Общие требования к программе
Рассмотренные нами отдельные элементы программы тесно взаимосвязаны и представляют собой единый методологический документ.
Первое элементарное требование к программе исследования состоит в том, что разработка данного документа является необхо-
димостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала. Это приводит к большому объему напрасной работы, большому количеству ошибок. В ходе исследования может вдруг обнаружиться, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными. При отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать собранный материал. Попытки выяснить эти вопросы не стадии анализа уже собранных данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не удовлетворяла строгим требованиям, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце такой работы исследователь неизбежно приходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.
Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно разработанной программе. Но здесь сомнения носят совершенно иной характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной проверки. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае — это сожаления о неиспользованных возможностях.
Второе требование — эксплицитность программы. Ее положения должны быть достаточно четкими и ясно сформулированны--ми. Все элементы программы следует продумать в соответствии с логикой исследования, т.е. интуитивный набросок ее не может заменить строгую обоснованность всех исходных предпосылок и правил процедуры. Кроме того, программа является единым документом для всего коллектива исследователей и при ее отсутствии участники исследования могут не найти общего языка и потратить время на увязывание и уточнение вопросов, которые не могли бы возникнуть при ее наличии.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начинать с выбора плана исследования, не зная задач исследования. Бессмысленно пытаться формулировать гипотезы, не представляя себе объекта исследования в целом. Все звенья программы связаны в логически стройную последовательность.
И последнее, четвертое, требование — программа должна быть гибкой. Это утверждение не противоречит предыдущему, оно лишь свидетельствует о необходимости при обнаружении ошибок в каком-то звене программы проверить все остальные ее части.
Например, в ходе пилотажного (пробного) исследования обнаруживается, что интерпретация какого-либо важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предполагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением данного понятия).
Вместе с тем, будучи гибкой в пределах согласования всех элементов, программа должна быть жесткой по отношению к собранным эмпирическим данным. Попытки подогнать полученный материал под концепцию недопустимы.
Таким образом, подготовка программы исследования — очень сложный и трудоемкий процесс. Практика показывает, что на ее разработку уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако тщательно продуманная программа социологического исследования — непременное условие его осуществления на высоком научном уровне. Она представляет собой важный результат научной работы и может быть опубликована как самостоятельный труд для сведения специалистов, который значительно облегчит сбор, анализ и изложение итогов работы других исследователей.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте, зачем исследователю необходимо разрабатывать программу конкретного социологического исследования?
2. В чем суть отличия объекта КСИ от его предмета?
3. В какой последовательности строится структура методологического раздела программы. Можно ли ее изменять?
4. Приведите примеры КСИ, где можно наиболее эффективно применять различные модели выборки.
5. Что такое «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативная выборка»?
6. Назовите типы и виды выборок, существующие в социологии.
8. Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?
9. Проанализируйте общие требования к программе КСИ.
Литература
1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М., 1989.
2. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. — М., 1988.
3. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1982.
4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных заведений. — М., 1997.
5. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