Создание культовых мест
Изучение дизайна различных культовых мест дает возможность проникновения в суть символического зна
чения этих архитектурных форм и позволяет постичь их внутреннюю взаимосвязь с процессом духовной самоидентификации. Осмотр двух весьма популярных среди прихожан арканзасских часовен выявил стремление проектировщиков бережно встроить эти материальные объекты в первозданное естественное окружение; при этом, благодаря умелому использованию света и воды, оба здания эффектно выделяются на фоне окружающей природы. При помощи искусственного освещения удается увеличить «визуальную высоту» сооружений, создать «впечатление вертикальности» и выгодно оттенить текстуру натуральных строительных материалов, художественную роспись и скульптурные украшения, в то время как применяемые звуковые эффекты помогают усилить эмоциональное воздействие на посетителей. Автомобильные парковки и прочие отвлекающие внимание верующих места обустроены в стороне от часовен, а сами здания спроектированы с тщательным соблюдением пропорций и оставляют впечатление гладких и цельных конструкций (Watson and Kucko, 2001).
Вопреки распространенному заблуждению, оформление культовых мест отнюдь не ограничивается строительством церквей и часовен и может заключаться в создании абсолютно иных архитектурных форм. Так, например, при работе над проектами индейских поселений специалисты компании «Уэллер Аркитектс» (Weller Architects) из Альбукерке (Нью-Мексико) непременно советуются с членами племенных групп, поскольку выяснилось, что для многих представителей коренного американского населения жилище – не только среда обитания, но и священное место, имеющее сильные духовные связи с окружающей природой (Weller, 2004). Прекрасно владеющие такими эффективными методиками изучения этнических сообществ как всестороннее наблюдение и интервьюирование символические интеракционисты
в состоянии существенно помочь при создании религиозных объектов и других культовых мест.
Заключение
Как видно из всего вышеизложенного, архитектура – это, в некотором роде, «мы сами»: ведь она не только отражает наши мысли, эмоции и поступки, но и оказывает на них определенное влияние. Вызывает немалое удивление существующая в среде профессиональных социологов тенденция игнорировать значимость искусственно созданного материального окружения и рассмат ривать его в качестве некой незаслуживающей нашего внимания или лежащей вне границ соответствующих областей академического интереса «данности». Необходимо возродить подход, разработанный такими классиками социологической науки как Зиммель (Simmel, 1950), Парк (Park, 1915), Мид (Mead, 1934), Гофман (Goffman, 1951; 1959; 1963) и Хоманс (Homans, 1974), убедительно продемонстрировавшими исключительную важность роли материальных форм в общественной жизни. Настало время социологии архитектуры, когда социологи, экологические психологи и архитектурные антропологи должны объединить свои усилия по изучению проектируемого материального окружения и заложенных в нем значений. Теория и методология символического интеракционизма могли бы значительно помочь этой совместной работе.