Опросы на входе и на выходе 3 страница

был испробовать все возможное, научиться делать все своими руками. Всю жизнь он работал (он переменил много профессий — от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую рус-скую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль», — писал о нем К.. Па-устовский в очерке «Дядя Гиляй». Его произведения — образец социологи-ческого видения мира, результат многочисленных социологических наблюде-ний и глубокого, до сих пор не потерявшего своей ценности научного анализа.

В каком-то отношении социология обречена изучать повсе-дневный мир с позиций обыденного сознания. Действительно, профессиональный социолог, создавая свои теории, опирается на собственный здравый смысл и пользуется языком улицы, как бы он ни очищал первое и второе, как бы он их ни тренировал и ни улучшал. Но, возможно, не только социолог. По мнению О.Е. Тру щенко, «ученый, как и любой другой человек, живет в мире, ко торый сам конструирует присущими ему способами категориза ции и описания. Но, в отличие от «простого человека», учетный должен четко сознавать, что его способ описания ничуть не луч ше, чем тот, который существует в обыденном сознании, т.е. на уровне нерефлексивном»8. В обыденной жизни мы поступаем так же, как ученые ведут себя в науке: мы создаем собственные тео рии, которые объясняют окружающий мир, помогают в нем луч ше ориентироваться, служат руководством к действию и даже по могают предсказывать будущие события.

Таким образом, у стихийной и профессиональной социологии много общего, как много сходства между научным и стихийным наблюдением за социальными отношениями людей.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую peги страцию событий исследователем с помощью органов чувств (зре ние, слух) или специальных записывающих приборов. При этом чаще всего предполагается, что исследователь не предпринимает никаких попыток воздействия на объекты наблюдения, выступая лишь в качестве бесстрастного очевидца происходящего. Так, со бирая информацию о предпочтении покупателями товаров той или иной группы, мы могли бы не задавать им соответствующих воп росов, а просто в течение определенного периода (скажем, одно го дня или одной недели) фиксировать, какие именно товары покупают приходящие в магазин люди. При этом можно не про сто фиксировать номенклатуру и объем приобретаемых продук тов, но и разносить полученные в ходе наблюдения данные по

различным категориям: социально-демографическим группам покупателей (половым, возрастным, профессиональным), време­ни дня, дням недели, местам расположения торговых точек и т.п. Статистический анализ полученных подобным образом сведений даст возможность составить определенную типологию предпочте­ний, товаров, торговых марок, предприятий-изготовителей, а кро­ме того — некую сводную картину покупательского поведения, характерного для данного территориального образования. Анало­гичным образом прямому наблюдению можно подвергнуть и ра­бочее поведение персонала торгового предприятия, включая та­кие его стороны, как вежливость, расторопность, опрятность, го­товность проконсультировать покупателей и т.п. — словом, все то, из чего составится многообразное и не всегда четко и однозначно определяемое понятие «профессиональная компетентность», а так­же, в конечном счете, — «имидж торгового предприятия».

Наблюдение может осуществляться как при отсутствии зара­нее заданных четких гипотез, так и систематизированным обра­зом. В первом случае мы имеем дело с простым или бесструктур­ным наблюдением. Его задача состоит в том, чтобы дать исход­ную информацию для разработки гипотез по более строгому описанию наблюдаемого объекта.

Систематизированное (или структурированное) наблюдение предполагает достаточно четкую, заранее продуманную систему регистрации наблюдаемых событий. Здесь могут использоваться, например, бланки-протоколы, разлинованные по отдельным пун­ктам наблюдения, с кодовыми обозначениями событий и ситуа­ций или карточки наблюдения.

Итак, социологическое наблюдение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непос­редственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познава­тельным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Учитывая, что социологическое исследование стремится не просто к регистрации фактов, а к выявлению мотивов поведения людей, наблюдение обычно применяется в качестве дополнитель­ного к другим источникам информации — опросу и анализу до­кументов. Оно позволяет дополнить сухой (хотя и вполне репре­зентативный и надежный) материал более «живыми» сведениями, непосредственными впечатлениями и тем самым повысить обо­снованность интерпретации полученных данных.

