Первый этап включает подготовительные ра-

боты. На основе общей программы (исследования, обучения, уп­равления) разрабатывается программа применения метода, созда­ются, подготавливаются необходимые средства, инструменты. Второй этап — оперативно-процедурный. На этом этапе происхо­дит непосредственное воздействие на объект в форме определен­ных процедур с применением подготовленных инструментов. В прикладном социологическом исследовании это сбор, получе­ние первичной информации; в обучении — активизация действий обучаемого; в управлении — регулирующее воздействие на систе­му. Третий этап — результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов исследова­ния, разработка рекомендаций, оценка эффективности использо­вания метода.

Чем сложнее изучаемое явление, тем сложнее должен быть инструмент. И для создания социологической анкеты нужна своя теоретическая база. Во-первых, это общая теория составления научно обоснованной анкеты, которую предоставляет в наше рас­поряжение методология; в ней описаны общенаучные требования составления такого инструментария. Во-вторых, это должна быть авторская концепция данной анкеты, которая указывает логику и последовательность расположения вопросов, их содержание, на­правленность, формулировки, типы и, что самое главное, логи­ческую связь вопросов и их связь с проверяемыми гипотезами. Социолог обязан указать, что, к примеру, вопросы 5,18 и 21 на­правлены на проверку гипотезы № 4, что при одном значении полученных ответов гипотеза подтверждается, а при другом — нет. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного кон­такта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух слу­чаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тща­тельно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпе­чатанный вопросник.

Но анкету можно составить, и не обращаясь ни к какой тео­рии. Делается это весьма просто: наберите как можно больше чу­жих анкет и настригите из них все, что вам понравилось. Такая сборная солянка выручит вас в прикладном, не очень важном опросе. Она может пригодиться и в качестве тренировочной ан­кеты. Но для серьезного академического проекта данный способ не подходит.

У анкеты сложное строение, теория говорит о том, в какой последовательности надо располагать вопросы, для изучения ка­кого класса явлений надо брать ту или иную форму вопросов (от-22

крытые и закрытые), как подобрать язык, понятный респонден­ту, сколько задавать вопросов для того, чтобы раскрыть одну тему. Эти и многие другие моменты (валидность, надежность) входят в теорию построения инструмента, которая помогает создать науч­ные средства измерения явления.

Наша задача — научить не составлению теории инструмента, а социологическому мышлению. Для того чтобы инструмент как можно точнее подходил под выбранные гипотезы, нужно как мож­но плотнее сблизить совокупность теоретических утверждений со структурой вопросника. Это означает, что вы должны, спускаясь по уровням сложности от общих понятий к частным и к единич­ным понятиям, вывести свою теорию до того уровня конкретно­сти, чтобы можно было легко перейти к вопросам анкеты. Пото­му что самый последний уровень теории — это, по существу, пер­вый уровень инструмента.

При составлении анкет важно учитывать и особенности куль­туры данного сообщества. Например, анкеты, привезенные из Америки с прекрасными вопросами, прекрасными подсказками, отлично отформатированные, не работали в нашей социальной и культурной реальности.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбо­ра информации, а также применяются специальные социологичес­кие технологии.

Раздел I

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации