Функции социальных институтов -
ЛЕКЦИЯ 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА
План
Понятие и определение социальных институтов общества
Процесс институционализации
Функции социальных институтов
Одной из главных проблем при изучении особенностей социальной жизни с точки зрения социологии является понимание и объяснение того, каким образом коллективные формы организации, которые пронизывают все важнейшие стороны нашего бытия, обладают устойчивостью, способностью сохраняться и существовать десятки, сотни и даже тысячи лет, а также изменяться, приобретая новые формы и качество.
Семья, культура, производство, религия, образование, политика, государство – фундаментальные институты человеческого общества, возникшие с древних времен и существующие до сих пор.
Термин «социальный институт» - от. лат. Institutum - установление, устройство. Имеет 2 значения – узкое – и широкое.
Узкое– употребляется как название специализированных научных и учебных учреждений. Широкое – совокупность норм и правил, которые организуют общественные отношения, обеспечивая целостность общества.
Социальный опыт свидетельствует о том, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепление определенных типов социальных отношений, которое признано членами общества и обеспечивает целостность системы. Для сохранения целостности общества, люди создают систему учреждений, которые закрепляют, регулируют и контролируют поведение индивидов - членов общества.
Социальные институты общества – исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей, выполняющие социально значимые функции для удовлетворения важнейших социальных потребностей общества и человека.
Сам термин “институт” (от лат. institutum — установление, учреждение) был заимствован социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие “институт” сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование для обозначения определенного типа устойчивой регламентации социальных связей и отношений, а также различных организационных форм социального регулирования поведения людей.
Социальный институт как социологическая категория предметно рассматривалась социологами-классиками Г.Спенсером, О.Контом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, а также стала предметом анализа современных социологических школ – структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон) и институционализма (Липсет, Блау, Миллс, Веблен, Гамильтон) и др.
Фундаментальных (самых важных) потребностей не так много, всего пять, столько же и главных социальных институтов:
1 - потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, социализации личности - институт семьи и брака;
2 - потребность в материальном обеспечении, производстве и распределении средств - экономические институты, производство, товарно-денежные отношения;
3 - потребности в безопасности и социальном порядке реализуются через правовые и политические институты, государство
4 - потребности в накоплении и передаче знаний, опыта, ценностей осуществляют институты образования, воспитания, науки.
5 - потребности социокультурного и духовного развития, которые поддерживают социальное согласие, передают духовные и культурные ценности из поколения в поколение реализуются институтами культуры и религии.
Совокупность всех социальных институтов формирует социальную систему общества – социальную статитку, которая сравнима со спинным хребтом общественной жизни, за счет чего обеспечивается социальный порядок, стабильность и интеграция членов общества.
Важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными ресурсами и выполняющими соответствующую социальную роль и функцию. Так, институт высшего образования включает преподавателей, методистов, студентов, деканов и т.д., которые выполняют свои обязанности в соответствии с социальными ролями: например, преподаватель обучает и контролирует усвоение знаний; студент получает и усваивает знания, декан управляет процессом обучения на факультете и т.д.). Институт образования включает школьное, профессионально-техническое, высшее образование. Эту систему образуют школы, гимназии, колледжи, лицеи, профессионально-технические училища (ПТУ), вузы (университеты, институты, академии), министерства, и т. д., которые располагают зданиями, необходимыми материальными ресурсами, оборудованием, финансированием и т. д.).
Таким образом, определенный социальный институт (семьи, образования, культуры, права, экономики, здравоохранения, религии) является организованной системой социальных связей, норм, статусов, посредством которой общество регулирует, управляет и контролирует поведение людей в наиболее важных сферах своей жизнедеятельности. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в малые и большие группы, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Социальные институты, таким образом, поддерживают социальные структуры, целостность и порядок в обществе.
Процесс зарождения и становления социального института называется институционализацией.Это тот процесс, когда определенная общественная потребность осознается членами общества как общесоциальная, а не просто частная, и для ее реализации создаются учреждения, устанавливаются определенные нормы и модели поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы и т.д.
Процесс институционализации включает насколько этапов:
- возникновение потребности и формирование общих целей;
- появление социальных правил, норм, процедур, их практическое применение;
- определение системы санкций и ролей, которые охватывают всех членов социального института;
- создание соответствующей инфраструктуры (системы учреждений, организаций, институций)
Любой социальный институт призван организовывать и упорядочивать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей граждан и самого общества.
Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в
соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высоко-формализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь - в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Индивидуальные роли в институциональном поведении. Далеко не все социальные роли внутри института могут быть институциональными. "Плохой мальчик" или "мамин маленький помощник" - это роли в семье, но они не институционализированы. В то же время сын или дочь - это институционализированные роли. В чем же состоит различие? Институционализированная роль это наиболее постоянная в данном институте совок-ть повед-х ожиданий, отступление от кот. наиболее сурово наказывается.
