Отличие метода от других способов анализа текстов
На протяжении XX в., который стал периодом становления и развития социологии, широкое применение получил такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения.
Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях. Нередко социологи обращаются
240 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
к этому методу для анализа и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых записей, речей политических деятелей и т. д.). Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях деятельности авторов, об эксплицитно присутствующих намерениях Коммуникатора, о возможных, ожидаемых воздействиях информации на потребителя, в определенной степени о его потенциальных реакциях.
Названия метода в виде словосочетаний «анализ содержания» или «контент-анализ» сегодня сосуществуют в профессиональной лексике социологов равноправно, и мы будем использовать их как синонимы. Это название закрепилось за особой методической процедурой анализа всех видов текстов (вербальных, визуальных и пр.), когда речь идет об анализе ядра коммуникации, того, что лежит между Коммуникатором и Аудиторией, между автором послания и тем, кому это послание адресовано.
В основе этой процедуры лежит тот же механизм, что и в основе ненаучного, обыденного, ежедневного нашего знакомства, например, с газетами. На основании многодневного потребления достаточно большого числа единичных материалов газеты мы получаем определенное представление о ее основной стратегии, ее оперативности, правдивости и т. д.
К выводу о том, что собой представляет этот источник информации, мы приходим на основании знакомства с продуктом этого источника — его содержанием. За этим может последовать и наше решение — подписываться или не подписываться на определенную газету, читать ее в дальнейшем или не читать... И все же — социологический анализ содержания противопоставляется таким заключениям, как импрессионистическим.
Если мы представим на этом месте исследователя, который специально задастся целью изучить материалы газеты с тем, чтобы прийти к выводу об ее общей политике, ее авторах, ее проблемах и т. д. — мы должны будем допустить, что исследователь делает это с большей строгостью, чем мы. Он точно определит, на что именно он должен обратить внимание в тексте, какие слова, предложения, качественные прилагательные следует зафиксировать, чтобы выяснить, каким образом — с симпатией или/и антипатией — подается в этой газете фигура политика X, какая реклама идет в органах информации, основной пакет акций которых находится в руках определенного бизнесмена, как эги источники информации обрисовывают фигуру действующего
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
президента и отличаются ли они в этом смысле от источников, принадлежащих другому бизнесмену, и т. п
Суммируя свои впечатления от деятельности Коммуникатора (конкретного источника информации или конкретного телеведущего), исследователь делает это буквально, он подсчитывает суждения, в которых интересующий его политический субъект подается в благоприятном или неблагоприятном свете, подсчитывает количество материалов, в которых этот политик вообще появляется (мы-то знаем, что быть «героем» журналистского материала для политика означает быть знакомым своему электорату — иногда не важно, в каком свете он здесь выступает).
В каждом конкретном случае исследователь разрабатывает специальную методику, которая позволяет ему по содержанию ряда материалов судить о том, что стоит за этим содержанием: что мы можем сказать о его авторе, о газете в целом, о читателях, об эпохе, к которой относится деятельность этой газеты и т. д. На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность.
В более общем виде можно сделать вывод, что методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые 'эти i тексты представляют.