По мнению В.А. Ядова, «наблюдение как метод сбора первич­ных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применя-

ется на заключительной стадии массовых обследований дляуточ нения и интерпретации основных выводов».

Метод наблюдения обычно формируется в комплексе с другими методами сбора социологической информации на разных этапах pea лизации исследовательских планов. В ряде случаев, когда информа ция, характеризующая изучаемый объект, не может быть получена другими способами, он применяется и как самостоятельный, если не предъявляются требования репрезентативности по отношению к ге неральной совокупности. Метод наблюдения используется в сочета нии с методом опроса для определения качественных характеристик инструментария при пилотажных (пробных) исследованиях, а также с методом эксперимента для изучения реакций испытуемых на те или иные управляемые изменения, предусмотренные планом и програм мой исследования. Простое наблюдение целесообразно применять как дополнительный метод в комплексе с другими (изучение документов, опросы). Так, включенное наблюдение в сочетании с последующими массовыми обследованиями (по документам, опросам) позволяет до полнить сухой, но репрезентативный материал более живыми сведе ниями, повысить обоснованность интерпретации данных. Структури рованное наблюдение может быть основным методом сбора данных по описательным или объяснительным гипотезам, если объект иссле дования достаточно локализован. Для лабораторных экспериментов этот метод — один из ведущих. Как самодовлеющий метод, наблюде ние — основа для относительно узких по объему монографических исследований (например, массовых митингов, демонстраций).

Наблюдение — незаменимый источник информации на paзве дочной стадии фундаментального исследования. В прикладеых исследованиях — это незаменимый метод работы социолога-кон сультанта, который всегда начинает с комбинации наблюдения интервью и изучения документов данной организации.

Виды наблюдения

В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом.

1. По форме организации выделяют:

♦ формализованное (структурированное, стандартизирован ное, контролируемое);

♦ неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструк­турное).

Первое обычно структурировано жесткой программой, где раз­рабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы), а второе — лишь общим принципиальным планом. Неформали­зованное наблюдение не дает информации о тенденциях и зако­номерностях протекания событий. Оно служит подготовительным этапом к проведению более тщательного, формализованного на­блюдения или же предшествует эксперименту.

В.А. Ядов по степени формализованное™ выделяет а) некон­тролируемое (или нестандартное, бесструктурное) и б) контро­лируемое (стандартизированное, структурное) наблюдения. В пер­вом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разра­ботанной процедуре11.

Неконтролируемое наблюдение во многом похоже на обыден­ное созерцание событий. Его может провести каждый из нас. Здесь нет четкой программы, выдвижения гипотез, операционализации понятий и множества других вещей, которые обязательны при любом научном мероприятии. Напротив, контролируемое наблю­дение имеет жесткую программу, опирается на продуманную те­орию и детальный анализ проблемы исследования. Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконт­ролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого на­блюдения использовал американский психолог Р. Бейлз (1950) для изучения последовательных фаз в групповой деятельности.

Контролируемым может быть как включенное, так и не вклю­ченное наблюдение. Пример строго научного исследования — вклю­ченное наблюдение социолога В.Б. Ольшанского. В течение не­скольких месяцев он адаптировался к малой рабочей группе. По­явившаяся на более позднем этапе программа формализованного обследования включала интервью, опросы и групповые дискуссии.

Какие бы названия ни предлагались в методической литерату­ре, но суть первого критерия классификации типов наблюдения заключается в том, насколько детализированы, прописаны и вы­верены те процедуры, которые ученый намерен применить в сво­ем наблюдении. Первый критерий выстраивает все множество видов наблюдения на некотором континууме, один полюс кото­рого образован жесткими типами (назовем их хард-стратегиями),

а второй — мягкими (софт-стратегиями). Между ними размеща-ется все многообразие реальных наблюдений, в которых ученый, в зависимости от поставленных целей, научных предпочтений или вкусов, может градуировать степень жесткости и мягкости. При-чем, смягчая процедуру, он необязательно поступается научны-ми принципами. Так, например, представители качественной со-циологии предпочитают софт-стратегии и добиваются великолеп-ных научных результатов.