успеху, так как для роли босса нужны совершенно иные, новые отношения.
Существует ряд признаков, общих для всех институтов:Установки и образцы поведения; Символические культурные признаки; Утилитарные культурные черты; Кодекс устный или письменный; Идеология.
Культурные символы. Культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессионал клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля
Идеология. Идеологию можно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии.
Идеология, т.о., является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института, При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.
Функции социальных институтов -
По ролевой направленности социальные институты разделяются на
1) функциональные (положительная роль)
2) дисфункциональные (отрицательная роль)
3) нонфункциональные (нулевая роль)
В современных переходных обществах многие социальные институты играют двоякую роль – экономические институты являются и функциональными, и дисфункциональными (наличие теневой и рыночной экономики одновременно)
Очень важной является
интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.
Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
2) Воспроизводственные. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но ее реализует и самый крупный социальный институт - государство.
3) Производственно-распределительные - обеспечиваются экономическими, финансовыми, государственными и частными социальными институтами, осуществляя управление ресурсами и контроль над их использованием и воспроизводством
4) Нормативно-регулирующие и контролирующие - осуществляют регулирование социального взаимодействия и поведения членов общества, социальных групп через систему сложившихся социальных, моральных и правовых норм, правил, предписаний, законов и т.д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций (регламентируют нормы, правила и законы институты права)
Одним из базовых социальных институтов является экономика. В настоящее время функционирование экономики Украины и приобретение конкурентоспособности на основе низкой стоимости рабочей силы доказывает свою неадекватность текущих и стратегических задач социально-экономического развития и вызовам глобализации
Из-за сохранения ориентации на дешевую рабочую силу:
· Невозможно полноценное воспроизводство рабочей силы;
· Работодатели не имеют мотивации к внедрению новых технологий и экономики живого труда из-за высокого количества неквалифицированных работников;
· Наиболее активные и квалифицированные слои населения выезжают за рубеж, бюджетные затраты на их подготовку не компенсируются, лучшая рабочая сила Украины работает на экономику других стран;
· Значительная часть населения требует государственной помощи, что неоправданно увеличивает объемы социальных трансфертов;
· Неполноценно развивается система страхования, что ограничивает инвестиционные возможности страны и не стимулирует развитие соответствующих финансовых инструментов;
Внедрение в Украине модели экономики с дорогой рабочей силой должна опираться на реализацию принципов социальной справедливости, создание инфраструктуры европейского типа (с низким уровнем бедности и имущественного расслоения и многочисленным средним классом), обеспечение активного поведения на рынке труда (через приобретение высокого уровня образования и квалификации, сохранение здоровья, продолжение трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста), противодействие масштабной трудовой и стационарной эмиграции рабочей силы
Разновидности социальных институтов
представлены в табл.. 1
Самыми влиятельными и необходимыми социальными институтами для современных обществ социологи считают семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные.
Таблица 1. Основные социальные институты в индустриальных (развитых) обществах
Социальный институт | Основные функции | Группы и организации | Ценности | Социальные роли |
Семейно-брачные | Воспроизводство и воспитание потомства Регулирование рождаемости, социализация и защита детей | Родственники, группы, объединенные родственными связями | Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям | Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка |
Политические | Установление и поддержание общественного порядка | Политические партии, профсоюзы, конгрессы, парламенты, | Правило простого большинства, право голоса | Президент, депутат, лоббист, кандидат |
Экономические | Производство и распределение товаров и услуг | Заводы, фабрики, банки, офисы, трудовые коллективы, профсоюзы и т.д. | Стабильный и достойный доход (заработок), возможность удовлетворять материальные запросы;эффективное производство | Рабочий, управленец, работодатель предприниматель, покупатель, продавец, |
Образовательные | Передача знаний и навыков. Социализация и получение профессиональной квалификации | Школы, колледжи, вузы, ассоциации студентов, родителей, преподавателей | Академическая честность, высокая успеваемость, дисциплинированность, ответственность | учитель ученик; преподаватель, студент, декан |
Религиозные | Передача, распространение, закрепление высших духовных ценностей | Храмы, соборы, церковь, монастырь | Выполнение требований религиозной этики, соблюдение библейских заповедей | Священнослужитель, прихожанин |
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятию «социальный институт»
2. Перечислите основные социальные институты общества в контексте фундаментальных общественных потребностей
3. Дайте определение и охарактеризуйте процесс институционализации
4. Каковы особенности социальных институтов как организованных социальных подсистем внутри общества
5. Укажите основные функции соц. институтов
