Коммуникация риска и средства массовой информации
Роль средств массовой информации (СМИ) в коммуникации экологического риска трудно переоценить, поскольку общеизвестно значение СМИ в жизни современного человека. Это значение непрерывно возрастает, что обусловлено рядом особенностей современных СМИ, которые характеризуются следующим.
· Роль электронных СМИ растет при одновременном снижении значения печатных СМИ.
· Развиваются как технические, так и организационные формы СМИ, что резко увеличивает объем передаваемой информации и сферу ее распространения.
· Проявляется определенная “конвергенция” (сходимость) СМИ, выражающаяся в размывании прежде весьма четких границ между телевидением, радио и прессой.
· Происходит интернационализация СМИ, включающая такие аспекты как владение, финансирование, организация, производство, распространение продукции, содержание и объем информации, правовое регулирование.
Особое влияние СМИ на восприятие риска объясняется в рамках теории социального обучения. Согласно этой теории, последние достижения в развитии средств коммуникаций существенно повысили роль так называемого замещающего обу-чения, возникающего в среде символов и базирующегося на этих символах. Это означает, что вместо непосредственных контактов с объектами с целью их изучения, люди все чаще знакомятся с представляющими эти объекты образами (символами). В процессе замещающего изучения сравнительно легко происходит искажение подлинных знаний об объектах. Эффекты такого искажения широко используются в рекламе, когда требуется индуцировать явно приукрашенное представление о товаре. Напротив, при описании какой-нибудь новой технологии довольно просто вызвать обеспокоенность последствиями ее применения. В результате формируется неадекватное отношение к технологическому и к часто связанному с ним экологическому риску.
В своих сообщениях о технологическом и экологическом рисках СМИ почти всегда делают упор на ущербе — в них говорится о материальных потерях, о заболеваниях, о человеческих жертвах, которые могут иметь место или уже произошли где-то. Однако эти сообщения обычно не упоминают о положительных результатах использования той же самой технологии в ряде других мест. Действительно, не бывает, чтобы информация об аварии самолета сопровождалась, например, таким дополнением: “Остальные самолеты (а их было несколько тысяч), выполнявшие свои рейсы в тот же день, благополучно приземлились в аэропортах назначениях”. С точки зрения теории социального обучения, подобный сдвиг информации в негативную область будет неминуемо смещать реакцию регулярно принимающих ее индивидуумов в том же направлении. Замещающее обучение способно внушать страх, и такое внушение будет иметь гораздо больший социальный эффект, нежели страх, возникший после непосредственного контакта с опасным событием, поскольку замещающее обучение, благодаря СМИ, затрагивает жизни огромных количеств людей.
Таким образом, нельзя утверждать, что параллельно развитию СМИ происходит совершенствование процесса коммуникации риска. Ученые постоянно упрекают журналистов в том, что в их материалах есть искажения и смещены акценты, что они слишком упрощены, что это является следствием погони за сенсациями. Со своей стороны, журналисты жалуются на то, что ученые не дают им всех нужных сведений, употребляют слишком много непонятных терминов, а иногда вообще отказываются разговаривать или давать интервью.
Журналисты, представляя широкой публике информацию о риске, поднимают те вопросы, ответы на которые хочет получить большинство людей. К ним относятся вопросы о потенциально катастрофических событиях, степени их изученности, неопределенности понимания их природы и особенностей, возможности устранения научной неопределенности, распределении риска между нынешним и будущими поколениями и т.д. Все эти проблемы стоят и перед специалистами, работающими в области экологической безопасности и общественного здравоохранения. Однако анализ задач, решаемых СМИ и специалистами, работающими в области экологии и охраны здоровья, выявил ряд существенных различий. Д. Мак Коллам и Л. Сантос показали, что некоторые эти задачи противоречат друг другу, о чем говорит их сопоставление в табл. 6.2.
Специфика задач СМИ в процессе формирования связанных с риском сообщений приводит к неадекватному освещению событий. Известно, что СМИ склонны “сгущать краски”, чтобы придать оттенок сенсации любому сообщению, если имеется хотя бы минимальный повод для этого. Помимо сенсационности, подчеркиваются разногласия между учеными в описании или объяснении сопряженных с риском событий, дефицит научных данных, их неточность и т.п.
Таблица 6.2. Задачи, решаемые средствами массовой информации