2. По степени включенности наблюдателя выделяют:

♦ невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вме-шиваясь в ход его протекания;

♦ включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог дей-ствует под вымышленным именем, скрывает истинную профес сию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.

Если регистрация события производится «со стороны», т.е. ис-следователь не вмешивается в сам процесс, то наблюдение счита ется невключенным. Осуществляя его, наблюдатель обязан нахо­диться вне изучаемого объекта, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Напротив, когда ученый имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри», наблюдение считается включенным, или участвующим..

Когда социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих, не вли-ваясь в ряды их участников, то он проводит невключенное наблю дение. Если же он встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.

Примером невключенного наблюдения выступает изучение на учных заседаний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчика и реакции аудитории, скажем, одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д. Обобщая данные, спе циалист регистрирует количество проявлений поведенческих реак ций, а также их интенсивность (силу проявлений). Невключенные наблюдения достаточно широко распространены в социологии, этнографии, демографии, социальной психологии, экономике. Го раздо реже встречается включенное наблюдение, хотя оно являет ся наиболее интенсивным способом получения информации.

3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специ­алисты выделяют:

♦ скрытое наблюдение;

♦ открытое наблюдение.

Когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, говорят о скрытом наблюдении. Оно позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое наблюдение отличается от открытого, в котором иссле­дователь сообщает участникам о своих намерениях. Скрытое и открытое наблюдения нередко трактуются как две разновидности включенного наблюдения. Иногда они разводятся, и тогда специ­алисты говорят: надо различать прежде всего включенное и не­включенное наблюдение, а характеристики «скрытое» и «откры­тое» выступают их побочным продуктом.

Термины «включенное» и «скрытое» могут выступать синонима­ми, обозначающими один и тот же вид наблюдения. Но они же мо­гут обозначать разные типы исследования. Так, наблюдение может быть включенным, но открытым. Оно происходит в тех случаях, когда исследователь сообщает наблюдаемым, кто он на самом деле, но проводит свое исследование, трудясь на заводе, скажем, штука­туром. Он включен в социальную ситуацию, но работает без маски.

Наблюдение может быть включенным и скрытым одновремен­но, если социолог действует инкогнито и находится в социальной ситуации. Наблюдатель может имитировать новичка в населенном пункте, где все знают друг друга, а его появление не останется незамеченным. Цели своего пребывания исследователь не откры­вает, подбирая любой подходящий предлог.

Одна из модификаций скрытого включенного наблюдения — так называемое стимулирующее, в ходе которого исследователь создает новую экспериментальную обстановку с тем, чтобы выя­вить скрытое состояние объекта, не демонстрируемые на людях черты поведения. Здесь наблюдатель — участник изучаемых собы­тий — как бы провоцирует нестандартные ситуации и исследует реакции объекта наблюдения на свои действия или стимулируе­мые им действия других12. Он может, исследуя уровень социаль­ного самосознания наемных работников, подговорить руководи­телей фирмы в определенные моменты прибегать к авторитарным приемам, нарушению прав личности или трудового договора, зло-540

употреблению служебным положением, мошенничеству и др., регистрируя реакцию наблюдаемых. Таким образом, стимулиру ющее наблюдение характеризует активную социальную позицию ученого, который поощряет наблюдаемого к определенным дей ствиям, а иногда и провоцирует их.

В популярном цикле телепередач под названием «Скрытая ка мера» обычных прохожих ставят в неожиданные, иногда парадок сальные ситуации, а затем фиксируют происходящее на видеока меру. У социальных психологов это называется методом наблю дения экспериментально созданных ситуаций. Суть его в том, что наблюдатель провоцирует определенные действия, например фик сирует, как ведут себя пассажиры в ситуации, где предполагается уступить место инвалиду, пожилому человеку и т.п.