В разные исторические времена на передний план выходили разные социальные институты: в первобытнообщинном обществе — семья играла особую роль, в феодальном обществе базовым институтом являлась религия, в советском обществе — полит. институты и прежде всего партия, в капиталистическом обществе ведущая роль принадлежит экон. институтам. Поэтому, изучая социальные институты, социология получает представление не только о характере взаимодействия людей, но и том как эти взаимодействия проистекают в разных обществах, а тем самым исследовать чем данное общество отличается от других. Под социальным институтом принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, получившие определенную формализацию взаимоотношения людей. Раскрывая это понятие мы фиксируем основные черты, присущие соц. институтам. Во-первых присуще более или менее длительные исторические процессы формирования, в частности, если мы рассматриваем наиболее типичные соц. институты играющие важную роль в любом современном обществе, то они подтверждают данную особенность. Соц. институты начали складываться еще при переходе от первобытного общества к первым цивилизациям. Первые цивилизации характеризовались именно наличием таких институтов — государства, городов. А само государство так или иначе форма власти — монархия, например. Разумеется государства проделали за это время длительный путь и современные отличаются от древних. Однако основные атрибуты государства — власть, законы, армия в измененном виде существуют и сейчас. Деньги как экон. институт существуют в измененном виде и сейчас, пройдя путь от черепков, золотых монет до современных форм, не утративших своих функций — быть основным платежным средством. Наконец один из самых древних соц. институтов, семья исторически пройдя путь развития, изменения и существует в настоящее время. Из этого вытекает вторая характерная черта соц. институтов — устойчивое соц. взаимодействие. Между людьми возникают самые разные отношения, но лишь те из них обретают статус соц. института, которые характеризуются устойчивостью.
Обязательность, неизбежность определенных видов взаимоотношений их повторяемость на протяжении длительного промежутка времени приводит к тому, что эти отношения приобретают характер одинаковых, определенным образом оформленных отношений, т.е. они становятся организованными. Соц. институты любой формы лишь тогда сформируется, когда все общество или его часть имеет потребность в формировании данного института.
Для того, чтобы соц. институты выполняли свои функции необходимо чтобы они обладали средствами, которые можно структурировать в 3 категории: правовые средства — необходимые законы, правила, полит. правы и обязанности, регламентирующие действия людей в рамках этого соц. института.
Например, в любой стране существуют обязанность родителей обучать детей в системе институтов образования с какого возраста, в каких формах устанавливаются стандартами образования, обязательными для всех видов учебных заведений; материальные условия, средства, с помощью которых реализуются соц. институты. Например для вышеприведенного примера — это школы, институты и т.д.; моральные условия, складывающиеся в обществе, средства обеспечивающие общественную поддержку соц. институтам. Дети идут в школу, после окончания на подготовительные курсы, затем в университет не потому, что заставляют, а потому, что осознают необходимость образования для достижения успеха в жизни, и для материальной составляющей жизни, более высокого престижа.
Наличие 3 или 2 видов средств присуще любому соц. институту.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты соц. институтов: историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность общества, в качестве которой-то функции, устойчивой связи; устойчивость. Даже если тот или иной институт со временем отмирает, но он существует достаточно долго (веками, эпохами) удовлетворяя какую-либо потребность или выполняя функцию; функциональность. Т.е. он выполняет важную общественную функцию наличие средств, необходимых для выполнения функций, для которых он создан.
20.ИНСТИТУТ СЕМЬИ
Основу семьи составляет брачный союз М и Ж. Он санкционируется обществом. Брак- это истор-ки меняющаяся форма отношений между М иЖ. Посредством его общество упорядочивает и санкционирует половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак. Она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родст-в или просто близких супругам и необх-х им людей.
Ее прочность обеспечивается за счет внутренних и внешних сил. Внешнимиявляются: право, религия, общественное мнение. Внутренние -взаимная эмоциональность и экономическая заинтересованность.
Сейчас соц. исследования идут в направлениях: изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращение брака; изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей на основании этих исследований создание несколько типологий семей; отношения, складывающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями; качество жизни, материального уровня жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения; функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размеры семьи, деторождение.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях.
Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
21.ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:
. стали готовить учителей специально;
. подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;
. сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной
(начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);
. школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно- лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель
(функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.
Для современного общества проблемой является качество обучения.
Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к
«человеку культуры».
Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.
22.ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ
Один из важнейших социокультурных институтов. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом. У церкви имеются колоссальные материальные средства, возможности влиять на сознание, поведение людей. Церковь нужна обществу, т.к. является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущих справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
Величайшие достижение церкви — идея отпущения грехов после покаяния.
Церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экон. основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно- институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе общества. В функционировании церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.
Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:
. мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
. компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
. интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.
Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.
Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.
Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Общение складывается в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.
Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе.
Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Церковь оказывает на экон. отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет
«нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения. /Основы религиоведения, с.67/
23.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Политические институты — разновидность социальных институтов, к ним относятся: государство, полит. партии, общественные организации имеющие свои полит. интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общности и т.д.). Каждый из полит. институтов осуществляет определенный вид полит. деятельности и включает социальную общность, слой, группу специализирующиеся на реализации полит. деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
. политические нормы регулирующие отношения внутри полит. института и между ними и между политическими и неполитическими институтами общества;
. материальные средства необходимые для достижения поставленных целей.
Полит. институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование полит. деятельности, сохранение идентичности полит. общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за полит. поведением.
Крупнейший соц.-полит. институт — институт государства. Функции государства являются организация и управление жизнью общества. Для выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и создает, огромные материальные средства, как за счет налогов, так и за счет др. поступлений (госсобственность и др.). Однако современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти государственные институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность.
Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии.
По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую).
Универсальной структурой государственной власти является:
. законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т.д.),
. исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т.д.),
. судебные органы,
. армия и органы госбезопасности,
. государственная система информации и т.д.
Но в разных обществах существуют различные избирательные системы, различна роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.
К полит. институтам относится институт права, в любом обществе (за исключением наименее развитых) существуют законы, регламентирующие различные формы взаимодействия между людьми, организациями людей.
Существует гражданское, уголовное, административное право. И наконец к полит. институтам относятся полит. партии, общественные организации, профсоюзы, без которых современная жизнь не мыслиться. В демократических обществах все полит. институты автономны (власть делится на независимые ветви — исполнительную, законодательную, судебную). Все полит. институты влияют на формирование государственных и властных структур, направляют полит. направление развития общества. В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции полит. институтов деформированы, полит. партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите. Поведение индивидов и групп в полит. сфере подчиняются нормам — основным правила участия в полит. жизни. Нормы разделяются на нормы-законы и нормы-привычки.
24.ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение своих задач осложнений в обществе не возникает. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых потребностей общества социальные институты перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института может возникнуть явление дисфункции. В процессе развития соц. институтов каждый из них периодически переживает период, названный дисфункцией. Приставка дис означает нефункционирование, бездействие, т.е. такое состояние соц. института, когда он либо вовсе не выполняет присущие ему функции, либо выполняются недостаточно. Дисфункция соц. института имеет
2 основные причины: во-первых—устаревшие формы соц. института. Дисфункция может показать, что данная форма соц. института перестает удовлетворять потребностям изменившегося общества. Например, в разных странах и в разное время возник кризис власти, кризис экономики. Выходом из этих кризисов служит реформа или замена, модернизация соц. института. Либо это пересмотр средств, которыми обладает институт; во-вторых — изменилось само общество, накопленные изменения в обществе приводят к общественному кризису. Так, например, общественные волнения, революции, соц.-экон. кризисы лишают соц. институты необходимых для их деятельности средств. Например, в условиях кризиса, войны все соц. институты испытывают трудности (хотя и в разной степени) особенно в материальных средствах. Во время войны прекращаются школьные занятия.
Явление дисфункции присуще в той или иной степени всем институтам: соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт семьи с примыкающими институтами брака, развода.
Гармоничная и сбалансированная система социальных институт, обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных институтов Дюркгейм назвал аномией. Глубокие институциональны реформы, как правило сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу.
История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования социальных институтов. Чаще всего реформы заканчиваются бурными революционными событиями.
http://www.bestreferat.ru/referat-56624.html
Список основных источников:
1. Соцiологiя : Пiдручник / За ред. В.Г.Городяненка.-К.:Академiя, 2005.-560с.
2. Пилипенко В.Є., Вишняк О.І, Куценко О.Д. та ін. Спеціальні та галузеві соцології: Навч.посіб. – К.: Каравела, 2003. – 304 с.
3. Касьянов В.В.Социология: Ответы на экз.вопросы.- М. - 2005
4. Горбунова М.Ю. Социология: ответы на экз.вопросы.- М.: ЭКЗАМЕН, 2005.
5. Пшеничнюк О.В., Романовська О.В. Соцiологiя: Посiбник для пiдг. до iспитiв.-К.: ПАЛИВОДА, 2002.- С.65-67.
6. Социология в вопросах и ответах: Учебн. пособ / Под ред.. проф.. В.А.Чуланова. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2000. – 256 с.
7. Україна в 2007 році: внутрішнє та зовнішнє становище та перспективи розвитку. Експертна доповідь/За аг. Ред. Ю.Г.Рубана. – К.:НІСД, 2007. – 256 с.