CNN — мировая марка телевещания

Без преувеличения можно сказать, что сегодня Америка ассоциируется с Си-Эн-Эн (CNN), как раньше с небоскребами. В самой Америке эта аббревиатура тоже у всех на слуху. Имеет хождение одна история, которая, если и выдумана, очень похожа на правду: «Где президент?» — спросили журналисты у пресс-секретаря Белого Дома в первые минуты операции «Буря в пустыне». Багдад уже подвергли бомбардировкам,

222 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

а официального сообщения еще не было. «Смотрит Си-Эн-Эн», — был ответ.

Си-Эн-Эн ведет начало с 1980 г Создатель канала Тэд Тернер, начиная проект, сознательно хотел разрушить монополию на информацию трех национальных телесетей. Он считал, что там слишком много рекламы при нехватке собственно новостей. В рамках новой концепции предполагалось 24 часа в сутки давать программы новостей и комментарии к ним, при этом каждые полчаса повторять новости «в заголовках».

В таком формате канал принимают сейчас более сотни стран мира (компания «Тернер бродкастинг» располагает шестью спутниками связи, способными транслировать передачи в любой уголок земного шара). Кстати, монополия трех сетей, о которой мы упомянули, это не только образное выражение. Новому каналу пришлось долго добиваться, чтобы попасть в число непосредственно информируемых Белым Домом — ранее это было традиционным и исключительным правом трех телекитов. В 1981 г. Тернер подал в суд иск о возмещении потерь, поскольку три другие программы сообщают новости раньше, пользуясь незаконными привилегиями Иск отозвали, проблема была решена полюбовно.

Крупной акцией Тернера явилось приобретение фильмотеки кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер», насчитывающей около 4 000 кинофильмов, что стало основой вещания другой суперстанции Тернера, WTBS, и финансовой основой производства «чистой» информации, поскольку, как известно, рекламы на Си-Эн-Эн нет.

Надо сказать, что модель, по которой организована деятельность Си-Эн-Эн, является притягательной для многих информационных структур.

Так, тайваньский телеканал CTN изначально планировался как «китайский CNN». Это была попытка создать информационную магистраль для всех китайцев в мире. С учетом того, что китайская община становится все более влиятельной в мировых делах, канал новостей на китайском языке должен был иметь большое будущее, как говорили организаторы этого телеканала.

Компания CTN базируется в Гонконге. Ее канал новостей начал вещание на Тайване в 1994 г. Основной владелец компании — гонконгская финансовая группа CIM, инвестирующая, главным образом, в средства массовой информации, недвижимость, рестораны и отели. Сегодня CTN имеет бюро, представительства и корпункты, занимающиеся сбором информации, в 21 городе мира, включая Пекин, Тайбэй, Нью-Йорк и Лондон Все бюро должны направлять подготовленные

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

ими материалы в Гонконг для окончательного редактирования и передачи по системе спутникового вещания. В настоящее время около дюжины стран в Азии и Северной Америке могут принимать программы CTN Компания вынашивает идею создания глобальной информационной сети, ориентированной на говорящих по-китайски зрителей во всем мире Наибольшее количество новостей поставляет в настоящее время тайбэйское бюро, имеющее в своем составе тринадцать групп, каждая из которых состоит из репортера и оператора.

CTN передает информационные программы круглосуточно. Они включают: последние известия, передаваемые каждый час; программу о финансах «Деньги»; тематические передачи — такие, как программа «Китайцы в мире», посвященная «персонам грата»; форумы-дискуссии по различным вопросам, интересующим зрителей. Сообщения по финансовой тематике и другие связанные с ней программы составляют около половины всей продукции канала.

По словам Чэнь Хао, главы тайбэйского бюро CTN, этот канал отличается от других прежде всего Аудиторией, на которую он ориентируется. «Рынок, на который нацелен CTN, представлен этническими китайцами во всем мире, — говорит он прямо. — Мы не ограничиваем сферу своей деятельности Тайванем, Гонконгом или материковым Китаем. Мы стремимся охватить как можно больше китайских рб-щин. Иммигранты из Китая давно образовали свои общины в Северной Америке и других частях света, и эти общины также очень важны для нас»1.

Ориентация на зрителей — этнических китайцев, живущих в различных странах, влияет, по словам Чэнь Хао, и на общий стиль работы канала. «Мы разделяем более широкие взгляды, свойственные тем, кто осознает себя членами единого международного сообщества — гражданами мира, — говорит он — Репортеры должны, в частности, использовать и соответствующий словарь, если они хотят найти общий язык со своей аудиторией. К примеру, мы называем Китайскую Республику «Тайванем», а Китайскую Народную Республику — «материковым Китаем». Все, кто работает у нас, должны как бы подчинить национальную идентичность всемирному гражданству»2.

226 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

в пользу местной газеты, более близкой его интересам. Притягательность местных источников информации заключается в их относительной дешевизне, что при прочих равных условиях является важным аргументом.

Так, по данным социологической службы Союза журналистов, в 1995 г. всероссийский опрос населения показал следующее распределение газет в потреблении населения (% читателей среди опрошенных):

Местная городская газета 36

Местная областная газета 30

«Аргументы и факты» 25

«Комсомольская правда» 16

«Спид-Инфо» 15

Газет не читают 7

Остальные газеты набрали от 6 до 1 %

По данным ВЦИОМ, в 1999 г. «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» сохранили в целом по России свои позиции, набрав 23 и 14 % соответственно.

Фирма «Контекст» с 19 по 21 ноября 1999 г. провела опрос, в ходе которого респондентам было предложено назвать периодическое издание, заинтересовавшее его более других на текущей неделе. В качестве метода использовалось личное интервью по месту жительства респондента. Опрос проводился более чем в 200 городских и сельских населенных пунктах в 52 субъектах Российской Федерации, во всех экономико-географических регионах страны. Объем выборки составил 3 000 человек (результаты опроса представительны по региону, типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию, социальному положению, доходам семьи). Лидирующую позицию в рейтинге заняли «Аргументы и факты» (9%), за ними следовали «Комсомольская правда» (7%) и «Московский комсомолец» (6%); 56% респондентов назвали другие периодические издания; 22 % респондентов затруднились ответить'.

Чтобы представить объемы издаваемых информационных источников для отдельного российского региона, дадим статистику СМК по Тверской области на ноябрь 1997 г.: областные газеты — 56, город-

1 Милехин А., фирма «Контекст», студия А. Лебедева // Интернет, www.mo-nitoring.ru.

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

ские — 45, многотиражные (тираж более 1000 экз.) — 8; итого газет 109. Альманах — 1, бюллетени -1, журналы — 5 («Тверская старина», «Домовой», «Радикальная Тверь», «Лекарь», «Тверские епархиальные ведомости»); телеканалы — 29, радиостанции — 32. Всего информационных органов — 177.

Наши рекомендации