Метод включенного (участвующего) открытого наблюдения в первой половине XIX в. применял для изучения положения англий ского рабочего класса родоначальник марксизма Фридрих Энгельс Его книга «Положение рабочего класса в Англии» имеет подзаго ловок: «По собственным наблюдениям и достоверным источникам». В обращении к английскому пролетариату он написал: «Рабочие! ... Я достаточно долго жил среди вас, чтобы ознакомиться с вашим положением. Я исследовал его с самым серьезным вниманием, изу чил различные официальные и неофициальные документы.., но все это меня не удовлетворило. Я искал большего, чем одно aбстракт ное знание предмета, я хотел видеть вас в ваших жилищах, наблю дать вашу повседневную жизнь, беседовать с вами о вашем поло жении и ваших нуждах, быть свидетелем вашей борьбы против со циальной и политической власти ваших угнетателей. Так я и сделал»13. Современный образец такого типа наблюдения дает ис следование И.А. Ряжских, изучавшего организацию труда в коллек тиве строителей. Задачи, стоявшие перед исследователем, — изучить особенности процедуры приема нового человека в состав бригады-обусловили отказ от принципа анонимности наблюдения. Но и публичная форма наблюдения дала возможность вскрыть и изучить многие моменты, сдерживающие широкое распространение новой формы организации бригадного труда.

4. По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности:

♦ полевые наблюдения;

♦ лабораторные наблюдения.

Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, а лабораторные — в искусственных, т.е. заранее созданных услови-

ях. Лабораторные наблюдения распространены в психологии и социальной психологии, но их мало в социологии и антрополо­гии. Трудно вообразить, каким образом племя аборигенов можно переместить в городскую лабораторию, не нарушив естественно сложившейся между людьми системы взаимоотношений.

5. По регулярности проведения наблюдения делятся на:

♦ систематические (по заранее разработанному плану изуче­ния объекта в течение определенного времени);

♦ несистематические (проводятся без всякого заранее состав­ленного плана в течение неопределенного времени).

Дихотомия «систематическое—несистематическое» может при­нимать более дробный вид, и тогда авторы выделяют не две, а три разновидности наблюдения: систематические, эпизодические и случайные.

6. По длительности проведения, задачам и масштабу изучаемо­го явления наблюдения делятся на:

♦ кратковременные (проводятся на первой стадии исследова­ния для формулировки гипотез или контроля и пополнения дан­ных, полученных другими методами);

♦ долговременные, длящиеся многие месяцы и годы, призван­ные отследить протекание крупномасштабных либо сложно орга­низованных социальных процессов.

В последнее время наблюдение обычно используется как один из элементов полевого экспедиционного исследования, осуще­ствляемого по специально разработанной программе с исполь­зованием стандартных символических приемов фиксации эле­ментов обрядности, танца и т.д. Наблюдение может проводить­ся за действиями как отдельного лица, так и группы (например, при отправлении обряда). В процессе наблюдения все чаще ис­пользуются технические средства записи: диктофоны, кинокаме­ры и видеомагнитофоны.

При наблюдении в естественных ситуациях испытуемые не должны подозревать о том, что за ними кто-либо наблюдает и что их поведение оценивается. При этом неизбежно возникают эти­ческие (а иногда и юридические) проблемы, имеют место некон­тролируемые влияния — например, присутствие других людей.

Лабораторное наблюдение и применение групповых игр дают возможность контролировать ситуации, но возникает ряд связан­ных с этим проблем: выбор критериев и построение эксперимен­тальных ситуаций, проблема изменчивости форм поведения в за­висимости от восприятия экспериментальной ситуации и пробле­ма выбора адекватных способов фиксации поведенческих проявлений. Неясно также, насколько поведение испытуемых в

ролевых играх типично для них, насколько оно соответствует их поведению в реальной жизни.

В дальнейшем мы остановимся подробнее на двух типах наблю дения — стандартизированном и включенном.

1.5. Формализованное наблюдение

Наблюдение представляет собой целенаправленное и система газированное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные и закодирован ные, регистрируются исследователем. Формы и приемы регист рации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, видеотехника и т.п.

Формализованное, или стандартизированное, наблюдение пре дусматривает детальную разработку программы и методических процедур:

♦ определение целей и задач наблюдения;

♦ определение проблемы, объекта наблюдения;

♦ определение изучаемых характеристик и их индикаторов, доступных внешнему наблюдению и регистрации;

♦ определение необходимого числа наблюдений из множества возможных (выборочные процедуры);

♦ разработку регистрационных документов для фиксации на-блюдаемых характеристик (карточки наблюдения, бланки прото колов и т.п.);

♦ инструкции наблюдателям относительно способа наблюдения

♦ методику обработки и анализа данных. Формализация процедуры наблюдения возможна в тех случа

ях, когда наблюдатель занимает стороннюю позицию, когда изу чают явления, открытые для визуального восприятия.

В промышленной социологии методом наблюдения изучают-ся затраты рабочего времени, взаимодействия между членами пер вичных коллективов, производственные собрания, соблюдение трудового режима, очереди в столовых, общение работников с представителями администрации в дни приема и т.д.

Документом для регистрации наблюдения выступает детально разработанный «Наблюдательный лист», который включает данные о месте и времени наблюдений: цех №.., участок.., дата.., количество рабочих.., число наблюдений.., смена.., цель наблюдения.., маршрут

обхода... Далее идет таблица, строки которой содержат фамилии ра­бочих, а столбцы включают перечень наблюдаемых характеристик.

Наблюдение большой аудитории проводится несколькими ли­цами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествуют не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестан-дартизированные наблюдения на разных объектах.

Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктур­ном и невключенном наблюдении может производиться кодовы­ми словами или обозначениями, которые заносят в блокнот при первой возможности, чтобы потом расшифровать записи. Иногда при записи используется магнитофон, с которого текст расшиф­ровывается прямо в компьютер. Записи можно делать по ходу наблюдения либо в конце рабочего дня.

В структурированном наблюдении, предполагающем строгие приемы ведения записей, используются бланки-протоколы, разт линованные по пунктам наблюдения, с кодовыми обозначения­ми событий и ситуаций, дополняющие карточки индикаторов. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования.

Надежность результатов наблюдения обеспечивается апробаци­ей разработанного инструментария (пилотаж), специальным обу­чением наблюдателей и контролем за качеством их работы.

Апробация документов, подготовленных для регистрации ре­зультатов наблюдения, состоит в проведении пробных наблюде­ний и анализе сделанных записей, а также впечатлений наблю­дателей, трудностей регистрации, неясных терминов, психоло­гических препятствий и т.п. Кроме того, проводится сравнение результатов наблюдения несколькими наблюдателями одной и той же ситуации. Анализ причин несовпадения результатов по­могает выявить просчеты в конструкции карточек для регистра­ции наблюдения, в организации наблюдения15.

1.6. Включенное наблюдение

Оно вызывает исключительный интерес как в среде студенче­ства, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследова тель в той или иной степени включен в изучаемый объект и на ходится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, прини мая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвую щим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догады ваться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производ ственную практику в качестве стажера. А если у него есть соот ветствующая квалификация, то и рабочим.

В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить: элементы деятельности; категории действий; объект или лицо, выступающее центром внимания груп пы; индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появи лось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал замет ки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь. Его работа оказа ла влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.

Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную прак тику16. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигран тов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись-студентом-историком, Уайт вошел в местную общи ну (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон ита льянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завое-вав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски. «В одном из своих исследований бан-

дитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший спо­соб установить контакт и взаимопонимание со своими «клиента­ми» — говорить на их языке»17. Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному на­рушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравствен­ная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действо­вать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступ­лении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и ми­лосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яб­лонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их распо­ложение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступле­ние, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в пре­ступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экст­раординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, что­бы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если пре­ступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиен­тов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жиз­нью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры18.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями вы-546

живания19. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, клас сическое участвующее наблюдение с длительным процессом за воевания доверия, совместным повседневным времяпрепровож дением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали воз никновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод вклю ченного наблюдения при изучении народного читателя предпри нял в начале XX в. С.А. Рапопорт (публиковался под псевдони мом С. Анский), который, следуя традиции народнического дви жения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строитель ном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не ря довым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, ка налы расхищения материалов, способы присвоения незаработан ных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении ис следования приходилось прятать свои записи, тщательно маски роваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельно сти не догадываются о присутствии исследователя, позволяет ми нимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зави симости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информа ции осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизнен-ной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репорта-

Наши рекомендации