Общие требования к программе

Рассмотренные нами отдельные элементы программы тесно взаимосвязаны и представляют собой единый методологический документ.

Первое элементарное требование к программе исследования со­стоит в том, что разработка данного документа является необхо-





димостью. Часто начинающие исследователи пытаются работать без четко разработанной программы, опираясь лишь на смутные идеи о целях поиска и характере нужного эмпирического материала. Это приводит к большому объему напрасной работы, большому ко­личеству ошибок. В ходе исследования может вдруг обнаружить­ся, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными. При отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать собранный матери­ал. Попытки выяснить эти вопросы не стадии анализа уже со­бранных данных приводят к разочарованиям: материал был со­бран не полностью, выборка не удовлетворяла строгим требова­ниям, получены ответы не на те вопросы, которые планирова­лись вначале. В конце такой работы исследователь неизбежно при­ходит к выводу, что теперь он проделал бы все это совершенно иначе.

Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно разработанной программе. Но здесь сомнения носят совершенно иной характер, возникают более обоснованные гипотезы, требую­щие специальной проверки. Такая неудовлетворенность достигну­тым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае — это сожаления о неиспользованных возможностях.

Второе требование — эксплицитность программы. Ее положе­ния должны быть достаточно четкими и ясно сформулированны--ми. Все элементы программы следует продумать в соответствии с логикой исследования, т.е. интуитивный набросок ее не может за­менить строгую обоснованность всех исходных предпосылок и пра­вил процедуры. Кроме того, программа является единым докумен­том для всего коллектива исследователей и при ее отсутствии уча­стники исследования могут не найти общего языка и потратить время на увязывание и уточнение вопросов, которые не могли бы возникнуть при ее наличии.

Третье требование — логическая последовательность всех эле­ментов программы. Нельзя начинать с выбора плана исследова­ния, не зная задач исследования. Бессмысленно пытаться форму­лировать гипотезы, не представляя себе объекта исследования в целом. Все звенья программы связаны в логически стройную пос­ледовательность.

И последнее, четвертое, требование — программа должна быть гибкой. Это утверждение не противоречит предыдущему, оно лишь свидетельствует о необходимости при обнаружении ошибок в ка­ком-то звене программы проверить все остальные ее части.

Например, в ходе пилотажного (пробного) исследования об­наруживается, что интерпретация какого-либо важного понятия неудовлетворительна. Изменение интерпретации требует пересмотра в каких-то частях концептуальной схемы и, конечно же, предпо­лагает переформулировку соответствующих гипотез (связанных с употреблением данного понятия).

Вместе с тем, будучи гибкой в пределах согласования всех эле­ментов, программа должна быть жесткой по отношению к собран­ным эмпирическим данным. Попытки подогнать полученный ма­териал под концепцию недопустимы.

Таким образом, подготовка программы исследования — очень сложный и трудоемкий процесс. Практика показывает, что на ее разработку уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако тщательно продуманная программа социологического исследования — непременное условие его осу­ществления на высоком научном уровне. Она представляет собой важный результат научной работы и может быть опубликована как самостоятельный труд для сведения специалистов, который зна­чительно облегчит сбор, анализ и изложение итогов работы других исследователей.

Вопросы и задания

1. Обоснуйте, зачем исследователю необходимо разрабатывать програм­му конкретного социологического исследования?

2. В чем суть отличия объекта КСИ от его предмета?

3. В какой последовательности строится структура методологического раздела программы. Можно ли ее изменять?

4. Приведите примеры КСИ, где можно наиболее эффективно приме­нять различные модели выборки.

5. Что такое «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативная выборка»?

6. Назовите типы и виды выборок, существующие в социологии.

8. Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?

9. Проанализируйте общие требования к программе КСИ.

Литература

1. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонден­тами. - М., 1989.

2. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле­дований. — М., 1988.

3. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1982.

4. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных заведений. — М., 1997.

5. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара, 1995.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации